Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРАКТИКУМ ПО РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
147.43 Кб
Скачать

Библиографический список Основной

  1. Губский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.

  2. Замалеев, А.Ф. Курс истории русской философии / А.Ф. Замалеев. – М.: Магистр, 2006. – 350 с.

  3. Зеньковский, В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. – Л.: ЭГО, 2006. – 980 с.

  4. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М.: Высшая школа, 2005. – 560 с.

  5. Сербиненко, В.В. Русская философия : курс лекций : учеб. пособие по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обучающихся по нефилос. специальностям и направлениям / В.В. Сербиненко. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 464 с.

Дополнительный

  1. Аронов, Р.А. Три мира есть у человека / Р. А. Аронов // Вопросы философии. – 2007. – № 1. – С. 106 – 114.

  2. Ахиезер, А.С. Проблема субъекта: человек – субъект /А.С. Ахиезер // Вопросы философии. – 2007. – № 8. – С. 3 – 15.

  3. Бехман, Г. Современное общество как общество риска / Г. Бехман // Вопросы философии. – 2007. – № 1. – С. 34 – 45.

  4. Матрошилова, Н.И. Варварство как оборотная сторона Цивилизации / Н.И. Матрошилова // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 44 – 52.

  5. Нагевичене, В.Я. Семья: светская, конфессиональная, религиозная. Монография в 2-х частях / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1995. – 283 с.

  6. Нагевичене, В.Я. Целостность мира и человека – основополагающая идея религии. Учебно-методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 48 с.

  7. Нагевичене, В.Я. Христианская религиозность как духовное становление личности, брак и семьи. Монография / В.Я. Нагевичене. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. – 208 с.

  8. Мясникова, Л.А. Опыт: обретение открытости и откровения / Л.А. Мясникова, В.Я. Нагевичене – Екатеринбург: Уральская академия государственной службы, 1997. – 96 с.

  9. Нагевичене, В.Я. Целостный человек (христианская традиция). Монография / В.Я. Нагевичене, Д.В. Пивоваров. – Екатеринбург: УрГУ, 2006. – 157 с.

  10. Степин, В.С. Философия в эпоху цивилизационных перемен / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 16 – 27.

  11. Хрестоматия по истории философии. От Шопенгауэра до Дерриды (западная философия). – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 2. – С. – 448 с.

  12. Алексеев, П.В. Философы России ХIХ – ХХ столетий. Биографии. Идеи. Труды / П.В. Алексеев. – М.: «Академический проект», 2002. – 1152 с.

  13. Баландин, Р.К. Самые знаменитые философы Росии / Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2001. – 928 с.

  14. Евлампиев, И.И. История русской философии / И.И. Евлампиев. – М.: Магистр, 1996. – 350 с.

  15. Марков, Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории / Б.В. Марков. – СПб.: «Лань», 1997. – 384 с.

  16. Хрестоматия по истории философии (русская философия): от Нестора до Лосева. Учебное пособие для вузов. В 3-х частях. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 3. – 672 с.

Источники

  1. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: «Просвещение», 1989. – 448 с.

  2. Фрейд, З. Я и ОНО / З. Фрейд. – М.: «ЭКСМО», Харьков: «ФОЛИО», 2003. – 864 с.

  3. Ницше, Ф. Сочинения. В 2-х т. / Пер. с нем. Р.В. Грищенковой /Ф. Ницше. – СПб.: ООО «Издательство «Кристалл»», 1998. – 1120 с.

  4. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. – М.: Республика, 1994 – 415 с.

  5. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1994 – 480 с.

  6. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. – М.: Правда, 1989. – 607 с.

  7. Бердяев, Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. / сост. и послесл. П.В. Алексеева; подгот. текста и прим. Р.К. Медведевой / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1995. – 383 с.

  8. Шлейермахер, Ф. Речи о религии. Монологи / Ф. Щлейермахер. – М.-К.: «REFL-bоок». «UCА», 1994. – 432 с.

  9. Шопенгауэр, А. Афоризмы и максимы / А. Шопенгауэр. – М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», Харьков: «ФОЛИО», 1998. – 734 с.

Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности. Долгое время в западной науке доминировала механическая картина мироздания. Ныне мы сознаем, что живем в плюралистическом мире.

Традиционно лишь неизменный мир идей считался, если воспользоваться выражением Платона, «освещенным солнцем умопостигаемого». В том же смысле научную рациональность было принято усматривать лишь в вечных и неизменных законах. Все же временное и преходящее рассматривалось как иллюзия. Ныне подобные взгляды считаются ошибочными. Мы обнаружили, что в природе существенную роль играет далеко не иллюзорная, а вполне реальная необратимость, лежащая в основе большинства процессов самоорганизации. Обратимость и жесткий детерминизм в окружающем нас мире применимы только в простых предельных случаях. Необратимость и случайность отныне рассматриваются не как исключение, а как общее правило.

В наши дни основной акцент научных исследований переместился с субстанции на отношение, связь, время… По своему характеру наша Вселенная плюралистична, комплексна. Структуры могут исчезать, но могут и возникать… Искусственное может быть детерминированным и обратимым. Естественное же непременно содержит элементы случайности и необратимости. Это замечание приводит нас к новому взгляду на роль материи во Вселенной. Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность… Понятие энтропии для того и было введено, чтобы отличать обратимые процессы от необратимых: энтропия возрастает только в результате необратимых процессов.

На протяжении ХIХ в. в центре внимания находилось исследование конечного состояния термодинамической эволюции. На неравновесные процессы смотрели как на второстепенные детали, возмущения, мелкие несущественные подробности, не заслуживающие специального изучения. В настоящее время ситуация полностью изменилась. Ныне мы знаем, что вдали от равновесия могут спонтанно возникать новые типы структур. В сильно неравновесных условиях может совершаться переход от беспорядка, теплового хаоса, к порядку. Могут возникать новые динамические состояния материи, отражающие взаимодействие данной системы с окружающей средой. Эти новые структуры мы назвали диссипативными структурами, стремясь подчеркнуть конструктивную роль диссипативных процессов в их образовании.

Вдали от равновесия начинают действовать различные механизмы, соответствующие возможности возникновения диссипативных структур различных типов. Например, вдали от равновесия мы можем наблюдать возникновение химических часов – химических реакций с характерным когерентным (согласованным) периодическим изменением концентрации реагентов. Вдали от равновесия наблюдаются также процессы самоорганизации, приводящие к образованию неоднородных структур – неравновесных кристаллов… На несколько антропоморфном языке можно сказать, что в состоянии равновесия материя «слепа», тогда как в сильно неравновесных условиях она обретает способность воспринимать различия во внешнем мире (например, слабые гравитационные и электрические поля) и «учитывать» их в своем функционировании… Следует подчеркнуть, что вблизи точек бифуркации в системах наблюдаются значительные флуктуации. Такие системы как бы «колеблются» перед выбором одного из нескольких путей эволюции, и знаменитый закон больших чисел, если понимать его как обычно, перестает действовать. Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении, которое резко изменит все поведение макроскопической системы. Неизбежно напрашивается аналогия с социальными явлениями и даже с историей.

Мы считаем, что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы. Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную традицию, придающую первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская, с ее представлениями о спонтанно изменяющемся самоорганизующемся мире… На всех уровнях, будь то уровень макроскопической физики, уровень флуктуаций или микроскопический уровень, источником порядка является неравновесность. Неравновесность есть то, что порождает «порядок из хаоса».

Мы искали общие, всеобъемлющие схемы, которые допускали бы описание на языке вечных законов, но обнаружили время, события, частицы, претерпевающие различные превращения. Занимаясь поиском симметрии, мы с удивлением обнаружили на всех уровнях – от элементарных частиц до биологии и экологии – процессы, сопровождающиеся нарушением симметрии. Мы описали в нашей книге столкновение между динамикой с присущей ей симметрией во времени и термодинамикой, для которой характерна односторонняя направленность времени… На наших глазах возникает новое единство: необратимость есть источник порядка на всех уровнях. Необратимость есть тот механизм, который создает порядок из хаоса.

Пригожин И., Стенгерс И. «Порядок из хаоса. Новый диалог

человека с природой»