Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИЯ-3.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
2.65 Mб
Скачать

Фаюмский портрет. /-// в. Н. Э. В портрете отражены новые зарождающиеся принципы изображения

Дрсрпяя греция

мышления посредством изучения матема­тики, философии и основ ораторского ис­кусства.

Целью образования афинской арис­тократии являлось воспитание свободной, физически и духовно развитой личности. Кроме того, было широко распростране­но мнение, что свободного человека дос­тойна только та деятельность, которая спо­собствует духовному развитию личности и не служит средством зарабатывания денег.

Пик развития афинского государства приходится на эпоху Перикпа (444—429 гг. до н. э.). Период правления Перикла (кото­рый в истории именуется аттическим перио­дом) ознаменовался наивысшим культурным расцветом Афин. Это время характеризу­ется трагедиями Софокла и Эврипида. «Истории», прославляющие победы эллинов, пишет Геродот. В честь покровительницы государства богини Афины под руковод­ством известного зодчего Фидия возводится Парфенон. Продук­тивно работают философы, скульпторы, художники, поэты. В этот относительно спокойный период своего наивысшего расцвета до­стигают искусство, наука и культура.

В V в. до н. э. Афины являлись городом, создававшим наилуч­шие условия для свободного творчества, поэтому сюда стекалось из других греческих городов множество ученых, философов, ху­дожников, которые создавали свои школы и мастерские. Эпоха «аттического просвещения» является временем наибольшего ду­ховного и культурного подъема афинского общества.

При том, что рядовой афинянин был неприхотлив в быту, иде­алы образования были достаточно высоки, а быть образованным

человеком считалось нормой, необходимым условием развития свободного гражданина.

Высота культурного уровня была предме­том особой гордости афинян. Культура вся­чески поощрялась государством, гражданам предоставлялась возможность участвовать в празднествах, посещать театр. Так, напри­мер, для развития своего духовного мира ре­месленникам и торговцам выдавалось посо­бие, позволяющее побывать в театре, не теряя при этом дневного заработка.

Высоко ценились в Афинах и занятия спортом. Для каждого свободного сословия создавались гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок. Постепенно это привело к тому, что физическое воспитание стало не только привилегией богатых граждан, но и сделалось до­ступным для любого афинского гражданина.

Гимнасион представлял из себя государственное учреждение, которое возглавлял назначенный народным собранием человек. Его называли «софронистом», т. е. человеком, заботящимся о доб­родетели. Культивирование спорта и являлось такой добродете­лью, поскольку именно здесь индивид учился владеть собой, со­вершенствовал свой дух и волю, учился соблюдать правила честной игры.

Тяга к спорту в период античности была вызвана необходи­мостью удерживать ведущее положение в обществе, которое было актуально для высших слоев. Чтобы сохранить свою власть и лидерство в обществе, богатое сословие должно было обла­дать физическим совершенством, которое подтверждалось в ходе спортивных состязаний и могло быть достигнуто только в резуль­тате регулярных упражнений в спорте. Сильный, ловкий, подвиж­ный, смелый человек был идеалом знати (идеалом, который по­

зднее распространился на все общество). Фор­мирование такого идеала постепенно стало не­обходимой частью всей системы воспитания и обучения. Однако в Афинах и Спарте существо­вали некоторые различия в этом вопросе. Так, например, в Афинах физические упражнения были направлены на формирование гармонич­ного телосложения, воспитание силы, ловкости, красоты. В Спарте в силу особых обстоятельств граждане были вынуждены воспитывать у подра­стающего поколения военные навыки, высокую физическую выносливость, силу, твердость и вы­держку в юношах, а в девушках — здоровье и выносливость для воспроизводства здорового поколения.

Из всех видов спорта выделялся бег как ка­чество, наиболее необходимое для воина. Бег долгое время являлся единственным состязани­ем на Олимпийских играх. Причем различалось много видов бега. Одним из видов соревнова­ния был бег на определенные дистанции с полным вооружением. Такой бег способствовал наиболее гармоничному развитию тела, приобретению скорости передвижения и силы.

Гимнасионы и палестры были не только местом физических тренировок. Они являлись своеобразными культурными центра­ми, где собирались люди разных возрастов, велись беседы, по­литические и философские споры.

В Афинах физическое воспитание рассматривалось как со­ставляющая общего культурного развития личности, а не только в качестве подготовки хорошего воина, как в Спарте. Однако су­ществовала социальная дифференциация гимнасионов и палестр, отдельно для простого народа и для аристократии. Кроме того, близ Афин находился специальный гимнасион для неполноправ-

Чернофигурный килик.

Первая четверть VI в. до н. э.

ных граждан, то есть для тех, у кого мать или отец не были афи­нянами.

Однако в конце V в. до н. э. Афинам был нанесен смертель­ный удар Спартой, которая вышла на сцену истории.

Спарта (Лакедемон) отличалась от Афин тем, что являлась от­крытым поселением. Здесь не было привычных городских (оборо­нительных) стен. Спартиаты, составляющие незначительное мень­шинство, между тем захватили всю власть в городе над местными жителями и превратили их в илотов — бесправных жителей, фак­тически рабов. Сами же спартиаты сконцентрировали права и власть в своих руках, закрепив их в конституции и создав опре­деленный режим.

Характерной чертой образа жизни спартанцев была ориен­тация на постоянную боевую готовность. Эта черта и обуслови­ла специфику всей системы обучения и воспитания молодежи в

Спарте. Так, начиная с 7-летнего возраста мальчики не должны были жить в своих семьях. Они разлучались с родителями, и всю заботу по их воспитанию и обучению брало на себя государство.

Воспитание будущих воинов было суровым. С раннего детства их приучали к выносливости, трудностям, нечувствительности к боли и т. д. Для спартиатов считалось зазорным заниматься ка­ким-либо физическим трудом или торговлей (вероятно, потому, что это могло снизить боевой дух воина).

Образ жизни в Спарте наложил печать и на искусство, для которого была характерна угловатость и резкость языка в (рель­ефах), а тематика отражала военные сюжеты.

Во второй половине IV в. до н. э. раздробленность греческих городов приводит к завоеванию их Македонией и установлению монархии. Греция вышла из кризиса, наметившегося после Пело­понесской войны (431 г. до н. э.), ценой утраты самостоятельнос­ти. В эпоху разгоревшихся жестоких войн художники стали пол­ностью зависеть от заказчиков — крупных рабовладельцев или двора. Теперь уже образы искусства не связаны с гражданскими идеями города — полиса.

С конца V в. до н. э. теряется сознание величия государства, искусство и общество начинает интересовать отдельная личность. В это время начинает пользоваться большой популярностью уче­ние софистов, которые выдвигали идею личности, направляли свое учение на развитие языка, красноречия, логики.

Так, начинает пользоваться особой популярностью учение со­фистов, а с расцветом софистики происходит развитие и систе­мы школьного образования.

Благодаря деятельности софистов в Афинах сложилось новое представление о школе. Софисты обогатили мышление греков но­выми суждениями, часто идущими в разрез с традиционными взглядами1. Они заложили основы и систематизировали основ­ные понятия риторики, грамматики, логики.

1 Софистика — греч. sophistai «учитель мудрости» — философское течение в ан­тичной Греции.

48

Именно софисты положили начало более высокому типу шко­лы, обогатив ее новыми методами познания, анализа и критики. Впрочем обучение у софистов было элитарным, высокооплачива­емым и потому рассчитанным, в основном, на юношей из бога­тых семей.

Однако научиться «мыслить» можно было не только за плату у приезжего софиста, но и бесплатно у бродячих философов, типа Сократа.

Софистам школа была обязана введению нового предмета — риторики. До этого обучение в школе ограничивалось привити­ем элементарных умений чтения, письма, счета, музыки, гимнас­тики. Однако в условиях развития демократических настроений воинские навыки уже не были столь актуальны, как прежде. Те­перь важно было наличие умений убеждать людей, управлять настроением толпы, чему, собственно, и учила риторика. Осво­ение риторики, которая включала теорию красноречия и прак­тические упражнения по декламации, считалось высшей ступенью среднего образования. Таким образом, среднее образование было направлено на раскрытие духовных способностей челове­ка, на создание предпосылок для его дальнейшего развития на более высокой ступени.

Параллельно с начальным школьным обучением, а также и в дополнение к нему стали организовываться эфебии (гимнасии для эфебов — юношей), представлявшие собой государственные об­разовательные учреждения, с определенным внутренним распо­рядком.

Наряду с эфебиями существовали и средние школы для деву­шек. В возрасте 13—18 лет девушки получали среднее образо­вание.

Наиболее образованными были гетеры (спутницы). Это были женщины, ведущие свободный, независимый образ жизни и раз­личающиеся по социальному положению. Гетеры, в основном, были хорошо образованы, разбирались в литературе и филосо-

4- 6951 Сурина

фии, знали музыку. Афинские гетеры были подругами величайших умов своего времени — художников, литераторов, политиков. Ге­теры развлекали, утешали, образовывали мужчин, вели с ними длинные научные разговоры, вступали в споры.

К знаменитым гетерам относят подругу Перикла — Аспазию, подругу Праксителя — Гликерию и др. Образы гетер запечетле- ны в настенной живописи, в рельефах, в комедиях греческих и римских авторов.

Общеобразовательная средняя школа предполагала изуче­ние 7 свободных искусств («artis liberalas») и включала: грамма­тику, арифметику, диалектику, риторику, геометрию, астрономию, музыку. В классический и эллинистический периоды в школьное образование были включены еще занятия спортом.

Обязательными предметами являлись грамматика, риторика, основы математики, музыка и спорт, остальные предметы были не всегда обязательными. В то же время средняя школа не давала конкретной специальности и носила гуманитарный характер, так как была направлена на разностороннее развитие человека, раскрытие его духовного мира. Уметь логически мыслить, отста­ивать точку зрения в спорах, разбираться в искусстве и быть фи­зически крепким — эти требования к выпускнику школы в Древ­ней Греции позднеклассического и эллинистического периода являлись идеалом образования.

Получение среднего образования являлось условием для про­должения обучения в высшей школе, для выбора специальности.

Итак, целью среднего образования в античной Греции было научить человека мыслить и самостоятельно рассуждать, сфор­мировать определенный уровень его духовной культуры.

В это время сохраняется элитарность науки и частично искус­ства. Искусство делилось на то, которое было доступно или по­нятно широким слоям населения, и на то, которое могли оценить лишь избранные.

Вначале в Афинах, а затем и в других древне­греческих городах дети свободных горожан за плату (кроме Спарты, где за обучение платило го­сударство) могли с 7 лет посещать элементарную (начальную) школу. Причем обучение мальчиков и девочек происходило совместно.

Следующим этапом в обучении являлась сред­няя школа, включавшая изучение риторики (искус­ства говорить) и грамматики (умения читать и пи­сать).

Углубленное осмысление идеи о том, что «че­ловек есть мера всех вещей», находит свое отра­жение в обучении, воспитании, изобразительном искусстве, архитектуре античности.

В лучших трактатах этой эпохи выводится иде­ал человека физически красивого, сильного духом, умеющего увлечь за собой и победить.

В эстетике Древней Греции выделялись центральные философ­ские категории: мера, число, гармония, космос. Центром внима­ния наиболее ранней философской школы явилась Пифагорейс­кая школа. Впервые внимание было обращено на космический порядок, выражающийся через «число». Так как пифагорейцы счи­тали, что число составляет сущность вещей, то и познание мира сводилось к познанию управляющих им чисел.

Представления греков о значении и роли чисел в законах по­строения гармонии мироздания и легли в основу их канона про­порций, ставшим основополагающим в искусстве.

В качестве выражения внутреннего порядка в самом строе­нии вещей, пифагорейцы рассматривали звуковую гармонию как наиболее глубокую гармонию. Они перенесли понятия «гармо­ния» и «красота» на искусство. Понятие «красота» в искусстве в одном случае трактовалась как «симметрия», в другом — как «гар­

мония». Этот мотив стал в дальнейшем основой древнегреческой эстетики, повлияв главным обра­зом на судьбу музыки.

Музыка у пифагорейцев связывалось с потреб­ностью формирования характера и служила не для доставления удовольствия, а являлась отражением души человека, хорошей или плохой. Изучая аспек­ты звучания музыки, они вывели закономерность звучания струны — гармоническое, либо дисгармо­ническое, в зависимости от длины струны. Так, на­пример, считалось, что отношение 1 : 2 (простые числовые отношения) вызывает гармоничное звуча­ние, дает октаву; 2:3 — дает квинту; 1: 2/3 : 1 /2 — создает гармонический аккорд. Таким образом, обучение музыке носило рациональный характер и было сопря­жено со знанием математики и философии.

Такую же «воспитательную» функцию видит в музыке и Арис­тотель. Он выделил три типа мелодий: этические — действующие на моральные чувства: практические — возбуждающие физичес­кую активность, «энтузиастические» — вызывающие состояние эк­стаза. Этическим мелодиям отводилось главное место в служении целям их воспитания духовного облика человека. Аристотель даже разделял музыкальные лады по тому влиянию, какое они ока­зывают своим звучанием на формирование тех или иных черт ха­рактера. Так, например, он считал, что дорийский лад формирует «мужественный характер», лидийский — способствует развитию благопристойности и благовоспитанности. Однако фригийский лад несет оргаистический, страстный характер (флейта), поэтому к нему у Аристотеля было резко отрицательное отношение.

Даже известный античный врач Гиппократ рекомендовал для лечения различные виды музыки. Он считал, что в зависимости от звука, производимого тем или иным инструментом, и ритма ме­лодии можно изменять психическое состояние души: усмирять

гнев, гасить зависть, поднимать настроение, вызывать чувство ра­дости и т. д. Интуитивно греки соотносили громкие звуки флейт с красным цветом, шумом и весельем, а нежные, тихие звуки лиры — с синим цветом, тишиной зеленых рощ и шумом лазурного моря.

В V в. до н. э. на формирование «идеала» общества часто ока­зывали сильное влияние представления выдающихся людей. Об­раз идеальной личности подвергается осмыслению со стороны Сократа (469—399 гг. до н. э.). Известный философ в молодости был скульптором, часто бывал в мастерских художников, скульп­торов, архитекторов, ведя с ними беседы по вопросам искусст­ва. Его идеалом был человек «прекрасный духом и телом». Раз­вивая эту идею, Платон (427—347 гг. до н. э.) отмечал красоту тела, чтобы от нее перейти к красоте души, далее к красоте наук, чтобы потом возвысится до понимания красоты идеального мира. Однако он считал, что необходимо развивать свой разум, чтобы понять эту красоту.

Поскольку в античной Греции широкое распространение по­лучила «мать всех наук» — философия, то именно философы пер-