Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
voprosy_k_ekzamenu_otech_litra всё.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
449.54 Кб
Скачать

1. Библейские мотивы и образы в прозе л. Андреева.

1871-1919.

«Иуда Искариот» (1907) - автор искажает библейскую историю, он показывает Иуду не как предателя, а как преданного апостола, который ради Христа идёт на предательство и готов заклеймить своё имя вечным позором. По его мнению, именно Иуда по-настоящему любит Христа, и никто больше. Существовало пророчество, что кто-то предаст Христа, и Иуда очевидно тот человек, он родился, чтобы осуществить это предательство, его внешность говорит об этом (он внешне урод, который вызывает не отвращение, а сочувствие). После ареста Христа, Иуда единственный кто следует за ним, пока другие апостолы прячутся. В итоге он заканчивает свою жизнь самоубийством. Андреев возвышает Иуда, он рисует его совершенно по-другому, не так как в Библии. Испытание Спасителя становится испытанием Иуды, они оба  и почти одновременно умирают, спасая человечество, без Иуды не было бы жертвы Христа, они делят груз мировой боли, мирового греха на двоих, Иуда  почти ипостась Христа – вот основная мысль произведения Андреева.

«Жизнь В.Фивейского» (1904). Здесь автор подробно описывает внутренний мир главного героя (священника). Главный герой сравнивается с библейским сюжетом об Иове. Герой задаётся вопросом, действительно ли он избран Богом. Отрицая «благое провидение» и божественную целесообразность как глупую преднамеренную выдумку, оправдывающую страдания, ложь, угнетение, реки слез и крови, Л. Андреев вместе с тем изображает человека игрушкой злых и бессмысленных сил, непонятных, враждебных, непреодолимых. Автор показывает, что чуда нет. Герой пытается воскресить умершего Мосягина, он говорит, если Бог, есть, то даст мне силу прямо сейчас. Но ничего не выходит. Люди, присутствующие при этом в церкви были шокированы.

  1. Борьба литературных группировок в 1920-х годах.

Начало XX века характеризуется необычайно яркими и стремительно сменяющими друг друга событиями, в первую очередь на политической арене: революция, установление и укрепление власти партии большевиков, образование СССР - все это наложило заметный отпечаток на дальнейшее развитие литературы и искусства. Уже сразу после революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп. В обилии группировок сказывались и разные художественные пристрастия, и идейное размежевание.

СДХЛ (Союз деятелей художественной литературы), был образован в марте 1918 года в Петрограде. В него входили М.Горький, А.Блок, Н.Гумилев, А.Куприн, Е.Замятин, К.Чуковский и др. Объединение ставило перед собой задачи защиты деятелей художественной литературы, помощи начинающим художникам слова из демократической молодежи и даже «партийного руководства». Распад (1919) был предопределен двумя крупными инцидентами внутри СДХЛ, после чего группа писателей во главе с М.Горьким вышла из Союза.

Необходимо отметить старейшее Общество любителей русской словесности (1811-1930), среди председателей и членов которого были почти все известные русские писатели. В ХХ веке с ним связаны имена Л.Толстого, В.Соловьева, В.Короленко, В.Вересаева, М.Горького, К.Бальмонта, Д.Мережковского, В.Брюсова, А.Белого, М.Волошина, Б.Зайцева, А.Куприна, Н.Бердяева. В 1930 г. это уникальное и активно пропагандирующее литературную классику общество разделило участь всех остальных объединений и групп.

Идеологи пролетарской литературы (Пролеткульт, РАПП), а также ЛЕФ много сделали для внедрения в сознание художников новых канонов искусства. Требование политизировать литературу, исходившее из их уст, с течением времени приобретало все более императивный характер. Такой взгляд на мир выразил Е. Замятин в антиутопии «Мы». Поэзия пролеткультовских поэтов – это выражение эпохи в классовых традициях. Они воспевают завод, революцию и даже жестокость во имя революции. Стал обыденным лозунг: «Кто не с нами – тот против нас». Вместе с классикой, утверждавшей идеалы свободы и красоты, Пролеткульт отвергал гуманизм, духовно богатую личность, народную нравственность. На место этих ценностей он ставил коллективизм, машинизм, принцип полезности.

«Кузница» – объединение пролетарских писателей, возникло в Москве в 1920 г. из поэтов, вышедших из Пролеткульта. Провозглашала полную свободу в выборе творческих методов. Позже присоединились известные прозаики – Ф. Гладков, А.Новиков-Прибой.

После объявления нэпа ряд поэтов (М. Герасимов, В. Кириллов и др.) вышли из «Кузницы». Влилась в РАПП в 1931 году.

В 1921 возникла еще одна литературная группировка «Серапионовы братья», названная в честь романа Гофмана. Они назывались «Серапионовыми Братьями», потому что не хотели принуждения и скуки, не хотели, чтобы все писали одинаково. У каждого из них свое лицо и свои литературные вкусы. У каждого из них можно найти следы самых различных литературных влияний. Они считали, что русская литература тех дней удивительно чинна, чопорна, однообразна. Разрешалось писать рассказы, романы и нудные драмы, - в старом ли, в новом ли стиле, - но непременно бытовые и непременно на современные темы. Поэтому они требовали одного: произведение должно быть органичным, реальным, жить своей особой жизнью, чтобы голос не был фальшив, чтоб мы верили в реальность произведения, какого бы цвета оно ни было.

Объединение пролетарских писателей «Октябрь», возникло 7 декабря 1922 года из числа самых непримиримых большевиков, не согласных с беспартийной линией Пролеткульта и «Кузницы». Из писателей в «Октябрь» вошли Ю. Либединский, А. Безыменский, А. Жаров, Артем Веселый. Распался в конце 1925 года. Большинство участников вошло в РАПП.

«Перевал» возник в конце 1923 года как литературная группа при первом советском «толстом» журнале «Красная новь», возглавляемом А. Воронским. Группа «Перевал» являлась объединением рабочих и крестьянских писателей, ставящих себе целью художественное оформление действительности и целиком связывающих свою судьбу и задачи с задачами и судьбами революции. «Перевальцы» считали основным свойством подлинного писателя - отыскание и открытие в жизни все новых и новых горизонтов, все новых и новых оттенков мысли и чувства. Они находили необходимым раскрытие своего внутреннего мира художественными методами, составляющими сложный творческий процесс. С самого начала «Перевал» был обречен, но все же успели выйти шесть литературных сборников «Перевал» (1924-1928).«Перевал» прекратил существование вместе с другими литературными группировками после постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций».

В конце 1922 г. образовалась группа ЛЕФ (Левый фронт искусства), куда входили В.Маяковский, Б.Арватов, В.Каменский, Б.Пастернак, Н.Асеев, В.Шкловский, О.Брик, С.Кирсанов, С.Третьяков, Н.Чужак. Под названием Левый фронт подразумевался отход группы от правого крыла футуризма, чуждого социальной проблематики. В поисках новых форм контакта искусства и революции лефовцы выступили против декоративного, «даже революционного по своему духу» искусства, не принятого ни «безъязыкой улицей», ни правительством. В плане поэтики лефовцы ориентировался на ОПОЯЗ (Общество по изучению поэтического языка, куда входили Ю.Тынянов, В.Шкловский и др.), заявляли: «Формальный метод - ключ к изучению искусства». В 1928 г. Маяковский вышел из ЛЕФа, но не порвал с ним связи, пытаясь летом 1929 г. преобразовать ЛЕФ в РЕФ (революционный фронт искусства). Но после окрика «Правды» 4 декабря 1929 г. и вступления Маяковского в ассоциацию пролетарских писателей РЕФ прекратил свое существование.

Самой мощной литературной организацией 20-х годов была Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), официально оформившаяся в январе 1925 года в рамках ВАПП. В ассоциацию входили многие крупные писатели: А.Фадеев, А.Серафимович, Ю.Либединский и др. Ее печатным органом стал новый (с апреля 1926 г.) журнал «На литературном посту», он сменил осужденный в подтексте резолюции ЦК журнал «На посту». В отличие от Пролеткульта и «Октября» рапповцы призывали к учебе у классиков, особенно у Л.Толстого, в этом проявилась ориентация группы именно на реалистическую традицию. РАПП заявила о себе не только как о пролетарской писательской организации, но и как о представителе партии в литературе и выступления против своей платформы рассматривала как выступление против партии. Претензии РАПП на лидерство были велики. Они полагали себя создателями лучших творений пролетарского литературного творчества, не хотели видеть, что и вне РАПП развивается литература. Теоретики и критики РАППа объявляли М.Горького «индивидуалистическим певцом городских низов», Маяковского называли буржуазным индивидуалистом.. Рапповцы считали, что только рабочие-писатели могут выразить пролетарскую идеологию, но никак не мещанин Горький, дворянин Маяковский, крестьянин Есенин. В 1929 г. РАПП развязала критическую кампанию против Е.Замятина, Б.Пильняка, М.Булгакова, А.Платонова, П.Катаева, А.Веселого и др.

На протяжении многих лет РАПП считалась "проводником партийной линии в литературе, причем сама партия поставила эту организацию в исключительное, командное положение. И тем не менее РАПП, стала беспокоить партийное руководство, предпочитавшее держать бразды правления литературой в своих руках, и постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» Российская ассоциация пролетарских писателей была ликвидирована.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9