Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РАСПЕЧАТАТЬ.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
327.68 Кб
Скачать

25. Платонов

В 1919 году в русской литературе начинает свои первые опыты один из величайших художников ХХ века Андрей Платонович Платонов (Климентов). «Приходская школа, городская четырёхлетка, рабочая семья. Сначала зачислен в контору страхового общества «Россия», с 1915 года – литейщик на Трубном заводе, далее - помощник машиниста в имении помещика, в мастерской по изготовлению искусственных жерновов, на складе страхового общества. Так до 1917 года. В начале 1918 года поступил в железнодорожный политехникум на электротехническое отделение...». Одновременно он служит в Главном Революционном Комитете Юго-восточной железной дороги редакции журнала «Железный путь». Усиленно занимается литературой и электротехникой.

С осени 1918 года начинает вплотную работать в местной советской прессе... В 1922 году выпускает книгу стихов «Голубая глубина».. «Первый крупный отклик на творчество Платонова-поэта прозвучал на «Вечере поэзии рабочего Платонова». Фрагмент вступительного слова: «...никакой нарочитости, удивительная непосредственность творчества.» В «Конце света»(«Воронежская коммуна»,1923,14 января) последняя строка звучит:

И В ПЕРВЫЙ РАЗ В ТО УТРО СОЛНЦЕ НЕ ВЗОЙДЁТ(С.155)

На протяжении всего своего творчества Платонов зажигает солнце для мертвых в отчаянной попытке осчастливить будущее. Изначально не локализуемые в художественном пространстве пути-дороги у Платонова основываются прежде всего не на вымыслах, ovtopos – или «местах», которых не было нет и вряд ли будут: Утопия у Платонова – это обнаруживание отсутствия .

Поэзия Платонова просто различает свет и тьму как смерть и жизнь уже в раннем стихотворческом периоде. Известные мотивы преодоления темноты, изобретения света продлились на протяжении всего его творчества. Ещё юношеским сердцем он делится: «Как бесконечно пространство, и какая яркая звезда над нами в мутной смертельной мгле!-

тихо говорит он.— Можно зарыдать от безнадежности и невыразимой муки – так далека от нас сейчас эта звезда -- ... Мне кажется, что я лечу куда-то и светится дно недостижимого колодца, стены пропасти не двигаются».

В раннем творчестве Платонова отчётливо ощутимо напряжение решительного человека. Он знает твёрдо, что важнее всего для него в конкретный момент и период: «Работы по орошению кажутся ему нужнее стихов, поэтому он несколько отошёл теперь от литературы -- в этом он всегда прост и честен».4 В начале 20-х годов его творчество представляет самые разные формы актуализации гносеологической проблематики, вплоть до самостилизации. Так «авторами» своих метафизических рассказов он делает персонажами произведений, наделенных обострённым философским чутьём: рассказ «Тютень, Витютень и Протегален» (1922) подписан именем Епилдофора Баклажанова, героя рассказа «Приключения Баклажанова»(1922); рассказ «Немые тайны морских глубин»-- именем Иоганна Пупкова и т.д., в рассказах «Волчек», «Чульдик и Епишка» отмечена натуралистическая подробность вечного быта (с.9). По двадцатым годам платоноведение к сегодняшнему дню накопило большой материал: Платонов и Пролеткульт, Платонов и А. Богданов, Платонов и авангард, Платонов и русские формалисты, Платонов и «Перевал», Платонов и РАПП, Платонов и Горький, Платонов и Пильняк и др. Это относится к условному первому периоду исследования творчества писателя. И творческие биографии, и опорные тексты, и историко-литературные интерпретации на сегодняшний день в отечественном и зарубежном платоноведении ещё далеки от должного толковательного уровня, но особо заметна малочисленность крупных исследований и монографий. Отдельными книгами издали свои исследовательские труды Шубин Л., Чалмаев В., Фоменко Л. Полтавцева Н., Малыгина Н., Васильев В. Это «Очерк жизни и творчества» (1982, 2-е изд., испр. И доп. 1990) Васильва, «Эстетика Андрея Платонова» (1985) и Особенности философско-эстетических исканий Андрея Платонова»(1984) Малыгиной, «Философская проза Анлрея Платонова»(1981) и «Критика мифологического сознания в творчестве Андрея Платонова»(1977) Полтавцевой, «Человек в философской прозе А.Платонова»(1985) Фоменко, «Андрей Платонов(К сокровенному человеку)»(1989), «Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества»(1984), «Андрей Платонов» (1978) Чалмаева, «Поиски смысла отдельного и общего существования: Об Андрее Платонове. Работы разных лет»(1987) Шубина. В журналах и сборниках с 1970 года опубликовано около ста пятидесяти исследовательских статей. С 1965 года за рубежом на русском языке

опубликовано (включая 1990 год) не более сорока статей и не более шестидесяти пяти на других языках.

Картина жизни босховская (Корниенко) начата Платоновым с самого раннего этапа творчества. «Одержимый телесностью», он словно и себя вписывает в текст и остается верен своим художественным стратегиям.

И будет день – иссякнет Млечный Путь

Мир истомлённый мёртвый упадёт,

Глубоко человек ему вонзился в грудь...

(Конец света, 1923г.)

«...Ушедши в могилы, эти люди были ещё раз (Курсив наш – В.К.) похоронены в памяти народа. Их самая страшная самая мёртвая смерть в том, что целые поколения русского народа, склонившись над книгами Лермонтова,читают его стихи»6. Эти строки писатель пишет уже в 1941 году.

Природа тела сопряжена с тайнами пола. Видимо, Отто Вейнингер показался Платонову более близким и понятным, и, оставляя в «Лунной бомбе» федоровское «общее дело», Платонов в дальнейшем не долго занят узлами философии. К завершению воронежского периода творчества появляется «Антисексус»(конец 1925г – начало 1926 года). В июне 1926 года Платонов переезжает в Москву на постоянную работу в ЦК Союза сельского хозяйства, куда он был избран на Всероссийском съезде мелиораторов. Попав в критическую ситуацию, буквально через четыре недели, он увольняется с угрозой остаться без жилья. При том, что с середины 1924 года до конца 1926 года не было напечатано ни одного его хуожественного проиведения.

Из «Фабрики литературы»: «Искусство, как потение живому телу как движение ветру, органически присуще жизни...». Эти строки словно определяют тяжёлую творческую судьбу и столь же не лёгкую личную жизнь писателя. Немилость гегемона-пахана, уничтожение тиражей («Размышления читателя»), травля идеологизированной окололитературной критикой (Ермилов, Гурвич) 1939, 1940-м году, обвинения в период чистки правоуклонистов в 1932 году(По «Впрок», «Усомнившемуся Макару»), непризнание, непечатание лучших произведений, жёсткая правка редакторов, трагедия сына, болезнь, скорая смерть... «Проза Платонова реалистична, можно сказать, изощрённо реалистична»(Золотоносов, с.247). Словно ритмизированный «телом» и «смертью» стиль, позволяет говорить о фанатичности такого реализма.

Вячеслав Всеволодович Иванов в комментариях к статье Р. Якобсона «О художественно реализме» говорит: «Приемы фантастического реализма развиваются также в прозе А.Платонова («Чевенгур», «Котлован», «Джан» и другие)»

…Но если фантастическому реализму близки Замятин, Хаксли, Оруэлл и другие, то главные произведения Платонова 20-х – начала 30-х годов отличаются от произведений последних своим ярко выраженным некрореализмом.

Особенности платоновской некрореальности, обладающей собственной структурой, собственной поэтикой, преломляющей культурфилософские представления писателя, и призвана выявить данная дипломная работа.

При сравнительно-историческом изучении некрореализма как одной из открываемых нами тенденций в развитии русской литературы ХХ века, аспект синхронический раскрывается в большей мере у ОБЭРИУТОВ, Заболоцкого, меньшей – Зощенко, в целом тех, кто наиболее близко проникали к «языку эпохи» (Бродский). Историческая типология этой проблемы должна опираться прежде всего на Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Розанова, Ремизова, а в современной литературе на Сашу Соколова, Сорокина В., Мамлеева Ю.

Работ на эту тему в современном платоноведении автору (дипломного проекта) обнаружить не удалось. Особо следует отметить исследование «Евнух души. Позиция чтения и мир Платонова». Валерия Подорога.8 В ней проводится феноменологический анализ тел-образов в романе «Чевенгур» и некоторых других, демонстрируется философская стратегия восприятия-прочтения. В статье С. Бочарова «Вещество существования» (Бочаров, А.П.,с.10) таже уделено много внимания телесности и смерти у Платонова.

«…Сдвиг от классического антропоцентризма вёл к установлению художественого равноправия человека, неодушевлённой природы и бытовой вещи... даже к поэтизации господства вещи над человеком в мифологии футуризма, конструктивизма и соцреализма. Реформы содержания сопровождались стилистическими, в частности, разрушением традиционно-авторитетного авторского слова и модернистским возвышением несовершенного, а подчас и уродливого слова персонажа. В прозе – у Гоголя, Достоевского, Лесква, Розанова... Платонова... у раннего Заболотского, обэриутов.., у Зощенко и... Толстого».9 Подчеркнуть и определить как показатель эволюции художественного творчества посредством анализа тел-образов в корпусе центральных текстов Андрея Платонова является опорой нашей работы.

26. Проблематика рассказов и повестей А.Платонова 2-ой половины 20-х 1-ой пол.30-х гг.

Художественный стиль Платонова явление уникальное, индивидуальное. Для него характерно сосуществование в рамках одного произведения и пафоса строительства новой жизни, и скептицизма, сомнения в ее достижении; и канцелярского стиля, и его явного пародирования. Рассказы Платонова 20-30-х гг. («Песчаная учительница», «На заре туманной юности», «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек» ) отличаются светлой уверенностью автора в возможность совершенствования человеком окружающего мира. Все герои этих рассказов деятельные, сильные люди, которые способны идти за своей мечтой и вести за собой других. В них много чувства и уверенности в необходимости изменений. Кроме того, все характеры показаны Платоновым как сугубо русские, возросшие именно на родной автору почве. «Сокровенный человек» Платонов знакомит читателя с новым героем естественным, сокровенным человеком. Главный герой Пухов отличается любовью к машинам, которым он отдал всю жизнь. При этом герой умеет чувствовать, искренне любить, он не терпит лжи и предательства и стремится делать все сообразно своим внутренним законам. Окружающие считают его «мутным человеком, ветром, дующим мимо паруса революции», но главное для героя во всей этой суматохе сохранить себя.