Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Комментарий Маковского (полный).rtf
Скачиваний:
1
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
6.77 Mб
Скачать

Е.А. Суханов действия в чужом интересе без поручения

(глава 50)

Институт действий в чужом интересе без поручения впервые введен в российское законодательство статьей 118 Основ гражданского законодательства 1991 г. Данная статья объединяла принципиальные положения о двух достаточно различных институтах - во-первых, совершение сделок в интересах другого лица без его поручения, т.е. ведение дел без полномочий на это, что в значительной мере совпадало с правилом пункта 4 статьи 28 Основ, предусматривавшим последствия совершения сделки от имени другого лица, неуполномоченным лицом (ср. ст. 183 ГК), и, во-вторых, предотвращение угрозы ущерба имуществу других лиц без соответствующих полномочий. В первом случае речь обычно шла о выходе представителя за пределы своих полномочий, последствия которого традиционно регулировались в правилах о представительстве. Во втором - о так называемых обязательствах из спасания чужого имущества (разновидности внедоговорных обязательств), возникавших в силу самого факта действий спасателя в интересах другого лица, без его согласия из-за неотложной необходимости и притом не обязательно приводивших к желаемому результату (спасению соответствующего имущества).

Иначе говоря, в одних случаях речь шла о сделках, так или иначе порождавших договорные обязательства, а в других - об обязательствах из "квазиделиктов", то есть об отношениях, порожденных возникновением имущественного вреда при отсутствии каких бы то ни было договорных обязательств. При этом в первом случае предметом правоотношений были юридические действия (сделки), а во втором - действия фактического порядка, как правило, не имевшие цели породить юридические последствия. Соответственно в первой ситуации лицо, совершавшее соответствующие действия, стремилось к передаче прав и обязанностей другому лицу, а во второй - к возмещению причиненных ему убытков. Общим для них явилось то обстоятельство, что во всех этих ситуациях одно лицо действовало в имущественных интересах другого лица, не имея на то его согласия. В главе 50 нового ГК эти положения Основ гражданского законодательства 1991 г. получили развитие и, можно сказать, логическое завершение.

Прежде всего, в Кодексе предпринята попытка уйти от известной искусственности объединения двух названных институтов. Речь теперь идет не о "ведении чужих дел" (в рамки которых логически не всегда укладываются фактические действия по предотвращению угрозы ущерба чужому имуществу), а о "действиях в чужом интересе" (поскольку действия могут носить как юридический, так и фактический характер). Уточнение названия этого института вполне соответствует и новому определению его содержания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 980 такого рода действия могут породить соответствующие юридические последствия (обязательства) только при наличии некоторых необходимых условий.

Во-первых, эти действия должны совершаться при отсутствии не только прямого поручения (оформленного договором или доверенностью), но и всякого иного (хотя бы и устного) указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица. Предполагается, что последнее не только не сделало какого-либо волеизъявления по этому поводу, но в большинстве случаев даже и не знает о совершаемых в его интересах действиях. Если такое заинтересованное лицо присутствует при совершении указанных действий, его не нужно специально извещать о них, ибо предполагается, что это лицо выразит свое согласие или несогласие с ними (п. 2 ст. 981). Если оно одобрит эти действия хотя бы устно, узнав о них, то в силу прямого указания, содержащегося в статье 982, будет считаться, что между ним и лицом, совершавшим в его интересах те или иные действия, возник соответствующий гражданско - правовой договор. Это может быть договор поручения (в силу которого на заинтересованное лицо перейдут права и обязанности по сделкам, заключенным ранее в его интересах), договор подряда (в силу которого заинтересованному лицу придется оплатить стоимость произведенных для него работ) и т.д.

Во-вторых, любые действия в чужом интересе должны производиться не просто по усмотрению совершающего их лица, а лишь в целях предотвращения вреда личности или имуществу заинтересованного лица, либо исполнения уже существующего у него обязательства (например, по уплате квартирной платы, налоговых и иных обязательных платежей за временно отсутствующего соседа), либо в иных его непротивоправных интересах.

Придание юридического (гражданско - правового) значения действиям по предотвращению вреда личности заинтересованного лица свидетельствует о существенном расширении сферы действия рассматриваемых обязательств. Теперь они вышли за рамки чисто имущественных отношений (как это предусматривалось ранее п. 2 ст. 118 Основ) и включают в себя обязательства по спасанию жизни или здоровья человека. Такого рода обязательств наше гражданское законодательство никогда не знало, хотя в юридической литературе на протяжении многих лет обосновывалась необходимость их законодательного признания. Появление их в новом ГК следует рассматривать как принципиальное новшество, свидетельствующее о значительном усилении гуманной направленности закона, которая особенно ярко проявляется в обновленном регулировании обязательств, возникающих в связи с причинением вреда жизни и здоровью граждан (гл. 59).

В-третьих, действия в чужом интересе, как гласит закон, должны совершаться исходя из очевидной выгоды или пользы заинтересованного лица, с возможным учетом его действительных или вероятных намерений. Такое лицо не должно быть, следовательно, поставлено перед необходимостью чрезмерных затрат, несоразмерных с достигнутым результатом, или, например, выполнения оспаривавшихся им обязательств. Действия в чужом интересе должны совершаться так, как их совершило бы или могло совершить само заинтересованное лицо или, по крайней мере, заботливый и разумный участник гражданско - правовых отношений. Поэтому закон и ориентирует на учет известных или вероятных намерений такого лица и, кроме того, требует его обязательного извещения о свершенных в его интересах действиях при первой же реальной возможности (п. 1 ст. 981). Более того, после этого сообщения необходимо выждать разумный срок для того, чтобы получить решение заинтересованного лица об одобрении или неодобрении таких действий и соответственно этому продолжать или прекратить их (если только ожидание не нанесет ему серьезного ущерба, имея в виду прежде всего неотложную необходимость совершения указанных действий).

Таким образом, действия в чужом интересе, порождающие юридический результат в виде обязанности возмещения убытков, должны совершаться не по произвольному желанию любого лица, а лишь с соблюдением установленных законом требований. В ином случае они не получают признания закона и, следовательно, не влекут юридических последствий. Совершившее их лицо сможет в этом случае рассчитывать лишь на применение правил о неосновательном обогащении (гл. 60). Правила о действиях в чужом интересе без поручения неприменимы также к действиям специализированных государственных и муниципальных организаций, совершающих их в силу своих уставных задач (п. 2 ст. 980): органов охраны правопорядка, пожарных частей, медицинских и ремонтных служб и т.п. Это значит, что они совершают такого рода действия и при отсутствии указанных выше условий, причем это обстоятельство не порождает обязанности возмещения вреда таким организациям поскольку такая деятельность носит не гражданско - правовой (частный), а публично - правовой характер и не является предметом гражданско - правового регулирования (ст. 2).

Особый случай предусмотрен пунктом 2 статьи 983, в котором речь идет об обязательствах по спасанию жизни граждан и об алиментных обязательствах по содержанию граждан. Соответствующие действия могут предприниматься и против воли спасаемых лиц (например, решивших покончить жизнь самоубийством), либо против воли тех, на ком лежит алиментная обязанность (поскольку исполнение такой обязанности в свою очередь связано с защитой интересов полностью или частично нетрудоспособных граждан). Очевидно, что позиция законодателя здесь в значительной мере определяется и публичным интересом. По общему же правилу неодобрение заинтересованным лицом совершавшихся для него действий юридического или фактического порядка не влечет для него никаких юридических обязанностей в отношении последствий этих действий. Возможное же использование им некоторых имущественных выгод, ставших результатами названных действий, может повлечь возникновение обязательств из неосновательного обогащения.

Содержание обязательства, возникшего в результате совершения действий в чужом интересе без поручения, состоит прежде всего в обязанности заинтересованного лица возместить лицу, совершившему такие действия, понесенные им расходы. При этом не имеет значения достижение предполагаемого положительного результата (что характерно для обязательств, возникающих из спасания жизни или чужого имущества).

Определяя размер возмещения, закон прямо говорит о необходимости возмещения только реального ущерба (п. 1 ст. 984), исключая тем самым возможность принудительной компенсации упущенной выгоды (п. 2 ст. 15). Это и понятно, поскольку совершавшее данные действия лицо по самому их смыслу преследовало цель помочь другому лицу, а не получить вследствие этого какую-либо выгоду. При спасании чужого имущества размер возможного возмещения во всяком случае не может превышать стоимость такого имущества, иначе искажается смысл самого обязательства, особенно в случаях, когда имущество все-таки не удалось спасти. Кроме того, в случае положительного результата действий, совершенных для заинтересованного лица, совершившее их лицо в соответствии со статьей 985 дополнительно может претендовать также и на вознаграждение, но лишь в том случае, если такое вознаграждение прямо предусмотрено законом, соглашением с заинтересованным лицом или обычаями делового оборота (прежде всего, в сфере предпринимательских отношений).

Указанное обязательство касается лишь тех отношений, которые возникли до момента одобрения соответствующих действий заинтересованным лицом. После получения одобрения заинтересованного лица в соответствии со статьей 982 юридическая природа этих отношений меняется - они становятся договорными, а потому вопрос о компенсации убытков совершившего эти действия лица должен с этого момента решаться по правилам о соответствующем договоре (п. 2 ст. 984).

Что касается последствий совершения сделки в чужом интересе неуполномоченным лицом, то в случае последующего одобрения этой сделки заинтересованным лицом оно и становится ее участником в соответствии с правилами статьи 183. Поэтому в главе 50 регламентирован только порядок перехода к этому лицу прав и обязанностей по сделке, который должен соответствовать общим правилам закона о переводе долга и об уступке права требования (ст. ст. 382, 391). В частности, для перехода обязанностей по такой сделке требуется не только ее одобрение заинтересованным лицом, но и согласие другой стороны - кредитора, у которого меняется должник, - если только этот кредитор уже в момент заключения сделки не знал или не должен был знать о заключении сделки в чужом интересе (ч. 1 ст. 986).

Если в результате совершения действий в чужом интересе заинтересованному лицу либо третьим лицам причинен имущественный вред лицом, совершавшим такие действия, он также подлежит возмещению по общим правилам главы 59, посвященной деликтным обязательствам. Ясно, что если действовавшее в чужом интересе лицо руководствовалось требованием закона о соблюдении необходимой по обстоятельствам дела заботливости и осмотрительности, оно будет освобождено от такой обязанности. В противном случае оно должно отвечать перед потерпевшим за неблагоприятный имущественный результат своих действий.

Наконец, действовавшее в чужом интересе лицо независимо от результата своих действий и их одобрения заинтересованным лицом обязано представить последнему отчет с указанием полученных доходов и понесенных расходов и иных убытков (ст. 989). Ведь оно вторглось в чужую имущественную сферу и потому должно проинформировать законного владельца о последствиях своего вмешательства. Следовательно обязательство, возникшее в результате совершения действий в чужом интересе без поручения, - наряду с обязанностью возмещения реальных убытков совершавшему их лицу также влечет для последнего обязанность по предоставлению указанного отчета.

В целом данная разновидность обязательств теперь более четко соотносится с правилами о последствиях заключения сделки неуполномоченным лицом и о неосновательном обогащении, что характеризует стремление законодателя максимально точно очертить сферу его действия. Потребности современного имущественного оборота и социальная направленность нового ГК настоятельно требовали закрепления этих норм законом.

Калмыков Юрий Хамзатович -

заслуженный деятель науки

Российской Федерации,

заслуженный юрист Российской

Федерации, доктор юридических

наук, профессор, заместитель

Председателя Совета

Исследовательского центра

частного права при Президенте

Российской Федерации