Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия и политология Филос и логика Курс лек...doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
495.1 Кб
Скачать
  1. Генезис сознания

Вопросы о том, как и благодаря чему возникает сознание, явля­ются одними из ключевых для современного философского и на­учного познания. В той или иной форме они пересекаются с про­блемой антропогенеза, однако представляют собой самостоятель­ную тему исследования. Обусловлено это тем, что оформление сущностных черт сознания выступает сво­еобразным итогом антропогенеза, так как оно присуще только разумному че­ловеку. Однако, если биологический облик homo sapiens с момента его появления не претерпел значительных изменений, то этого не скажешь о сознании. Такие его свойства, как самосознание и абстрактное мышление, возникают на более поздних этапах развития культу­ры. Проблема происхождения сознания полу­чила свое преимущественное развитие в рамках функционального подхода, наиболее последовательно ориентированного на науку.

Сознание представляет собой слож­ную многоуровневую систему, включающую в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные измерения. Соответственно проблема генезиса сознания может быть рас­смотрена на нескольких уровнях: в контексте природной эво­люции, в связи с происхождением культуры и общества и в аспекте онтогенеза (индивидуального развития человека).

В процессе развития филосо­фии и науки было доказано, что вся материя обладает общим свойством – оставлять след, отпечатывать результаты взаимодействия материальных тел. В материалистической философской традиции, начиная с французских материалистов, это свойство получило название «отражение». Вне и независимо от взаимо­действия отражение не существует. Природным основанием появления сознания стала эволюция различных форм отражения в неживой и живой природе. Сейчас различают: 1) отражение в широком смысле, как всеобщее свойство (атрибут) материи, связанное с эффектами материальных взаимодействий, и 2) информационные взаимодействия в живой природе и в обществе (отражение в более узком смысле, предполагающее активное использование информации).

Тип, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимо­действия с отражаемыми явлениями. При тех формах взаимодействия, которые мы можем наблюдать в неживой природе, след от воздействия одного объекта на другой не становится для последнего источником его собственной активности. Скажем, воздействие солнечных лучей на камень вызывает нагревание камня, но никак не стимулирует, не пробуждает какой-то активности камня. При информационном взаимодействии внешнее воздействие влияет на изменение состояния системы не прямо, а косвенно. Это воздействие приводит в активность внутреннюю программу самодвижения (перегревшийся на солнце человек в отличие от камня уйдет в тень).

В живой природе выделяют следующие формы информационного взаимодействия:

Раздражимость - ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Например, растение закрывает или открывает свои лепестки под воздействием света и тени. Реакция организма при раздражимости происходит целиком за счет внутренней энергии, изменения происходят сразу и часть их может иметь опережающий характер.

Следующая форма - чувствительность - способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства воздействующих на него предметов и явлений. Так, если питательные вещества находятся только в освещенной части бассейна, в котором обитает амеба, то она, реагируя на свет и двигаясь к нему, получает возможность добраться до этих питательных веществ. Свет выступает здесь как сигнал, несущий информацию о пище и вызывающий определенное внутреннее состояние, которое и называется ощущением. У низших животных органы чувств не дифференцированы. В дальнейшем появляются особые органы чувств, которые образуют центральные нервные узлы у беспозвоночных и центральную нервную систему у позвоночных.

Высшей формой информационного взаимодействия у животных является психическая деятельность головного мозга. Она осуществляется в ситуациях двух различных типов. К первому относятся ситуации, когда имеющиеся у живого организма ресурсы ориентации во внешней действительности достаточны для решения возникающих перед ним задач. Решение их происходит автоматически - на основе генети­чески закрепленных инстинк­тов срабатывает безусловный рефлекс. Ситуации второго типа - нестандартные, связанные с ориентировочно-поисковым поведением жи­вотных, когда в индивидуальном опыте адаптации к внешней среде вырабатываются условные рефлексы. Комплекс услов­ных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, позволя­ет высокоорганизованным животным достаточно эффективно справляться с рядом сложных ситуаций, что дает возможность на сегодняшний день говорить о наличии у них навыков «практичес­кого интеллекта» и ассоциативного мышления.

Есть ли сознание у животных (высших млекопитающих – дельфинов, обезьян, собак и т.п.)? Исследования показали, что уже в 2,5 года ребенок превосходит «самых умных» обезьян. Например, начинает осознавать свое «Я» и связывать совершенный проступок с последовавшим наказанием. Дальше у него развивается способность к составной орудийной деятельности (складывание кубиков, соединение деталей в конструкторе), формируется понятийное мышление (оперирование отвлеченными от конкретных предметов понятиями - абстракциями), к чему животные не способны. Нет у животных и сложных социально обусловленных человеческих чувств – веры, любви, патриотизма и т.д. Сознание человека качественно отличается от психики живот­ных. Основными отличительными признаками являются:

1) абстрактно-логическое мышление, связанное с умением вос­производить сущностные характеристики и связи действительно­сти, не данные непосредственно в восприятии;

2) целеполашние как способность идеально конструировать жела­емый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;

3) самосознание, определяющее возможность выделения себя извнешней среды;

4) язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ори­ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

Формирование этих особенностей сознания стало возможным благодаря социо- и кулътурогенезу, где и абстрактное мышление, и язык, и идея «Я» выступают как исторические образования. У исто­ков сознания стояла практика, где первичный акт мышления фак­тически выступает как «внутреннее действие», осуществляемое не с реальными объектами, а с их идеальными образами. Для обучения простейшим логическим операциям требовались много­кратные действия с конкретными предметами, что обусловило в конечном итоге их превращение в устойчивые схемы мышления (логические формы). Тем самым специфика доязыковой стадии в эволюции сознания связана с ее наглядно-действенным характером. Хроно­логически она фактически совпадает с периодом антропогенеза, начавшегося около 5 млн лет назад и завершившегося 50-40 тыс. лет назад. Это время значимо для нас тем, что здесь закладывалась структура нашего мышления.

Известные архаические культуры иллюстрируют следующую качественную стадию развития сознания, связанную с конкрет­но-символическим восприятием мира и представленную в мо­делях мифологического мировоззрения. К характеристикам этого этапа относится, с одной стороны, возникновение языка; с другой стороны, отражение мира в образно-символической форме. Пока­зательно, что если на формирование логических структур несом­ненное влияние оказал труд как фактор антропогенеза, то проис­хождение языка преимущественно связано с игрой. Согласно од­ной из современных концепций, язык возник благодаря подража­нию природным звукам и сигналам, что было необходимо для обеспечения охоты. Знаки языка при этом начинают фигуриро­вать как условные заместители реальных объектов, и со временем язык становится универсальным посредником между человеком и миром. Особая произвольность и органичность языковых правил заставляют многих исследователей рассматривать именно игру как причину и стихию языка.