Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Толкачев В. Основы системного мышления. Основы...doc
Скачиваний:
135
Добавлен:
29.09.2019
Размер:
1.03 Mб
Скачать

Обонятельный тип характера (Часть III)

В повествовании об обонятельном типе характера очень к месту отрывки из романа Патрика Зюскинда "Парфюмер". Давайте прочтем еще один такой отрывок, раскрывающий внутреннюю драму главного персонажа романа. В той или иной степени такая драма характерна для всех обонятельников.

Гренуй стремился прочь от людей! Жить, как в собственном гробу, мечтал. Как труп лежал бы он в собственном каменном склепе, почти не дыша, почти не слыша ударов собственного сердца - и все же жить такой интенсивной, но извращенной жизнью, как никто из живущих на земле /это мечта автора - Зюскинда./. Ареной этих извращений была, а как же иначе, его внутренняя империя, куда он с самого рождения закапывал формулы всех запахов, которые когда-либо встречал. Чтобы настроиться, он сначала вызывал в памяти самые ранние, самые отдаленные из них: враждебные душные испарения спальни мадам Гайар; вонь иссохшей кожи ее рук; уксуснокислое дыхание патера Терее, истерический, горячий материнский пот кормилицы Бюсси, трупное зловоние Кладбища невинных, убийственный запах своей матери. И он упивался отвращением и ненавистью, и у него вставали дыбом волосы от сладострастного ужаса. Иногда этот аперитив мерзостей оказывался недостаточным, и чтобы разогреться, он позволял себе небольшой обонятельный экскурс к Грималю и отведывал зловонья сырых, покрытых мясом кож и дубильных примесей или воображал чадные испарения шестисот тысяч парижан в душной, порочной жаре в разгар лета. И тогда вдруг - в том и состоял смысл упражнения - накопленная ненависть с оргастической мощью прорывалась наружу. Как гроза, он собирался над этим запахом, посмевшим оскорбить его светлейший нос. Как град на пшеничное поле, он обрушивался на эту пакость, как ураган, он обращал ее в прах и топил в огромном очищающем половодье дистиллированной воды. Столь праведным был его гнев. Столь величественной была его месть. А какой возвышенный миг! Гренуй, этот маленький человек, дрожал от возбуждения, его тело судорожно сжималось в сладострастном удовольствии и извивалось так, что в какой-то момент он ударялся об потолок штольни, затем медленно расслаблялся и оставался лежать, опустошенный и глубоко удовлетворенный. Этот акт извержения всех отвратительных запахов был действительно слишком приятен, слишком... В сценарии его воображаемого театра этот номер был, кажется, самым любимым, ибо доставлял чудесное чувство заслуженного изнеможения, которым вознаграждаются лишь истинные великие, героические деяния. Одним глотком он осушал бокал прохладного запаха... после второго вся нервозность и неуверенность, все сомнения исчезали, и его наполнял величественный покой... После бутылки с ароматами надежды он раскупоривал бутыль с вечерним ароматом. - О, он не хотел заканчивать вечер, не осушив еще одной, последней - фляги самой роскошной: это был аромат задушенной девушки с улицы Маре...

После этих попоек по утрам его мучил озноб и похмелье, как запойного пьяницу после разгульной ночи. Ни за что на свете не мог себя обонять... хотя и знал, что сгиб локтя - это то место, где люди пахнут самими собой... потливо-жирная, сыровато-кисловатая, в общем, достаточно противная основная тема, свойственная в равной степени всем людям, а уж над ней в более тонкой градации колышутся оболочка индивидуальной ауры.

Не об этой ли ауре нам толкуют экстрасенсы, а мы их не понимаем? А они себя - тем более не понимают, ибо обоняют на подпороговом уровне. Обонятельные эротики ненавидят и страстно презирают людей за их ВОНЮЧУЮ ГЛУПОСТЬ.

То, что клубилось в кадильницах, был не настоящий ладан. Это был плохой суррогат, с примесью липового угля, и корицы, и селитры. Даже бог вонял. Бог был маленькой жалкой вонючкой. Или его обманывали, этого самого бога, или он сам был обманщиком тогда это намного хуже. И, наконец, он изобрел аромат привлекательности! доверия, внушения любви, мыслил в обонятельных категориях. Запах поражал их прямо в эротический центр. Высокая чувствительность обонятельного анализатора приводит к тому, что ощущения, доставляемые этим анализатором, приобретают яркую эмоциональную окраску и особое значение для человека. Объекты же, несущие ту или иную информацию для данной эрогенной зоны, имеют какую-либо ценность, пользуются предпочтением, вызывают предпочтение, или, напротив, оказываются непереносимыми.

Выраженное развитие обонятельной эрогенной зоны приводит к формированию ряда характерных черт поведения, иными словами, характера, который, продолжая традиции Фрейда можно обозначить как обонятельный. Вот давайте и поговорим об этом характере.