Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
С_Н_ Смирнов_ Т,Ю_ Сидорина _Социальная политик....doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
869.89 Кб
Скачать

Глава 7. Государственная политика занятости

7.1. Рынок труда в России

В этом параграфе мы рассмотрим основные этапы развития рынка труда и трудовых отношений в России, показатели, при помощи которых может характеризоваться ситуация на рынке труда и в сфере занятости, а также различия в состоянии рынка труда различных регионов Российской Федерации.

7.1.1. История развития трудовых отношений в России (советский период)

Историю развития трудовых отношений в России в XX в. можно сравнить с движением по замкнутому кругу, с дорогой, ведущей от рынка труда к рынку труда.

К началу 1920-х гг. в связи с послереволюционной, послевоенной ситуацией сложились условия, при которых в стране началась хозяйственная разруха, появились толпы беженцев. Это послужило решающим фактором для невиданной в истории России безработицы[58].

В целях ее ликвидации по всей стране в течение короткого времени открываются биржи труда, которые, помимо учета безработных, свободных рабочих мест и распределения по ним людей, оказывали материальную помощь нуждающимся. Они не зависели от государства, а находились в ведении профсоюзов, были самоуправляемыми и принадлежали тем, кто оказался на рынке труда. В управлении биржи большинство составляли рабочие, но и предприниматели (работодатели) тоже участвовали в управлении. Соблюдался принцип сохранения паритетности прав и обязанностей работодателей и работников. Были открыты временные и общественно полезные работы.

В январе 1918 г. Советское правительство обнародовало новый закон о биржах труда, предусматривавший создание Всероссийского центра бирж труда, учреждение Совета бирж, проведение их съездов. В мае 1918 г. состоялся II Всероссийский съезд комиссаров труда и страховых касс, определивший общие правила регулирования рынка труда и наладивший более полный учет безработных. Были созданы предпосылки для огосударствления органов по трудоустройству.

С началом Гражданской войны, объявлением "военного коммунизма", национализацией и тотальным привлечением к труду эта глубоко продуманная система была похоронена: экономику решили поддерживать только методами внеэкономического воздействия — созданием трудовых армий, принудительной мобилизацией, милитаризацией труда (создание системы административно-командных и репрессивных учреждений принудительного труда — комтрудов); принудительным распределением работников по рабочим местам (наряды на мобилизацию); организацией концлагерей, которые представляли собой огромные резервуары живого труда без всякой техники. Люди варварски эксплуатировались государством сначала ради достижения конкретных целей, а затем и во имя неких священных идеалов.

Принудительное регулирование заработной платы, которая в то время была ниже прожиточного минимума, привело к значительному падению производительности труда. Нэп был вынужденной политикой возвращения к реализму. Вместе с ним вернулась к жизни и система занятости (в ноябре 1922 г. был принят Кодекс законов о труде).

Снова появился рынок труда, биржи, была восстановлена система помощи безработным, их переквалификации, экспертиза профессиональной трудоспособности. Последнее понадобилось, поскольку в эпоху "военного коммунизма" обострилась депрофессионализация населения: многие кадровые рабочие сбежали с предприятий в деревню, чтобы не погибнуть от голода, а на их место пришли люди малоквалифицированные, загнанные на предприятия военными методами, или беженцы. Заработная плата была увеличена и составляла не меньше прожиточного минимума. Появились деньги, на которые можно было купить товары, а не получать по карточкам, по талонам мизерные пайки. Всеобщую принудительную занятость заменила рыночная система. Работу по специальности и высокую оплату за выполненный труд получал тот, кто хорошо работал.

На биржах труда трудоустраивали и многочисленных городских обывателей, и бывших белогвардейских офицеров, и представителей господствовавших классов, лишенных всего революцией и войной.

Россия нэповская дала миру опыт великолепно налаженной системы посредничества для получения настоящей, хорошо оплачиваемой работы по специальности и одновременно оказания социальной помощи тем, кто не мог найти себе такую работу по объективным причинам — работы не было, или у человека недоставало квалификации, или физической возможности работать. Была возобновлена выплата пособий по безработице. Продолжительность их выплат составляла не свыше шести месяцев. Право на их получение, в первую очередь, имели работники, уволенные по сокращению штатов или при ликвидации предприятия, члены профсоюза, демобилизованные. Безработным предоставлялся целый ряд льгот: полное или частичное освобождение от уплаты налогов, платы за квартиру и коммунальные услуги, а также льготный проезд на транспорте. Для поддержки особо нуждающихся безработных, не получающих пособия, на местах создавали специальные фонды за счет средств, поступавших от устройства благотворительных концертов и спектаклей, лотерей, отчислений предприятий и частных лиц. Они расходовались на выдачу разовых пособий, бесплатных обедов и т.п. Профсоюзы также создавали особые фонды помощи рабочим и служащим, оставшимся без работы. Кроме того, они специально организовывали сбор средств среди работников предприятий для оказания материальной поддержки тем, кто был уволен при сокращении штатов. Снова организовывались общественные работы. В некоторых городах успешно работали артели безработных.

Для женщин были введены льготные условия посылки на работу, в том числе группами; организованы женские артели, работа в столовых и прачечных. В наиболее крупных городах действовали бюро по использованию труда подростков.

Гармоничная саморегулирующая система не вписывалась в идеологические представления руководителей советского государства о всеобщности труда и равного распределения. Решающим шагом становления всеобщности труда, оказавшим влияние на все общественные процессы, явилось упразднение рынка труда. В действительности же сначала была ликвидирована не сама безработица, а система социальных гарантий на рынке труда. Летом 1930 г. был реорганизован Наркомат труда и его органы на местах.

Индустриализация дала мощный толчок внедрению в жизнь идеи, что все поголовно, независимо от индивидуальных особенностей должны работать как в одном муравейнике, осуществлять намеченные грандиозные планы, действовать как части хорошо отлаженного механизма, по схеме, где человеческая личность ничего не стоит и незаменимых нет[59].

Руководителям страна представлялась огромным заводом, работающим по единому плану, по единой программе, по заранее утвержденной номенклатуре, в соответствии с установленными приоритетами. Продукцию давали на душу населения — тысячи тонн, миллиарды кубометров. Этот вал задавил смысл производства, свободу человека, его реальные ценности.

Началась эпоха организации трудового энтузиазма сверху, его подстегивания пропагандистскими и репрессивными мерами и стимуляции всеобщего соревнования (с обязательным определением "социалистическое").

За годы первой пятилетки в стране была введена карточная система, учреждены отделы рабочего снабжения и закрытые распределители на предприятиях с принудительным ассортиментом "отоваривания" зарплаты. Получить реально хоть какое-то жилье, пропитание, бытовое обслуживание при фактически обесценивающейся зарплате становилось возможным только на предприятии. Несанкционированное увольнение, как правило, сопровождалось для рабочего серьезными материальными лишениями. Это создавало условия для прикрепления к производству.

Трудовое законодательство было так изуродовано, что всегда использовалось против работающего. Именно в эти годы были введены трудовые книжки, где фиксировались все перемещения человека. В конце 1930-х гг. рабочего бессрочно прикрепили к предприятию, как еще раньше колхозника пожизненно прикрепили к колхозной плантации. Указ, подписанный Сталиным в 1940 г., запретил самовольный переход с одного предприятия на другое и ввел уголовное наказание за нарушение дисциплины труда. За 20-минутное опоздание следовало полгода принудительных работ, за прогул — год тюрьмы. Подобное же наказание — за самовольное оставление рабочего места.

После войны "драконовские методы" продолжали действовать. Многие заводы открывали ворота раз в неделю, чтобы выпустить рабочих на выходной; колхозники по-прежнему были в положении рабов. В 1955 г., наконец, разрешили самостоятельную перемену места работы.

Проблемы в сфере трудовых отношений, возникшие в 1930-е — 1940-е гг., сохранились вплоть до 1970-х — 1980-х гг. Причем в период экстенсивного развития экономики они резко обострились в условиях общего кризиса административно-командной системы.

Несмотря на прирост трудовых ресурсов в 1970-е — 1980-е гг., их дефицит стал одним из самых узких мест затратной экономики. Постоянно нараставшие потребности народного хозяйства в новой рабочей силе привели к тому, что подготовка кадров превратилась в своего рода ресурсодобывающую отрасль буксующей экономики.

Для выполнения плановых заданий предприятия привлекали дополнительные производственные ресурсы — технику и рабочую силу. В этих условиях были существенно подорваны материальные стимулы к высокопроизводительному труду, систематическому росту квалификации используемых на производстве кадров. Снижение качественных характеристик трудовых ресурсов компенсировалось расширением сферы занятости за счет вовлечения в общественное производство все новых контингентов трудящихся, в том числе пенсионеров, инвалидов, учащихся, женщин, занятых в домашнем хозяйстве.

Для поддержания полной занятости активно применялись административно-карательная система использования принудительного труда заключенных и трудовая повинность военнослужащих срочной службы, которые обеспечивали постоянный приток рабочей силы на наиболее тяжелые, наименее производительные и малопривлекательные работы. Все это дополнялось так называемой "добровольной" шефской помощью рабочих, служащих, студентов и школьников народному хозяйству с отвлечением от основной деятельности, принимавшей характер регулярных массовых кампаний.

Советское государство столкнулось с проблемой так называемой текучести кадров, что явилось следствием усиления противоречий между все возрастающими потребностями производства в рабочей силе и требованиями работников к новой работе. Текучесть оказалась средством преодоления навязываемых условий занятости путем самостоятельного поиска подходящей работы, исходя из личных интересов конкретных групп работников.

В 1980-е гг. текучесть кадров стала преимущественно молодежной проблемой и одновременно способом реализации ее жизненных и производственных планов. Более 2/з меняющих место работы составляли молодые люди до 29 лет. Однако стремление молодых работников улучшить свое экономическое и социальное положение в результате перехода на другое предприятие наталкивалось на различного рода препятствия и ограничения трудовых перемещений, вводимые под лозунгом борьбы с текучестью кадров.

Прежде всего это касалось планового распределения и закрепления молодых работников на предприятии — не только с помощью юридических норм, процедур приема и увольнения трудящихся, но и путем экономического и социального стимулирования длительной работы на одном предприятии, производстве, рабочем месте. Этому же служили организация оплаты труда и материального поощрения, социальное страхование и пенсионное обеспечение, предоставление жилья и выплат из общественных фондов потребления, моральное стимулирование, а также другие приоритеты в распределении материальных благ фактически не по затраченному труду, а по стажу работы на одном предприятии. Естественно, что наиболее энергичные молодые работники не вписывались в этот порядок — когда для того чтобы улучшить свое положение, надо не активнее работать, а терпеливее дожидаться.

Самостоятельная перемена места работы на государственных предприятиях также оставалась наказуемой. При несанкционированном переходе работник, как правило, терял стажевые надбавки к зарплате, право на повышенную пенсию, очередь на жилье, возможность пользоваться социально-бытовой инфраструктурой предприятия и т.д. В случае задержки с трудоустройством прерывался стаж, что сразу отражалось на размерах выплат при временной нетрудоспособности, предоставлении отпусков и т.п.

Во второй половине 1980-х гг. в СССР была предпринята попытка реформы существующих механизмов управления экономикой. Определенная либерализация экономических отношений, введение хозрасчета на предприятиях, снятие запретов на масштабы экономической деятельности в негосударственном секторе экономики привели к постепенному изменению ситуации в трудовой сфере России.

Увеличивались различия в уровне оплаты труда на предприятиях разного типа, начался стихийный перелив рабочей силы к более выгодным условиям занятости, на более высоко оплачиваемые рабочие места. Государственные предприятия столкнулись с проблемой реального дефицита кадров, особенно квалифицированных. Вместе с тем началось реальное высвобождение избыточной рабочей силы.