Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Карабанова О.А. - Детско-родительские отношения...docx
Скачиваний:
81
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
171.93 Кб
Скачать

7.3. Виды наказаний и поощрений

Арсенал наказаний достаточно широк и включает такие виды, как физические наказания (физическая агрессия), вербальная агрессия, аффективное воздействие на ребенка, лишение родительской любви, ограничение активности ребенка, лишение благ и привилегий, инициирование чувства вины, принуждение к действию, отложенный конфликт, блокирование нежелательного действия, логическое объяснение и обоснование, наказание естественными последствиями (Р. Кэмпбелл, (1992); Х. Джайнотт, (1986); Д. Лешли, (1991); П. Лич, Й. Раншбурги и П. Поппер, (1983); Э. Лешан, Д. Нельсен, Л. Лот, Ст. Глен, (1997); А. С. Спиваковская, (1985, 1988) и др.

Охарактеризуем кратко каждый из перечисленных видов наказаний.

— Физические наказания, по сути, представляют собой вариант физической агрессии — намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба ребенку, связанное с переживанием боли, страхом перед болью, низведение и унижение личности ребенка. Физические наказания представляют реальную угрозу жизни и здоровью ребенка и являются абсолютно недопустимыми, будь то реальное действие или угроза физического наказания. Применение физических наказаний приводит к формированию морали “власти, силы и принуждения”, низкому уровню усвоения норм просоциального поведения, развитию безынициативности, покорности, зависимости, тревожности, особой житейской изворотливости, лжи, агрессивности. Р. Кэмпбелл считает, что частые и суровые физические наказания приводят к снижению чувства вины у ребенка и, тем самым, препятствуют формированию моральной саморегуляции и здорового самосознания. Физические наказания приводят к значительному росту — агрессивности, склонности к насилию и жестокости в отношении к другим людям.

Вербальная агрессия представляет собой достаточно распространенный вид наказания, проявляющийся в различных формах: порицания, упреки, ворчливость, осуждение, прямая и косвенная негативная оценка личности ребенка. Основное негативное последствие — нарушение личностного развития, связанное с

98

формированием у ребенка низкого самопринятия и самооценки, зависимости, тревожности, неуверенности в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти. Оценивая эффект вербальной агрессии в отношении ребенка следует иметь в виду, что все высказывания родителя интерпретируются ребенком с точки зрения получения информации о себе (какой я есть); о родителе (какой человек мой отец/мать); об отношении родителя к ребенку (в терминах “любит — не любит”). Частое проявление вербальной агрессии, негативная оценка ребенка, “навешивание ярлыков” приводит к переживанию чувства отверженности и нелюбви со стороны родителей.

Аффективное воздействие на ребенка (гнев, ярость, крик). Неконтролируемые аффективные вспышки родителя ведут к потере ребенком чувствительности, способности к эмпатии, вызывают чувство страха. Теряется авторитет родителя. Защитная реакция приводит к потере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам. К данному виду способов воздействия на ребенка мы не относим выражение чувств как способ ориентации ребенка в аффективном состоянии родителя. Здесь подразумевается крайняя форма эмоционального воздействия на ребенка.

Лишение родительской любви — родитель в случае нарушения ребенком требований демонстрирует в открытой форме свое отвержение: “Я тебя больше не люблю”, “Ты мне не нужен”. Поведенческая форма этого вида наказаний представляет собой избегание контактов с ребенком (физического, перцептивного, деятельностного), стремление родителя уйти, покинуть помещение, в котором находится ребенок, демонстративную изоляцию от ребенка. Исследования показывают, что это неприемлемая форма наказания, вызывающая у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Вместе с тем, эта форма воздействия иногда оказывается весьма эффективной, если для ребенка становится очевидным то, что аффективное переживание родителя носит преходящий ситуативный характер, а не выражает устойчивое чувство и эмоциональное отношение к ребенку, и относится не к личности, а к конкретному поступку ребенка.

Лишение родительской любви оказывает значительный воспитательный эффект при соблюдении следующих условий:

— наличии стабильной безопасной эмоциональной связи ребенка и родителя;

— родитель в открытой и ясной форме коммуницирует ребенку, что его негативное эмоциональное переживание относится не к личности ребенка, а к его поступку. При этом родитель использует технику “Я-сообщений” (“мне очень неприятен твой поступок, мне обидно”) (Т. Гордон, 1997). Поскольку лишение родительской любви оказывает значительное воздействие на поведение и аффективное состояние ребенка, этим нельзя злоупотреблять.

Ограничение активности ребенка как вид наказания предполагает такие действия родителя, которые ограничивают возможности деятельности и занятий ребенка: поставить в “угол”, запереть в комнате, посадить дошкольника на стульчик и не разрешить вставать, лишить прогулки, запретить играть и т. п. Ограничение активности ребенка вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости о взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестных реакций. В случае систематического использования этот вид наказания может негативно повлиять на развитие ребенка в целом. Запирание ребенка в темных помещениях может вызвать возникновение страхов, фобий, усилить тревожность.

Лишение благ и привилегий (материальных благ, сладкого, просмотра передач, привлекательных занятий, отказ в покупке игрушек, интересной поездке). Этот вид наказаний включает введение временного запрета на те права, которыми уже

99

обладал ребенок. Например, подростку запрещается приходить позже домой позже 20 часов, хотя ранее он обладал привилегией возвращаться в 21 час. Действенность такого наказания определяется степенью значимости для ребенка того блага или той привилегии, которой он лишается вследствие проступка. Отрицательные моменты этого вида наказаний обусловлены жестко заданной позицией власти и доминирования родителя.

Инициирование чувства вины. Этот вид наказания выступает в форме внушения ребенку представления о том, что он совершил недостойный в моральном отношении поступок с целью вызвать переживание чувства вины и стыда. Чувство вины может рассматриваться как показатель интериоризации моральных ценностей. Инициирование чувства вины может быть оправдано, когда система моральных норм и правил ребенком еще не усвоена. Однако даже в этом случае переживание вины не должно быть чрезмерным, не приводить к формированию наказующего самосознания и низкого самопринятия и самоуважения. Главное — не превратить ребенка в маленького неудачника, избегающего малейших трудностей и любой активности, где, как ему представляется, он может оказаться неуспешным. Если система нравственных норм и требований уже усвоена ребенком, и чувство вины является ответной реакцией на свой проступок, инициирование чувства вины может быть вредно и опасно. Наказание ребенка в ситуации, когда он испытывает угрызения совести и чувство вины, может вызвать защитную реакцию и обесценивание тяжести проступка. При использовании этого способа воздействия на ребенка следует учитывать, что чувство вины возникает уже в дошкольном возрасте.

Принуждение к действию. Родитель любыми способами заставляет ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости совершения этого действия. Например, принудительное мытье рук без объяснения причин воспринимается ребенком как проявление насилия и произвола родителя. Здесь существуют два возможных негативных следствия для личностного развития ребенка — формирование негативизма в отношении родителей и социальных требований и стандартов вообще или пассивная покорность и подчинение власти. Кроме того, постоянное принуждение ребенка к действию отрицательно влияет на развитие самостоятельности ребенка и его способности к саморегуляции.

Наказание естественными последствиями основывается на личном опыте ребенка, сталкивающегося с естественными последствиями своих поступков (Л. Лот, 1997). В случае причинения ущерба, ребенок обязан сам исправить. Например, разлил — убрал, получил двойку — исправил, разорвал что-то — сам зашил. Такой вид предоставления обратной связи представляется весьма эффективным, поскольку помогает найти конструктивный выход из ситуации ущерба. Не самообвинение и угрызения совести, и чувство стыда, не внешнее обвинение, упреки и угрозы, а преодоление ситуации проступка путем возмещения ущерба — вот конструктивное разрешение проблемной ситуации. Внедрение такого способа поведения в репертуар поведения ребенка лучше всего осуществлять через совместную деятельность со взрослым путем демонстрации модели желательного поведения, личным примером. Трудность принятия такой тактики поведения для родителя в том, что, как правило, родителю трудно отказаться от варианта немедленного реагирования на проступок ребенка. Выжидательная позиция родителя, например, выдержать паузу, посчитав до 15—30 и т. д., дав ребенку возможность проявить инициативу, отказавшись от требования немедленных действий, является наиболее продуктивной. Наказание естественными последствиями “дозируется” в зависимости от возраста ребенка и его компетентности.

100

Отложенный конфликт предполагает наличие паузы между проступком ребенка и ответной реакцией взрослого. Этот вид воздействия может быть полезен, когда родитель чувствует, что в силу негативного эмоционального состояния он не может контролировать ситуацию.

Блокирование нежелательного действия. Применяется в ситуации, когда поведение ребенка представляет угрозу для него самого, окружающих людей, сохранности материальных или духовных ценностей. Блокирование выступает в форме прерывания действия ребенка. Важно немедленно физически остановить действие и, если ситуация высоко аффективно заряжена, подождать с объяснениями и анализом ситуации до момента, когда произошла аффективная “разрядка”. Объяснения, анализ и ориентировка в проблемной ситуации должны быть вынесены за пределы ситуации конфликта.

Логическое объяснение и обоснование направлено на организацию ориентировки ребенка в последствиях его поступка для окружающих людей. Этот метод включает предупреждение ребенка о возможных последствиях результатов его действий для других людей. Конструктивность данного метода обусловлена формированием у ребенка сенситивности к последствиям своей деятельности для окружающих, развитию эмпатии. По образному выражению П. Хоффман — это дисциплина, ориентированная на других. Такой воспитательный метод благоприятствует моральному развитию ребенка.

Итак, очевидно, что за исключением таких способов воздействия на ребенка, как наказание естественными последствиями, блокирование нежелательного действия, логическое объяснение, наказаний в процессе воспитания следует избегать. Для того, чтобы наказание было продуктивным, необходимо соблюдать ряд рекомендаций. Важно соотнести наказание с возрастом ребенка и тяжестью проступка. Наказание не должно быть отложенным, поскольку отложенное наказание порождает страх, тревогу, депрессию. Нельзя наказывать, будучи в состоянии аффекта. Родители не должны объединяться единым фронтом против ребенка. Каждый родитель должен вести себя естественно и сообразно своим представлениям о нормах и правилах поведения и деятельности, хотя, безусловно, и следует стремиться к выработке единой системы воспитания. В случае расхождения позиций супругов в отношении воспитания не следует открыто конфронтировать и спорить в присутствии ребенка, критично оценивать супруга, “навешивать ярлыки”. Не стоит делать проступок ребенка достоянием общественности, обсуждать его с друзьями и знакомыми. Соблюдение тайны может в большей мере способствовать тому, что проступок больше не повторится. Сохранение тайны — коммуницирование веры родителя в ребенка и уверенности в том, что проступок случаен.

Поощрения включают такие виды поощрений как похвала, материальное поощрение, ласка, совместная деятельность, разрешение активности и деятельности, расширение прав ребенка.

Похвала является самым популярным методом поощрения, используемым родителями. Однако далеко не всякая похвала продуктивна с точки зрения формирования у ребенка личностных качеств. В похвале следует различать два аспекта: то, что родители говорят ребенку, и те выводы, которые ребенок делает из похвалы. Второй аспект, безусловно, более важен. Если родительская похвала объективна и реалистична, то есть похвала адекватно отражает успехи и достижения ребенка в отношении его объективных возможностей и самооценки, то выводы ребенка оказывают позитивный эффект на развитие способности к саморегуляции. Продуктивная похвала представляет собой описание результатов действий ребенка и их значения для окружающих людей.

101

Неоправданная похвала содержит прямые оценки личности ребенка, сравнения, не адекватна реальным достижениям и возможностям ребенка. Критерии оценки поступка формируются у ребенка достаточно рано. Похвала необходима тогда, когда у ребенка еще нет критериев оценки. Если они уже сформированы, то может возникнуть ситуация несовпадения критериев родителей и критериев ребенка, поэтому необоснованная похвала может восприниматься как насмешка. Чтобы избежать этого, следует стремиться к тому, чтобы похвала содержала максимально развернутое и обоснованное описание поступка ребенка, в котором надо выделить и вынести на передний план позитивные моменты.

Если ребенка слишком часто хвалят, у него складывается представление о своей зависимости от власти взрослого (“он(а) обладает правом меня хвалить”), возникает переживание неравноценности позиций, чувство зависимости, подчиненности (особенно у подростков). Рождается тревога и страх лишиться позитивной оценки взрослого, неуверенность в своих силах либо наоборот, теряется критичность, возникает комплекс “сверхполноценности”. Ребенок может считать, что его хвалят, чтобы заставить сделать то, что хочет родитель, возникает переживание того, что он является объектом манипуляций.

Если похвала неадекватна представлениям ребенка о себе и своих возможностях, то ребенок думает, что его не понимают. Когда хвалят много, дети могут стать крайне зависимыми от похвалы. Нет своего мнения, постоянная опора на взрослых. Сравнительная похвала ставит ребенка на ступеньку ниже лица, с которым сравнивают, что порождает конкуренцию, зависть, ревность в отношениях со сверстниками. Сравнительная похвала не признает самоценность и уникальность личности ребенка, не учитывает в должной мере его индивидуальные особенности. Особенно вредной может оказаться такая похвала в присутствии третьих лиц, особенно группы сверстников в том случае, когда оценка поступка ребенка не совпадает с оценкой группы.

Ласка представляет собой эмоциональный позитивный контакт ребенка с родителем в вербальной и невербальной (перцептивной, тактильной) форме. Ласка является для ребенка убедительным свидетельством положительной оценки родителем поступка ребенка, повышает уверенность в себе, чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение. Однако нельзя использовать ласку как единственный способ подкрепления. Необходимо также, чтобы ласка и выражение любви родителей к ребенку не были жестко привязаны к успехам и достижениям ребенка.

Совместная деятельность включает такие способы поощрения, как совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном занятии вместе со взрослым. Представляет собой очень продуктивный вид поощрения. Вместе с тем недопустимо, чтобы практика совместной деятельности со взрослым в жизни ребенка выступала лишь как средство поощрения. Совместная деятельность со взрослым как важный источник развития познавательных процессов и личности ребенка должна стать непременным моментом повседневной жизни ребенка.

Материальное поощрение (подарки, награды) может быть эффективно. Однако такие поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, послушанием, выполнением требований взрослых. Обещание награды за хорошее поведение или за определенный результат может с большой вероятностью привести к формированию прагматического отношения ребенка к выполнению требований и запретов взрослых, причем ребенок начнет ставить условия. Подарки, как и ласка, не должны быть жестко связаны с достижениями ребенка. Подарки и материальные блага должны выступать как подтверждение значимости другого человека и выражение любви и принятия родителем ребенка.

102

Разрешение активности ребенка, расширение его прав и привилегий. Желательно, чтобы это расширение выступало не как награда за конкретное действие, а как оценка взрослости, самостоятельности ребенка. Другими словами, расширение прав ребенка должно выступать не как произвол и решение взрослого, облеченного родительской властью, а как признание высокого уровня компетентности ребенка, доказанной его поступками и достижениями.

Поощрений в воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний. Поощрений не бывает слишком много. Продуктивные поощрения лишь должны быть адекватно психологически встроены в воспитательную систему родителя: с одной стороны, поощрения должны быть связаны с поступком ребенка, с другой, нельзя использовать награды, подарки, ласку и т. п. только как подкрепления. Поощрения должны создавать особую атмосферу — атмосферу поощрения ребенка к инициативности, самостоятельности, творчеству, атмосферу принятия ребенка и подтверждения его значимости и самоценности как личности. Поощрения могут оказывать значительное положительное влияние на развитие личности ребенка. Как правило, родители владеют весьма широким репертуаром средств воздействия на ребенка, однако используется он далеко не всегда достаточно эффективно.

Родительский мониторинг определяет степень информированности родителей о важнейших сферах жизнедеятельности детей. Родительский мониторинг включает осведомленность о школьных успехах ребенка и проблемах в учебной деятельности, круге общения ребенка, его друзьях, формах и месте проведения досуга, о карманных деньгах и том, как тратит их ребенок, о внешкольных занятиях, о том, где и как проводит ребенок время. Мониторинг, не включая собственно контроля поведения и деятельности ребенка, является важным условием профилактики девиантного поведения детей и выступает как условие немедленного оказания ребенку помощи в проблемных ситуациях. Отсутствие родительского мониторинга характерно для безнадзорности и гипопротекции.