Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
voprosy_k_ekzamenu_otech_litra всё.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
449.54 Кб
Скачать

1. «Старшие» символисты: эстетические принципы и художественная практика.

3осн.теч.р.модернизма-симв,акм,футур.С.-сложившееся на рубеже 20в. Течение в русской и зарубежной лит-ре, спецификой которого явл.выражение по средством символа идей, нах-ся за гранью чувственного и логического восприятия.Старшие петербургск.:Мережк.,З.Гиппиус,Сологуб,Минский,А.Добролюбов; московск.:Брюсов,Бальмонт. Младшие:Болок,Белый, Иванов В.И.,Эллис,Анненский. Манифесты симв-в: Мережк. «О прич.упадка и о новых теч.в р.лит-ре»1893г, Брюсов «Юному поэту» 1896г, «Ключи тайн»,Бальмонт «Элементарные слова о симовлической поэзии» 1900г.Старших симв-в называют так же декадентами.

Статья «О причинах…»-3 главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.

Статья «Элемент.слова…»-Реалисты всегда явл. простыми наюлюдателями, символисты – всегда мыслители.

Статья «Ключи тайн»- Символ - знак который соед-т2 реальности,связь мировземного и небесного,кот. устанавливается только чувствами,интуитивно, иррационально. Символ - бесконечная цепь смыслов. В отличии от слова он многозадачен;символизм “поэзией намеков”

Родился он на почве не психологич. а социальной.Они демонстр. отказались от служения общ. задаче, разочаровав. в культ-полит. программе народничества; был попыткой уйти от действительности;отошли от традиций русской лит-ры в мир идеалист. философии, в мир индивид.восприятия жизни. Отсчет со статьи Мережк-го«Об упадке…» и от выпусков альманахов «Русские симо-ты»,глав.ред.-Брюсов,печатался так же Миропольский. Творчество— подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу,рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. Вяч. Иванов говорил:поэзия есть «тайнопись неизреченного».Символисты придали значению слова подвижность и неоднозначность,поэзия их заключала в слова ранее не виданные грани смысла.В поэт фонетике мастерами оказались Бальмонт,Брюсов (среди мл.Анненский,Белый.Блок). Иск-во стало более личностным,персоналистичным. Часто используемые приемы-аммитерация, ассонанс, много метафор. Метафоры развиваются. У Бальмонта,например,встречаются повторы, которые диктуются не смыслом стиха, а его звучанием (Я – внезапны излом/Я – играющий гром/ Я – прозрачный ручейЯ – для всех и ничей/),семант.его стихов часто подчинена музык.принципу.,мелодическая песенная или романсовая интонация, многообразие ритмов.Многое внесли в обновление поэт.яз.Брюсов.Бальмонт, из мл-х Блок. Нередко пибегали к архаизмам,высокому стилю. На ряду с господствовавшей в 18-19в сила-батонической системой стихосложения вернули и тонический стих, использовали акцентный стих(чисто тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; есть у Гиппиус). Не отказывались от 2-сложного и 3-сложного стиха, нона ряду с ними использовали и дольник.(Добролюбов: Встал ли я ночью? утром ли встал?/ Свечи задуть иль зажечь приказал?...). Как новшество был воспринят свободный стих,хотя раньше испольщовался в зар.лит-ре ( Брюсов: Поет/Глубина/Напевно:/«Будет, / Было/ Есть!»). У каждого поэта был свой круг мифов или ключевых символических образов, например, у Сологуба – парящий в небе злобный Змий или Дракон.

Расхождения старших и младших: Одни устанавливали соответствия м-ду душевными движениями человека и окр его мира, другие-земным миром и высшим,вечным( нужно уточнить, кто первые, а кто вторые, я не знаю!)

"Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением. Всё час он порывался стать жизненно-творческим методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невоплотимая правда..."Ходасевич.

2. Орнаментальная проза 1920-х годов.

Орнаментальная проза - это не поддающийся исторической фиксации результат воздействия поэтических начал на нарративно-прозаический текст. В принципе, симптомы поэтической обработки нарративных текстов можно найти во все периоды истории литературы, но это явление заметно усиливается в те эпохи, когда преобладают поэтическое начало и лежащее в его основе мифическое мышление. Благодаря своей поэтичности орнаментальная проза предстает как структурный образ мифа. Основным признаком, объединяющим орнаментальную прозу и мифическое мышление, является тенденция к нарушению закона немотивированности, произвольности знака. Слово, в реалистическом мире рассматриваемое как чисто условный символ, в мире мифического мышления становится иконическим знаком, материальным образом своего значения.

В 20-е годы литературный художественный «взрыв» можно наблюдать в орнаментальной и сказовой прозе (раннее творчество М. Булгакова, Б. Пильняка, К. Федина, Б. Лавренева, Л. Леонова, А. Малышкина, Л. Рейснер, М. Зощенко).

Как правило, ученые акцентируют следующие характерные черты орнаментализма: особый поэтический язык, дополнительную нагрузку на речь; стирание привычных границ между родами литературы, влияние поэзии, стихотворной речи на прозу; усиление многозначности слова в результате использования большинства приемов, разработанных поэзией; создание сложных, необычных синтаксических конструкций; фонетическую инструментовку, ритмическое построение текста, намеренную повторяемость семантико-структурных элементов и т.д. Безусловно, выступая знаковым феноменом «неклассической» прозы, орнаментализм выступает продуктивным способом изображения глубинных смысловых уровней.

Главное в 20-е - представление о рев. как стихии. Долгое время советские критики рассм. это как признак ограниченности или незрелости. В действительности наоборот, изобр. рев. как стихию в душах людей и обществеве, художники 20-х годов выразили непреложную правду истории. Вышедший из берегов поток событий, вздыбленный быт войны... Образы разбушевавшихся стихий - бури, метели - парафраз социальной стихии: Всеволод Иванов - "Цветные ветра", Борис Пильняк - "Голодный год", Артем Веселый - "Дикое сердце".

Перед. как стихийн. поток опр. и формы: внешне не упорядоченое построение, часто по принципу мозаики. Обобщенная символика, гротеск сосуществует с натуралистическими описаниями. Орнаментальная проза - повествователь растворен в речи неизвестного лица или лиц. Ее разновидность - сказ: пов-ь есть индивид, несовп. с автором, имитация речевой манеры рассказчика. Эта проза густо уснащена тропами, метафорами, исп. живую разг. речь со всей ее красочностью. Импульсом к орнаментальной прозе 1920-х служил опыт и пример мастеров начала века, как Ремизов, Белый, Замятин, но главное - в характере эпохи и писателей, уходивших от однозначной оценки, скрываясь за условным рассказчиком. Пестроту, скорость, разрушительность событий передать через форму, где выр. стихийность, голос эпохи.

Евг.Ив.Замятин 1884-1937г. Мы-1920(21г),опубл.в Р.в 88году в журн.Знамя,до этого в 24мза границей. Представл.собой дневник гл..героя с 40 записями,написан от «я»,которое растворено в всеобъемлющем «мы».

Кратко:

Д-503, тинженер, строитель косм. корабля «Интеграл», ведет записки для потомков, рассказывает им о «высочайших вершинах в человеческой истории» — жизни Единого Государства и его главе Благодетеле. Название рукописи — «Мы». По розовому талону в начале ром.он с О-90. I-330 знакомится с Дчерез несколько дней приглашает его в древний дом(В квартире-музее рояль,статуя Пушкина). Но когда 1-330 просит его нарушить принятый распорядок дня и остаться с ней, Д-503 намеревается отправиться в Бюро Хранителей и донести на нее,но не делает этого,т.к. на след.день почувств.себя плохо. Д присутствует на площади Куба во время казни одного поэта, написавшего о Благодетеле кощунственные стихи,приговор читает его друг R-13,вместо нумера(т.е. человека)лужа хим.чистой воды. На Д записалась I,Д является к ней, она курит и пьет(что запрещено).Д должен сообщить об этом,но не может-теперь он другой. В десятой записи он признается, что гибнет и больше не может выполнять свои обязанности перед Единым Государством, а в одиннадцатой — что в нем теперь два «я» — он прежний и новый — дикий, любящий и ревнующий, совсем как в идиотских древних книжках. I-330 пропала, в мед.буро Д сообщаю,что он болен-образовалась душа. Д-503 приходит в Древний Дом, в «их» квартиру, открывает дверцу шкафа,проваливается,встречает там I. 0-90 снимает свою запись с Д,т.к. видит его чувства к другой. «Я хочу — я должна от вас ребенка — и я уйду, я уйду!» — «Вы ведь ниже сантиметров на десять Материнской Нормы!»,выполняет ее прозьбу,та беременеет. Наступает день единогласия,типа нашей пасхи,тогда происх.выборы Благотетеля,Д голосует за старого, I-против,ее спасает,беря на руки и унося R,но Д ревнует, и вырывает ее у него из рук. На завтра по городу расклеены листки с надписью МЕФЕ(намек на Мефестофиля). Д и I по коридорам под Древним Домом выходят из города за Зеленую Стену, в низший мир, Д видит диких людей, обросших шерстью, веселых. I-330 знакомит их со строителем «Интеграла» и говорит, что он поможет захватить корабль, и тогда удастся разрушить Стену между городом и диким миром. I назначает Д свидание в Древнем Доме и открывает ему план «Мефи»: захватить «Интеграл» во время пробного полета и, сделав его оружием против Единого Государства, закончить все сразу. Наутро в Государственной Газете появляется декрет о Великой Операции. Цель — уничтожение фантазии -теперь это не люди, а какие-то человекообразные тракторы. Чей-то пронзительный крик: «Загоняют, бегите!» И все убегают. Д-503 вбегает передохнуть в какой-то подъезд, и тотчас же там оказывается и 0-90. Д-503 дает ей записку к I-330: она поможет. Учебный полет Интеграла-их разоблачают,попытка создать видимость крушения проваливается. Д-503 вызывает к себе Благодетель и говорит, что Д-503 был нужен заговорщикам лишь как строитель «Интеграла». На следующий день оказывается, что взорвана Стена и в городе летают стаи птиц(восстание,важный символ). Д-503 прибегает в Бюро Хранителей и рассказывает S-4711 все, что он знает о «Мефи»,но S донес на него Благодетелю. Д прячется в 1йиз общ.уборных,но его находят и подвергают операции,в голове у него теперь легко и пусто.Без эмоций наблюдает за пытками и смертью I.

Д 503- герой-рассказчик, автор записок, составляющих текст романа,инженер и математик. В начале предан системе,но потом подвергся болезни-образовалась душа.

I-330,«демоническая» соблазнительница главного героя. Характерны черты внешности: «тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст», фигура, кровавого цвета губы, белые и острые зубы, «острым углом вздернутые к вискам брови».

О-90- небольшого роста, «круглая», розовая и синеглазая, напоминающая ребенка, она во власти материнского инстинкта и страстно хочет иметь ребенка, на что не имеет права(ребенок символиз.надежду над победой над тоталитарн.сист.)

Ведущ.тема ром.-драма личности в условиях тоталит.реж. Замятин был инженер-кораблестроитель,знал,как создается механизм,понимал,что чел.не может быть винтиком.Мир в Мы- мир несвободы, единообразия, мир без любви, без музыки, без поэзии, без личности и, естественно, без души,имена-цифры,девиз-наша несвобода-наше счастье,оно в отказе от «я». Замятин,как бы,смотрит в будущее-впереди коллективизация,сталинизм,репрессии,застой.Но говорит нам,что в общ-ве возможен бунт. Автор мечтает выгнать "обросших цифрами" людей "в леса, чтобы они научились там у птиц, цветов, солнца". Роман не приняли,после очередной его проработки,писатель вышел из всерос.союза писат-й(29г)и в 31м г.уезжает за границу.

Одним из худ.образов,оснгованых на общности стало утопич.гос-во.Антиутопия,как антижанр,направлена на выявл.негат.сторон утопии. «Мы» Единого Государства — это не объединение свободных личностей, а безликое «мы», механическое, основанное на одновременном выполнении общественных работ, биологических функций и т.д. Это людская не рассуждающая масса, возглавляемая Благодетелем, доведенная до пародии идея коллективизма.»

Автобиогр. Моменты: Зам. в годы революции был большевиком, приветствовал революц.1917г.Вернувшись в Р.стал свидетелем трагедии рев.Мы-отчасти пародия на былые миссионерские стремления,проверка идеалов на прочность. Как и его герой, Е. Замятин оказался в конце концов в конфликте с государством, публично выразив свою тревогу за развитие событий в статье «Я боюсь» и в романе «Мы».Выбор-стать послушным нумером сталинского гос-ва или уехать за границу,т.е. за зеленую стену в романе-оба выбирают последн.Замятин-инженер и его герою тоже свойственна упорядоченность(стремится проинтегрировать).

Жанр-фантастика-антиутопия,свойственен психологизм,есть любовная линия. Утопичен город-в нем нет голода,ликвид.зависимость от природы,нет необходим-ти думать о завтрашн.дне,нет ревности,не тратятся зря физич.силы,любовь/секс слюбым желаемым по талонам,дети воспит-ся в детско-воспитательном заводе,иск-во заменено музыкальным заводом.Город-символ отказа от близости к природе. Он четок и кубичен(паралеелпипеды жилищ,пощадь Куба).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10