Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тезисное изложение лекций.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
448.51 Кб
Скачать

Тема 5. Политеизм древних цивилизаций и духовный феномен Древней Греции

Переход к эпохе бронзы сопровождается ростом городов, оседлости населения планеты, развитию древних социумов и усложнению теистических представлений. Человеческие цивилизации вступают в войны и образуют разного рода союзы, изменяющие не только сам социум, но и лицо мира. Эти преобразования приходятся на начало II тыс. до н. э.

Одной из ранних политеистических религий этого периода можно назвать земледельческие культы шумеро-аккадских и др. цивилизаций. Храмовое помещение  — хранилище зерна, а место жертвенника  — высоты (возвышенность), на к-рых происходит обряд иерогамического брака между небом и землей ради продолжения жизни и дарования плодородия земле (знаменитая Вавилонская башня — возможно, одно из таких построений).

Египетская мифология, помимо сходных земледельческих основ, имеет значительно больше напластований, и на лекции имеет смысл остановиться на реформе Эхнатона, пытавшегося ввести пантеон солярных богов, назвав самого себя «сыном солнца». При этом представления о загробном мире, выраженное в Книге мертвых, остаются традиционными. Пирамида фараона — не только грандиозное захоронение, но некое связующее звено между богами и людьми, между нашим и загробным миром. Мумификация необходима как важнейший элемент будущего «воскресения» в «том мире».

Отдельным образом имеет смысл рассматривать мифологию и религиозную практику мезоамериканских цивилизаций, существовавших до испанских завоеваний (майя, ацтеки, инки). Аналогом их религиозной практики в Средиземноморье можно считать финикийскую земледельческую культуру, в к-рой также необходимым считались человеческие жертвоприношения. Но если пунические войны Рима привели к постепенному исчезновению в Европе подобной практики, то на американском континенте она исчезает вместе с цивилизацией самих коренных народов.

Одной из причин трансформации типа культуры в Средиземноморье можно считать изменение религиозных представлений о цели космогенеза и места в нем человека, к-рое приходится примерно в сер. второго тысячелетия до н.э. Это выражается в развитии в античной культуре трехчастного деления мифа (о котором шла речь выше) с определением в нем отдельного значения антропогенеза. Происходит постепенное отделение божественной сферы и вообще божественной природы от земной и хтонической, которая не имеет продолжения, но должна быть побеждена и подчинена.

В первом поколении богов с разными вариациями называют первоначальный Хаос, Гею (Земля), Тартар и Эрос. Гея сама порождает Урана (Небо) и берет его себе в супруги. От этой пары появляются шесть титанов и шесть титанид, среди которых Кронос и Рея — родители Зевса, уродливые сторукие гиганты, циклопы и горы. Поскольку все гиганты вызывали ненависть отца, он не позволял матери освободиться от бремени. Гея, желая прекратить череду порождений, подговаривает сына Кроноса оскопить отца. В свою очередь Кроносу предсказывается гибель от сына. Чтобы этого избежать он проглатывает всех своих детей. Рея последнего сына Зевса прячет на Крите, а вместо него подает Кроносу камень Омфал, которым тот будет притянут к центру мира. Зевс возглавляет борьбу олимпийских богов с предшествующим поколением титанов и гигантов, которая заканчивается воцарением олимпийцев и заключением хтонических богов и сил в Тартаре.

Поколение нечестивых безобразных титанов и гигантов сменяется следующим — олимпийскими богами, к-рые побеждают хаос и первобытность, отправляя хтонических существ в утробу Геи, и устраивают мир по законам порядка, гармонии и красоты. Это воспринимается как победа жизнеутверждающего начала над смертью (действительно, в архаическую эпоху еще можно обнаружить следы человеческих жертвоприношений в культе Кроноса). При этом олимпийские боги как бы «восстанавливают» порядок, к-рый был низвергнут титанами (Кронос — узурпатор власти Урана). В результате в греко-римской мифологии возникают сложные и запутанные иерархические отношения между поколениями богов, появляется развитые теогонии, в которых рассматриваются родословные космических и надкосмических богов (см. напр., Теогонию Гесиода).

При этом олимпийские боги греческим сознанием воспринимаются антропоморфно. А многие царские роды будут вести свою родословную от героев, имеющих либо по матери, либо по отцу часть божественной крови. Борьба олимпийских богов с хтоническими существами и титанами с предшествующим поколением будет воспеваться и прославляться в традиции священных игр в честь олимпийских богов. Грек будет видеть сакральное измерение героического начала в человеке и возможность достижения «богоподобия» человеческой природы. Античности мы обязаны представлениям о «золотом веке» человечества, безвозвратно ушедшем вместе с «детством» европейской культуры и классическим античным искусством.

Римский пантеон богов сложился, как считают историки, на первобытной основе этрусских верований с возможным влиянием культов Галлии и значительно позднее, после унификации 217 г. до н. э., подвергся полной переработке в соответствии с представлениями о греческих олимпийских богах. Например, Зевс в римском пантеоне был представлен Юпитером (от лат. Jovis Pater — помогающий отец, что изначально означало Diovis Pater — отец дня). Вплоть до эллинистической эпохи сохранялись многие архаичные культы римской общины и покровителей отдельного дома духов, а позднее, богов – ларов, божеств домашнего очага (Веста) и др. Существовали такие исключительно римские боги как Янус (от лат. ianua — двери, ворота) — бог всякого начала и конца, в том числе и календарного цикла, и Термин (Terminus) — бог границы, связанный с космогоническим разделением мира на части.

Для Рима как города, символизирующего всю античную цивилизацию, первостепенное значение имел миф о братьях основателях — Ромуле и Реме. В позднейшем изложении Вергилия они оказывались потомками легендарного Энея, приплывшего к италийским берегам после разрушения Трои. Братья повздорили во время закладки города, и Рем был убит братом за осквернение ритуала.

Последними формами существования античного политеизма были многочисленные синкретические культы эллинистической эпохи, сводившие пантеон богов к подчинению единому началу. Так, Платон, Аристотель, а также последующие философские традиции выводили с неким постоянством под этим божественным началом либо Вселенское Благо и Единое, либо Ум-Перводвигатель. У позднего платоника Плотина (III в.) находим концепцию трех ступеней высшего Блага, выражаемого Единым, Умом и Мировой Душой, которая уже имеет отношение к тварному и материальному Космосу. Собственно поздний платонизм Прокла Диадоха (V в. н.э.) будет представлять собой итог языческой теологии в строгой логической законченности.

Среди народных масс были распространены культы Аполлона и Диониса. Первый воплощает «дневное» сознание, космическую целостность (от греч. α-πολλα — немногое) и созидательные силы света, очищение от скверны и низшего. Аполлон – бог порядка и гармонии, покровитель муз и искусств. Имя Диониса встречается уже на микенских табличках. Дионис — полная противоположность: воплощение сумеречного сознания, находящегося на грани исступления, божество кенозиса с темными хтоническими чертами жертвы и жертвователя. Он «страстотерпец», «умерший» бог, смерть которого оборачивается ежегодным воскресением природы в календарном мифе. И, в то время, он связан был с виноделием и вакханическим священным опьянением. И первый, и второй не противопоставлены друг другу в жесткой антитезе, являя собой, по точному выражению Ф. Ницще и О. Шпенглера, «аполлонийское» и «дионисийское» начала греческой культуры и религии.