Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебное пособие Белогай К Н Введение в перината...doc
Скачиваний:
198
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
40.34 Mб
Скачать

2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности

Развитие ребенка, в том числе и пренатальное, включает в себя несколько аспектов: физическое и физиологическое, моторное, эмоциональное, когнитивное и личностное. Наши знания относительно развития в пренатальном периоде касаются, в первую очередь, физического и физиологического развития. Описание остальных аспектов развития является крайне противоречивым в силу сложности экспериментального исследования и высокой зависимости интерпретации получаемых фактов от принадлежности исследователя к той или иной психологической школе.

Например, интерпретация эмоционального развития ребенка предпринимается в большинстве случаев с точки зрения психоаналитических подходов и в рамках практической психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей эмоциональной сферы ребенка старшего возраста.

Развитие личности также трактуется, в основном, с точки зрения психоанализа и микропсихоанализа. Пренатальный период рассматривается как время возникновения первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как источник первых эмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов [18].

В отечественной психологии в рамках деятельностного подхода этот период развития практически не рассматривался. Например, Л. С. Выготский определяет в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный период как выходящий за рамки психологического исследования [6].

Однако результаты новейших исследований показывают, что плод не только постоянно находится в активном состоянии, но и его активность оказывает влияние на процессы роста и развития и является основой поведения, которое позднее наблюдается у новорожденного. В свою очередь, некоторые из этих врожденных поведенческих реакций могут стать основой последу­ющего развития [см., например, 2]. Получается, что истоки психической жизни необходимо искать в пренатальном периоде. Попытаемся обобщить данные, полученные такими авторами как Дж. Баттерворт, М. Харрис, Г. Крайг, Г. Г. Филиппова и др. в рамках различных подходов, для описания развития внутриутробного ребенка по триместрам беременности.

Первый триместр внутриутробного развития продолжается до 13 недели. К концу этого триместра закладываются все внутренние органы и системы, свойственные взрослому организму, плод приобретает человеческий вид (длина плода составляет 7-9 см, вес – 15-25 г). Самым первым различимым движением эмбриона является сер­дцебиение. Оно появляется, когда возраст эмбриона составляет всего 3 недели, а его длина равна 6 мм. Вскоре устанавливается правильный ритм, а через 5 недель ритм сердца господствует в организме эмбриона. Только после того, как установиться сердечный ритм, начинается формирование нервной системы [2].

С пятидесятого дня у плода начинают фиксировать мозговые импульсы, в науке это главный показатель того, что человек жив. Уже в первые недели интенсивно развивается нервная система и чувствительность ребенка. Основные структуры головного мозга закладываются на 5-й неделе развития, морфофункциональные основы всех нервных функций – в 7-8 недель [18].

В 6 недель начинает функционировать вестибулярный аппарат, в 7,5 недель отмечается ответная реакция на прикосновение к коже в области губ, а в 8 – в любой части тела. Еще в 30-е гг. прошлого века Д. Хукер наблюдал за плодами в возрасте 8 недель (длина 2,5 см). Он показал, что легкая стимуляция плода волосом в области рта ведет к раскрытию рта и движению конечностей и туловища. Ко второму триместру (16 неделям), в соответствии с тенденцией развития «от общего к специфическому», ответ плода на внеш­нее прикосновение локализуется в зоне контакта.

Рефлекторная и спонтанная активность плода подробно описана в работе Дж. Баттерворта и М. Харриса. Мышечная активность появляется внутриутробно примерно в 10 недель, в 11-12 недель уже есть хватательный рефлекс, а в 13 – сосательный. Если ребенок случайно прикасается пальцем к области рта, он захватывает его ртом и сосет. Большинство движений в этот период являются рефлекторными, причем рефлексы достаточно разнообразны: при прикосновении к векам, ребенок щурится, к ладони – частично сжимает кисть в кулачок, при ударе по пяткам, разгибает пальцы ног. Эти рефлексы присутствуют у новорожденного и обычно исчезают в течение первых месяцев жизни.

Помимо рефлекторных движений появляется и спонтанная активность плода, т.е. сложно организованные движения, которые производятся самим плодом безо всяких раздражителей. Благодаря новейшей технике у внутриутробного ребенка в возрасте 13-16 недель можно зарегистрировать до 20000 движений в день.

Дж. де Ври с соавт. описали 15 паттернов движения 15-недельного плода. Уже в первом триместре они наблюдали вздрагивание (с 8 недель), икоту (с 9 недель), дыха­тельные движения, при которых регулярно вдыхается и выдыхается амниотическая жидкость (с 10 недель), вытягивание и повороты тела, зевание и потягивание (с 10 недель). На более поздних этапах внутриутробной жизни (во втором триместре) наблюдаются паттерны движений глаз и сосания большого пальца. Все паттерны движений хорошо коор­динированы в условиях относительной невесомости околоплодной среды.

По мнению де Ври, функции спонтанных движений состоят в следующем: они служат для упражнения развивающейся нервной системы и двигательного аппарата; способствуют правильному развитию тела, например, суставов; обеспечивают доступ проприоцептивной информации к органам чувств; предотвращают «прилипание» плода к стенкам матки. Исследования показывают, что двигательная активность необходима для нормального развития плода. Так, у близнецов, чье пространство ограничено, возникает сенсорная депривация, которая негативно сказывается на развитии нейронных структур мозга. У матерей-алкоголиков новорожденные часто появляются на свет с врожденными уродствами суставов, т. к. алкоголь, проникавший через плаценту, оказывал анестезирующее влияние на плод и препятствовал развитию нормальных паттернов движений [цит. по 2].

Что касается других аспектов пренатального развития, то возникающие формы чувствительности образуют достаточно богатый мир для субъективных переживаний. При этом при попытке описать эмоциональную, когнитивную или личностную жизнь ребенка мы оказываемся в области допущений и предположений. Например, пока нет оснований говорить о разделении во внутреннем мире ребенка внешнего и внутреннего, то есть о способности по-разному переживать внутреннюю и внешнюю стимуляцию. В первом триместре речь может идти только о наличии стимуляции и ее ощущении [18].

Интенсивность стимуляции (прикосновение околоплодной жидкости, сердцебиение матери, биохимические вещества, поступающие от нее, изменения, происходящие в ответ в организме плода) жестко ограничена условиями внутриутробного развития.

По мнению Г. Г. Филипповой, реакция избегания в ответ на подобную стимуляцию невозможна, поэтому можно предположить, что субъективно такая стимуляция переживается как комфортная. Положительной эмоции соответствует средний (оптимальный) уровень стимуляции, повышение уровня ведет к превышению оптимального уровня и стремлению его уменьшить – отстранению от прикосновения. Воздействие от околоплодной жидкости, стенок пузыря и т.п. однородно по интенсивности и создает основу для оптимального развития мозга. Дополнительное экспериментальное воздействие, видимо, превышает оптимум стимуляции, вызывает отстранение и отрицательные субъективные переживания. С 10 недель плод способен уменьшить стимуляцию за счет изменения траектории движения.

Таким образом, можно утверждать, что уже в первом триместре плод субъективно переживает сенсорное воздействие, то есть обладает первичной формой психической жизни – ощущениями. Можно также предположить, что у внутриутробного ребенка появляется два альтернативных состояния, которые служат основой для развития эмоций удовольствия – неудовольствия. Подобный уровень развития аналогичен уровню элементарной сенсорной психики. Вся деятельность плода пока состоит в изменении активности, в результате которой достигается оптимум стимуляции и, соответственно, комфортное состояние. Никакие другие нужды необходимости регулировать нет, т.к. все необходимые вещества поступают с кровью матери.

Второй триместр внутриутробной жизни продолжается до 26 недели развития. К концу этого периода вес плода в среднем достигает 0,8 кг, а длина тела – 30,5 см, на теле и голове плода появляется сыровидная смазка и пушковые волосы, что предохраняет кожу от растрескивания в результате постоянного соприкосновения с амниотической жидкостью. Проходят первую стадию формирования легкие ребенка.

В развитии нервной системы в этот период можно выделить две основные особенности. Во-первых, с 16 недель начинает формироваться специфически человеческая пространственная ориентация мозга. С этого момента отмечается моторная реакция на звук, и вся звуковая среда, в первую очередь, речевая, становится той внешней стимуляцией, которая участвует в развитии адаптационных механизмов, необходимых ребенку для жизни в человеческом обществе. К 20-22 неделе мозг функционирует как целостная система, и можно зарегистрировать его электрическую активность. Во-вторых, в этом триместре формируется и начинает функционировать нейрогуморальная система. Примерно с 20-й недели центры удовольствия – неудовольствия, находящиеся в гипоталамусе, включены в общую систему и получают стимуляцию от самого ребенка и от поступающих с кровью гормонов матери [18; 59].

Достаточно широко обсуждается в литературе вопрос о том, насколько сильно внутриутробный ребенок может переживать эмоциональные состояния, испытываемые матерью [59; 60]. Современные исследования подтверждают, что гормоны матери, в том числе, гормоны стресса могут оказывать влияние на ребенка. Гормональные изменения в крови матери при переживании тревоги или радости прямо воздействуют на ребенка, т.к. плацентарный барьер пропускает эндорфины и катехоламины. Адреналин, выбрасывающийся при стрессе, не проникает сквозь плацентарный барьер, но он заставляет сокращаться мышцы матки и сжиматься кровеносные сосуды, в результате чего сокращается поступление кислорода к плоду. Таким образом, стресс матери оказывает определенное влияние на плод [18]. Важно, однако, понимать, что достаточных экспериментальных данных о том, с какой силой переживает этот приток гормонов ребенок, у нас пока нет. В связи с этим, драматические утверждения о вреде любых переживаний беременной для ребенка, которого она вынашивает, мягко говоря, преждевременны.

К 16 неделям развиты все формы чувствительности. К этому времени есть внутреннее ухо, и ребенок слышит звуки, поступающие из организма матери и извне. Звуковая среда плода очень богата: сердцебиение матери, шум крови в сосудах, звуки перестальтики кишечника, голос матери, преобразованный костной системой и водной средой. Уже в этом возрасте слуховой анализатор ребенка выборочно реагирует на высокие и низкие звуки: чувствительность к низкочастотным звукам понижена, что защищает ребенка от чрезмерной стимуляции, к высокочастотным – повышена [35].

Интенсивно развивается зрительный анализатор. В 16 недель отмечаются движение глаз, в 17 – мигательный рефлекс, с 26-й недели – реакция на резкое освещение живота матери (зажмуривание, отворачивание головы) [11]. Начиная с 22-й недели, зафиксированы адекватные двигательные и эмоциональные реакции на положительные и отрицательные стимулы [3].

К середине внутриутробного периода хорошо развита двигательная активность. Сформированы некоторые рефлексы, например, сосательный. В 18 недель ребенок перебирает руками пуповину, сжимает и разжимает пальцы рук, дотрагивается до лица, а чуть позже – даже закрывает лицо руками при неприятных звуковых сигналах.

Что касается эмоционального развития, то с 26-28-ми недель у плода можно наблюдать мимическое выражение фундаментальных эмоций. В это время ребенок уже ориентируется на свои переживания и при помощи двигательной активности регулирует интенсивность стимуляции: заглатывает больше или меньше околоплодной жидкости в зависимости от ее вкуса, отворачивается от источника неприятного звука или резкого света, при этом на его лице появляется гримаса неудовольствия, по-разному реагирует на активность матери.

Пока у нас нет ответа на вопрос, может ли ребенок до рождения переживать стимуляцию не как свое состояние, а как существующее вне его. Известно лишь, что уже во втором триместре ребенок обнаруживает способность к установлению условно-рефлекторных связей. Например, может возникать связь между изменениями голоса, сердцебиения матери и непосредственно воспринимаемым гормональным фоном. Об этом свидетельствуют наблюдения за новорожденными, которые предпочитают те стимулы, которые вызывали состояние комфорта у матери во время беременности [18].

Последний третий триместр – продолжается до момента рождения ребенка. К исходу внутриутробного периода длина плода составляет 47-60 см., вес – 2,5-5 кг. В середине последнего триместра образуется подкожный жировой слой, в целом заканчивается формирование основных систем организма.

Развитие нервной системы в этот период характеризуется дифференциацией филогенетически новых зон коры, ростом ассоциативных систем мозга. Некоторые авторы, например, И. А. Аршавский, Г. И. Поляков считают, что этот период сензитивен для образования индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и даже его способностей.

Исследования показывают, что в это время у ребенка могут формироваться предпочтения к определенным видам звуковой стимуляции: голосу матери, характеристикам ее родного языка и более определенным стимулам – например, мелодиям, стихам, сказкам и т.п. Также примерно в это время формируется вкусовая избирательность к особенностям пищи региона, где находится мать ребенка [3; 35].

Функционирование сенсорного аппарата и формирование ассоциативных зон мозга создают основу для образования устойчивого отношения к получаемой информации. На основании реакций новорожденного на стимулы, которые он получал еще внутриутробно, можно предположить, что у ребенка в третьем триместре формируется устойчивый сенсорный образ мира, включающий в себя и ожидание его изменений. Пренатально сенсорная среда, которая окружает ребенка, воспринимается им как мир вообще. После рождения он теряет эту стимуляцию, что не вписывается в его схемы предвосхищения, в результате ребенок переживает эмоциональный дискомфорт. До рождения у ребенка нет собственно потребности в контакте с матерью, т.к. нет разрыва с этой средой, после рождения такая потребность появляется – именно контакт с матерью как бы восстанавливает привычный мир ребенка и его эмоциональный комфорт. Хотя основа для подобной потребности формируется еще пренатально [18].

Проанализировав пренатальное развитие психики, мы можем отметить, что окончательного ответа на вопрос, когда в онтогенезе возникает психика, у ученых пока нет. Во многом ответ на данный вопрос зависит от теоретических позиций автора. Даже реакции внутриутробного ребенка можно толковать по-разному. Именно поэтому одна из ключевых проблем современной перинатальной психологии – это проблема определения психологического статуса внутриутробного ребенка.