Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Национальные окраины Российской империи_становл...doc
Скачиваний:
89
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
2.63 Mб
Скачать

Административное устройство Молдавии во второй половине XIX — начале XX в.

Более значительные территориальные изменения произошли после Крымской войны. На основании XX статьи Парижского трактата, заключенного в марте 1856 г., к Молдавскому княжеству, находившемуся в вассальной зависимости от Турции, отходила территория юго-западной Бессарабии. В нее входили все земли, примыкавшие к Дунаю, а также к нижнему течению реки Прут, и все побережье бессарабского Причерноморья, вплоть до Аккер-мана (Белгорода-Днестровского)171. Что касается дельты Дуная, то есть островов между Килийским и Георгиевским гирлами, и ост­рова Змеиного в Черном море, то они остались за Турцией172.

7 марта 1857 г. была завершена передача Южной Бессарабии Молдавскому княжеству и в поселении Кубей подписан соответ­ствующий акт представителями России и Молдавского княжества. Днем раньше русские войска покинули Южную Бессарабию и их место заняли части милиции Молдавского княжества173. Общая площадь, полученная княжеством в южной Бессарабии, равнялась примерно 10,3 тыс. квадратных километров, где проживало при­мерно 130 тыс. человек174. Перепись населения в Молдавском княжестве в 1859 г. выявила численность населения на этой территории в 138,5 тыс.175 Земли княжества были разделены на две административные единицы: Измаильский уезд составили земли Придуная и Причерноморья. Кагульский уезд примыкал к нижнему течению реки Прут. Национальный состав этой части Бессарабии был довольно пестрым, причем молдаване составляли здесь всего лишь 30% населения176. На этой территории проживало большое число русских, украинцев, болгар, а также гагаузов, евреев, немцев, греков и др. Старые молдавские традиции были здесь не очень сильны, и включение этой области в Молдавское княжество оказалось довольно болезненным. Обострение этни­ческой ситуации привело в дальнейшем к заметному оттоку на­селения, прежде всего русских, украинцев и болгар.

В 1859 г. Южная Бессарабия вместе со всем Молдавским княжеством входит в состав нового государства Румынии, носив­шего официальное название Объединенные княжества Молдавия и Валахия. Поначалу Молдавия сохраняла свою государственность, но в 1862 г. она была упразднена, и Румыния превратилась в унитарное государство. Южная Бессарабия стала частью румын­ского государства: на нее распространялась румынская админист­ративная система и румынские законы, а после, в 1866 г., и положе­ния румынской конституции.

Однако в составе Румынии Южная Бессарабия находилась только до 1878 г., когда в соответствии со статьей 45 Берлинского трактата она была возвращена России, став составной частью Бессарабской губернии177. Естественно, между этими двумя нерав­ными частями Бессарабии существовали правовые отличия. Но они постепенно сглаживались и к началу XX в. стали практически незаметными.

Бессарабия была типичной российской губернией, но, в отличие от ряда других окраин, здесь прошла земская реформа. По царскому указу о применении "Положения о губернских и уездных земских учреждениях" к Бессарабской области от 15 ноября 1868 г. в области (с 1873 г. — губернии) создается губернское земство, а затем и уездные земства — Кишиневское, Оргеевское, Бельцское, Сорокское, Хотинское, Бендерское, Аккерманское. Одна из осо­бенностей губернии заключалась в том, что в Измаильском уезде, образованном из отошедшей к России части Бессарабии, земские учреждения все-таки не были введены. Поэтому между двумя этими частями края имелись некоторые отличия, которые стали почти незаметными к началу XX в.

Административная нивелировка сопровождалась и явными тен­денциями языковой унификации. Постепенно ликвидируются мол­давские школы, в южной части Бессарабии после 1856 г. учрежда­ются национальные школы, в том числе и болгарские. После 1859 г. молдавские школы стали называться румынскими — в них ввели румынский алфавит на основе латинской графики. Преподавание на молдавском прекращалось в Кишиневской гнимназии и Кишиневской духовной семинарии. Одновременно ликвидирует­ся и богослужение на молдавском языке, уничтожаются молдав­ские церковные книги179. Естественно, эти меры российских свет­ских и духовных властей вызвали рост молдавского национального движения, что стало особенно заметно после революционных со­бытий 1905 г.

В 1899 г. в Юрьевском (Дерптском) университете образовалось землячество из студентов-бессарабцев, установившее связи с воз­никшим в Румынии кружком "Бессарабец". Землячество, которое возглавил Ися Пеливан, в дальнейшем один из лидеров молдав­ских националистов, имело свою библиотеку, включавшую под­борку румынских книг, журналов и газет. Члены землячества проводили постоянные встречи, различного рода литературные вечера и конференции. Связанный с ними кружок "Бессарабец" в Румынии был представлен прежде всего выходцами из Бессара­бии, переехавшими в Румынию на постоянное или временное жи­тельство. Эта официально не оформленная даже организация име­ла тем не менее связи с рядом румынских общественных и полити­ческих деятелей.

После временного закрытия в период революции 1905 г. Юрьевского университета многие бессарабские студенты приехали в Кишинев, где активно включились в общественно-политическую деятельность. Вместе с некоторыми сотрудниками бессарабского земства они участвовали в создании "Общества молдавской куль­туры", которое выдвинуло в конце того же года официальное требование к российскому правительству ввести в школах Бес­сарабии преподавание на молдавском языке. Они также добива­лись возобновления богослужения на родном языке и использова­ния его в судебных, земских и прочих учреждениях. Под воздейст­вием революции усилил свою деятельность и кружок "Бессарабец", реорганизовавшись в "Центральный комитет культурной лиги бес­сарабских румын"180. Комитет распространил в Бессарабии специ­альное воззвание, содержавшее призыв к молдаванам покидать Бессарабию и переезжать в Румынию, которая объявлялась роди­ной всех румын (в воззвании молдаване назывались румынами). В том же 1905 г. из Румынии в Бессарабию переехали некоторые деятели румынской культуры, а также часть уроженцев Бессара­бии. Участвуя в местной общественно-политической жизни, они объединили свои действия со студентами Юрьевского университе­та и других учебных заведений Бессарабии. Группа, в которую входили Е. Гаврилица, П. Халиппа. В. Оату, С. Кужбе и К. Стере, начала издавать на молдавском языке газету "Бессарабия", считав­шуюся национал-демократическим печатным органом, который ставил с самого начала задачу пробуждения сознания молдавского народа, призывал активно участвовать в политической жизни Рос­сии181. Позиция газеты по поводу политического статуса Бессара­бии выглядела на первый взгляд довольно противоречиво: с одной стороны, это требование автономии Бессарабии в составе России, с другой — намеки на необходимость присоединения ее к Румынии. Эти политические и общественные силы и стали основой так называемой Молдавской национально-демократичес­кой партии — сравнительно небольшой политической организации.

МНДП ратовала за воссоздание Бессарабской автономии в со­ставе России по Уставу 1818 г., но с некоторыми поправками и изменениями, выдвигала требование об образовании "Главного верховного совета", или, по-другому, "Сфатул цэрий" ("Совета страны"), который должен был управлять Бессарабией. Члены партии уделяли большое внимание различного рода культурным вопросам.

В период между революциями 1905 и 1917 гг. в Бессарабии открывается около десяти газет и журналов на молдавском языке, молдавский язык ведется в качестве учебного предмета в некото­рых школах и училищах, создаются молдавские театральные труп­пы, начинается заметный подъем национальной культуры и наци­онального движения. В эти годы на политической арене появляют­ся силы, которые в полный голос заявят о себе после Февральской революции 1917 г., когда вновь встанет вопрос о будущем устрой­стве Бессарабии. Рассматривались и живо обсуждались различные варианты ее автономии в составе России, присоединении к Румы­нии или создании независимой Молдавской республики, которая собственно и была провозглашена в декабре 1917 г. Республика, мыслившаяся вначале в составе России, в январе 1918 г. провоз­гласила свою независимость, хотя в условиях оккупации края румынскими войсками это была полнейшая фикция.