Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методичка по клинической психологии.doc
Скачиваний:
61
Добавлен:
27.04.2019
Размер:
711.68 Кб
Скачать

38. Нарушение мышления. Общая характеристика нарушений. Нарушение операционной стороны мышления

Мышление высшая форма отражения объективной реальности в сознании человека. Это обобщенное, осуществляемое посредством слов и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности. Единый процесс познания подвержен общей закономерности: через чувственное со­зерцание человек переходит к рациональному мышлению, а от него — к практике и постижению истины. Основой мышления являются понятия. Понятия это обобщенные знания о существенных свойствах предметов. Понятия формируются из представлений через язык, вместе с тем речью же они и выражаются. Выделяют наглядно-действенное, конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление.

54

Нарушения мышления носят разнообразный характер. Их трудно уложить в какую-нибудь жесткую схему, классификацию. Б.В.Зейгарник (1969) выделяет следующие три вида патологии мышления:

1) нарушение операционной стороны;

2) нарушение динамики мышления;

3) нарушение личностного компонента мышления. Нередко в структуре патологически измененного мышления больных наблюдаются более или менее сложные сочетания разных видов нарушений.

1. Нарушение операционной стороны мышления. При некоторых формах патологии психической деятельности у больных теряется возможность использовать систему операций обобщения и отвлечения. Исследования мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам: а) снижение уровня обобщения, б) искажение процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения. Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Например, Б.В.Зейгарник указывает, что в опыте по методу классификации один из подобных больных отказывается объединить в одну группу кошку с собакой, "потому что они враждуют"; другой больной не объединяет лису и жука, потому что "лиса живет в лесу, а жук летает".

В психическом состоянии этих больных, как правило, не отмечалось психотической симптоматики (бреда, галлюцинаций, расстройств сознания); преобладали данные об их общем интеллектуальном снижении. Резюмируя, можно сказать, что мыслительная деятельность подобных больных несовершенно отражает предметы, явления и их взаимосвязи, ибо полноценный процесс отражения объективных свойств и закономерностей вещей всегда предполагает умение абстрагироваться от конкретных деталей. У данных больных этот "отлет" от единичных связей крайне затруднен.

Искажение процесса обобщения. Нарушение процесса мышления, обозначенное Б.В.Зейгарник как искажение процесса обобщения, является как бы антиподом только что описанного. У таких больных, "отлет" от конкретных связей выражен в чрезвы­чайно утрированной форме. Больные в своих суждениях отражают лишь случайную сторону явлений, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей и явлений часто не учитывается. Так, выполняя задание на классификацию предметов, они руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Например, больной М. объединяет вилку, стол и лопату по принципу "твердости"; гриб, лошадь и карандаш он относит в одну группу по "принципу связи органического с неорганическим". Подобные выполнения задания обозначаются как бес­содержательные или выхолощенные, чаще всего они встречаются у больных шизофренией (у 67,1% обследованных больных), главным образом при гаплюцинаторно-параноидной форме течения болезни, и у психопатов (33,3%).

Подобные больные живут в мире своих бредовых переживаний, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным, обыденным явлениям подходить с "теоретических позиций". В беседе они способны затронуть вопросы общего характера, но часто не в состоянии ответить просто на конкретный вопрос. Преобладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задания создают основу для того бесплодного мудрствования, которое

55

характеризует подобных больных и которое носит в клинике название "резонерство".

Так, картинку, где изображена женщина, колющая дрова, один из таких больных описывает следующим образом: "Маленькая теорийка о назначении жизненных условий". Еще резче этот симптом проявляется в опыте на объяснение пословиц.

Таким образом, единый процесс отражения искажается как бы с двух сторон. Если для мышления первой группы больных характерным является узкий круг связей, бедность ассоциаций, то для мышления данных больных характерно возникновение очень большого числа ассоциаций, но ассоциаций ненаправленных, случайных, отражающих чрезвычайно общие связи.