Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебное пособие Белогай К Н Введение в перината...doc
Скачиваний:
198
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
40.34 Mб
Скачать

2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения

Вопрос о психологическом статусе ребенка в пренатальном периоде решается в зависимости от понимания сущности психического и выделяемых критериев наличия психики. Именно этим объясняется неоднозначность суждений относительно того, с какого момента мы можем считать ребенка субъектом психической активности. Например, в психоанализе критерием психической жизни является ощущение удовольствия-неудовольствия от получаемых воздействий. Современные исследователи склонны трактовать реакции ребенка при встрече с раздражителями (приближение или отстранение, например) как свидетельство переживания им удовольствия-неудовольствия, а значит, свидетельство психической жизни.

В предыдущем параграфе освещен именно такой взгляд на пренатальное развитие. Однако далеко не все ученые согласны с тем, что психическая жизнь присутствует у ребенка пренатально. Рассмотрим альтернативный взгляд на психику внутриутробного ребенка, предложенный в работе Е. И. Захаровой. Опираясь на представления о психическом отечественных авторов – А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Е. И. Захарова считает, что говорить о наличии психики в пренатальном периоде неправомерно. Конечно, в деятельностном подходе напрямую не решается вопрос о психическом развитии ребенка до рождения, но концепция формирования психики содержит основу для решения этого вопроса. Основные посылки, которые позволяют отрицать наличие психики у плода, состоят в следующем.

Во-первых, критерием психического в соответствии с гипотезой А. Н. Леонтьева признается не движение (иначе необходимо было бы признать наличие психики у всех живых существ, в том числе, у растений); не наличие нервной системы, т.к. она отвечает не только за поведение, но и за физиологические проявления, например, дыхание, пищеварение; не раздражимость – способность реагировать на внешние воздействия; а чувствительность – раздражимость к абиотическим стимулам (см., например, работу А. Н. Леонтьева «Проблемы развития психики». – М., 1972).

Основываясь на гипотезе А. Н. Леонтьева, Е. И. Захарова приходит к выводу, что плод движется, имеет нервную систему и раздражимость, но все это не является признаками наличия у него психики. Плод действительно начинает реагировать на внешние раздражители очень рано, однако раздражимость (ответы на положительные и отрицательные стимулы) – это свойство многих организмов, психикой не обладающих, такое реагирование осуществляется на уровне физиологических реакций и не имеет психической составляющей [8]. Возникает вопрос, может ли плод реагировать на абиотические раздражители? По мнению Е. И. Захаровой, нет, т. к. ребенка травмируют не сами по себе печальные мысли или тревоги матери, а гормоны, поступающие в ее кровь при переживании подобных эмоций.

Вторая посылка в рассуждениях Е. И. Захаровой состоит в том, что у плода отсутствует необходимость в психике вообще, т. к. ее возникновение связано с переходом организма из гомогенной среды (водной) в гетерогенную среду (воздушную). В соответствии с теорией деятельности, психика нужна организму в том случае, если он осуществляет активную поисковую деятельность в отношении связи между внешними раздражителями. У плода в гомогенной среде есть необходимые реакции на внешние воздействия, у него нет необходимости самостоятельно добывать пищу и обеспечивать защиту. Все поведенческие реакции можно описать на уровне физиологии, а их избирательность также не свидетельствует о наличии психического отражения, но лишь о наличии раздражимости [8].

Таким образом, ключевой вопрос перинатальной психологии о точке отсчета в развитии человеческой психики остается не решенным. Одни авторы (например, психоаналитического направления) утверждают, что психика появляется внутриутробно и ребенок способен субъективно переживать все, что происходит с ним и его матерью, другие (ряд отечественных и зарубежных авторов) более осторожны в своих утверждениях, третьи вообще отрицают наличие психики у внутриутробного ребенка.

Прояснение этой проблемы имеет не только научное теоретическое значение, но и сугубо практическое, т. к. позволит перинатальным психологам определиться с необходимостью, степенью и границами воздействия на ребенка до его рождения.