Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
коллоквиум история.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
432.65 Кб
Скачать

Ледовое побоище

5 апреля 1242 года русское войско под предводительством князя Александра Невского одержало победу над ливонскими рыцарями в Ледовом побоище на льду Чудского озера.

В XIII столетии Новгород был самым богатым городом Руси. С 1236<="" span=""> года<="" span=""> в Новгороде княжил молодой князь Александр Ярославич. В 1240 году, когда началась  шведская агрессия против Новгорода, ему не было еще и 20 лет. Тем не менее,  к тому времени он уже имел некоторый опыт участия в походах отца, был изрядно начитан и прекрасно владел военным искусством, что и помогло ему одержать первую из своих великих побед: 21 июля 1240 года силами своей небольшой дружины и ладожского ополчения он внезапной и стремительной атакой разбил шведское войско, высадившееся в устье реки Ижоры (при впадении ее в Неву). За победу в сражении, названном впоследствии Невская битва, в котором молодой князь показал себя искусным военачальником, проявил личную доблесть и героизм, Александр Ярославич получил прозвище Невский. Но вскоре из-за козней новгородской знати князь Александр покинул Новгород и ушел на княжение в Переяславль-Залесский.  Однако разгром шведов на Неве не устранил до конца нависшей над Русью опасности: на смену угрозе с севера, от шведов, пришла угроза с запада – от немцев. Еще в XII веке было отмечено продвижение немецких рыцарских отрядов из Восточной Пруссии к востоку. В погоне за новыми землями и даровой рабочей силой, прикрываясь намерением обратить язычников в христианство, на восток шли толпы немецких дворян, рыцарей и монахов. Огнем и мечом они подавляли сопротивление местного населения, удобно рассаживаясь на его землях, строили здесь замки и монастыри и облагали народ непосильными поборами и данью. К началу XIII века вся Прибалтика была в руках немецких насильников. Население Прибалтики стонало под кнутом и ярмом воинственных пришельцев.

 И уже в начале осени 1240 года ливонские рыцари вторглись в пределы новгородских владений и заняли город Изборск. Вскоре его судьбу разделил и Псков – взять его немцам помогла измена псковского посадника Твердилы Иванковича, перешедшего на сторону немцев. Подчинив себе Псковскую волость, немцы построили крепостцу в Копорье. Это был важный плацдарм, позволявший контролировать новгородские торговые пути по Неве, планировать дальнейшее продвижение на Восток. После этого ливонские агрессоры вторглись в самый центр новгородских владений, захватили Лугу и новгородский пригород Тёсово. В своих набегах они подходили к Новгороду на 30 километров. Пренебрегая былыми обидами, Александр Невский по просьбе новгородцев в конце 1240 года вернулся в Новгород и продолжил борьбу с захватчиками. В следующем году он отбил у рыцарей Копорье и Псков, вернув новгородцам большую часть их западных владений. Но враг ещё был силён, и решающее сражение было ещё впереди. Весной 1242 года из Дерпта (бывшего русского Юрьева, ныне – эстонский город Тарту) была выслана разведка ливонского ордена с целью прощупать силу русских войск. В 18 верстах южнее Дерпта орденскому разведывательному отряду удалось разбить русский "разгон" под началом Домаша Твердиславича и Керебета. Это был разведывательный отряд, двигавшийся впереди войска Александра Ярославича в направлении на Дерпт. Уцелевшая часть отряда вернулась к князю и донесла ему о происшедшем. Победа над небольшим отрядом русских окрылила орденское командование. У него возникла склонность к недооценке русских сил, родилось убеждение в возможности их легкого разгрома. Ливонцы приняли решение дать русским сражение и для этого выступили из Дерпта на юг со своими основными силами, а также их союзниками во главе с самим магистром ордена. Главная часть войск состояла из закованных в броню рыцарей.

Битва на Чудском озере, вошедшая в историю под названием Ледовое побоище, началась утром 5 апреля 1242 года. На восходе солнца, заметив небольшой отряд русских стрелков, рыцарская "свинья" устремилась на него. Немецкому клину Александр противопоставил русский пяток – строй в виде римской цифры "V",  то есть угла, обращённого отверстием к противнику. Это самое отверстие прикрывали "чело", состоявшее из  лучников, которые-то и приняли на себя основной удар "железного полка" и мужественным сопротивлением заметно расстроили его продвижение. Всё-таки рыцарям удалось прорвать оборонительные порядки русского "чела". Завязалась ожесточенная рукопашная схватка. И в самый ее разгар, когда "свинья" полностью втянулась в бой, по сигналу Александра Невского по ее флангам во всю мощь ударили полки левой и правой руки. Не ожидавшие появления такого подкрепления русских, рыцари пришли в замешательство и под их мощными ударами стали понемногу отступать. А вскоре это отступление приняло характер беспорядочного бегства. Тут внезапно из-за укрытия в бой кинулся конный засадный полк. Ливонские войска потерпели сокрушительное поражение. Русские гнали их по льду еще семь верст до западного берега Чудского озера. Было уничтожено 400 рыцарей и взято в плен 50. Часть ливонцев потонула в озере. Вырвавшихся из окружения преследовала русская конница, завершив их разгром. Спастись удалось лишь тем, кто находился в хвосте "свиньи" и был на коне: магистру ордена, командорам и епископам.  Победа русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями" имеет важное историческое значение. Орден запросил мира. Мир был заключен на условиях, продиктованных русскими. Орденские послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были временно захвачены орденом. Движение на Русь западных захватчиков было остановлено. Западные рубежи Руси, установленные после Ледового побоища, продержались целые столетия. Ледовое побоище вошло в историю и как замечательный образец военной тактики и стратегии. Умелое построение боевого порядка, четкая организация взаимодействия отдельных его частей, особенно пехоты и конницы, постоянная разведка и учет слабых сторон противника при организации сражения, правильный выбор места и времени, хорошая организация тактического преследования, уничтожение большей части превосходящего противника – все это определило русское военное искусство как передовое в мире.

24. бъединительные тенденции в русских землях наметились уже на рубеже ХИ—XIII вв. Наиболее отчетливо это проявилось в политике владимиро-суздальских князей. Основой объединения могло послужить развитие и укрепление феодальной земельной собственности, создававшей материальную и социальную базу для сильной княжеской власти. Опорой князей были города с немалыми материальными ресурсами. Однако владимиро-суздальские города отличались от тех, которые стояли на пути «из варяг в греки»: они были удалены от морей и мало связаны с внешним рынком.

 

Отличительной особенностью русских городов было то. что они очень быстро стали своего рода коллективным «замком» данной округи, который боярство помимо загородной вотчины использовало как еще одну точку опоры. Это сделало их не средоточием экономического объединения территорий и складывания предбуржуазных отношений, а укрепленными центрами феодальной власти.

 

На северо-западе, в Новгородской земле, напротив, города стали крупнейшими центрами торговли и ремесла и скоро оказались серьезными соперниками Владимира на пути к единовластию. Одновременно ведущая черта хозяйства — внешняя торговля с Западной Европой усиливала сепаратистские тенденции в политике Новгорода и в конечном счете не позволила ему стать во главе объединительного процесса. К тому же Новгородская земля отделялась обширными лес­ными массивами от остальных русских земель. Сквозь лесов в центр русских земель вел один путь, но и про него говорили: «бяше лют», т.е. непроходим.

 

В борьбе с Москвой Новгород потерпел поражение во многом потому, что географическое положение Москвы позволяло «собирать» под своей властью разрозненные земли и княжества. В XV в. Новгородская земля оставалась крупнейшим государством Восточной Европы, но она была этнически и хозяйственно разобщена, в то время как на остальной территории Европы шел процесс формирования единых государств. Новгород противостоял объединительной политике Москвы и ориентировался на Западную Европу, что впоследствии дало повод Ивану III обвинить его в «отступничестве латинству».

 

Ордынское иго, приведшее к запустению наболее культурных и населенных земель Владимиро-Суздальского княжества, вызвало ускоренную колонизацию хорошо защищенных лесами районов. Крестьяне разорялись от монгольских набегов, и часть из них готова была променять свои южные плодородные земли на менее плодородные, но более безопасные в Окско-Волжском междуречье. Изменение характера экономических и торговых связей и путей привело к тому, что значительное развитие получили новые политические центры: Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома и др. Между ними развернулась борьба за великое княжение Владимирское. Возникнув как небольшой пограничный пункт Владимиро-Суздальского княжества, Москва становится во главе процесса объединения всех русских земель.

 

Еще до ордынского ига московские земли были сравнительно густонаселенными. В XI—XII вв. в районе Москвы обосновались кривичи и вятичи. Особенно плотно заселенным был треугольник между притоками Москвы-реки — р. Пахрой, Истрой и Всходней. Здесь находился замок Юрия Долгорукого, позднее разместились богатые вотчины древнейших родов великокняжеского боярства. Значение Москвы возросло, когда ускорился процесс перемещения населения из южных плодородных земель в ее укрытые среди лесов «ополья». На рубеже XIII—XIV вв. здесь наметился хозяйственный подъем в земледелии и промыслах, что повышало ценность земли.

 

Московские князья неустанно строили мощные крепости и расширяли политическую экспансию. Находясь на перекрестке трех важных дорог, проходивших с запада на восток, Москва стала узлом сухопутных и водных путей и, в частности, важным центром торговли хлебом. Это давало ее князьям значительные экономические выгоды и денежные средства, которые позволили им приобретать у ханов Орды ярлык на великое княжение Владимирское и расширять свои владения все­ми доступными средствами, в том числе путем «прикупов», непосредственным захватом, через вынужденный отказ удельных князей от своих прав, колонизацией пустых пространств.

 

Соседние с Москвой земли были слабыми и в военном, и в политическом отношении и легко перешли под ее покровительство. Боль­шую роль в возвышении Москвы сыграло слияние Московской вотчины и Владимирского княжества — обширных территорий, обладавших значительным военным и финансовым потенциалом. После того как московские князья стали великими князьями Владимирскими, служба им обещала большие выгоды и почет, а податные и другие льготы привлекали все новое население.

 

Дальнейшее развитие феодального землевладения за счет крестьянских земель создало необходимые материальные и социальные предпосылки для усиления Москвы. Образовавшееся в XIV в. московское боярство стало надежной опорой великого князя Московского. Развитие системы феодальной собственности московскими князьями нашло отражение в практике раздачи земель на новых условиях. Дворяне (от слова «двор») получали земельное пожалование — поместье (от слова «помещаться») у крупных феодалов на определенных условиях (за военную службу) и обеспечивали себя доходом с него. Такое владение, не являвшееся постоянным, наследственным, получило название условного. Именно поэтому дворянство было особенно заинтересовано в сильной княжеской власти, и московские князья нашли в нем прочную опору. Боязнь лишиться поместья была сильным средством, гарантировавшим послушание в ратной и иной службе князю.

 

25. Даниил Александрович

Дании́л Алекса́ндрович (1261 — 4 / 17 марта 1303, Москва) — младший сын Александра Невского, первый[1] удельный князьМосковский (c 1263, фактически с 1276); родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.

Дата рождения

Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря, следовательно, князь Даниил родился в ноябре-декабре. Лаврентьевская летопись упоминает год рождения Даниила, «родися Олександру сынъ, и наре[ко]ша имя ему Данилъ», под годом 6769 (1261).

[править]Юные годы

Тверская грамота 1408 года рассказывает о воспитании тверским князем Ярославом Ярославичем, братом Александра Невского, маленького Даниила и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока он занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 года до своей смерти в 1271 году.

[править]Политика

Даниил участвовал в борьбе своих братьев князей Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого за Владимирское великое княжение и за право княжить в Новгороде. Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей, князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем. В 1282 году вместе с тверским князем Святославом Ярославичем он соединил Московские войска с войсками брата своего Андрея, боровшегося за великое княжение Владимирское против другого брата, Димитрия; но при первой встрече у града Дмитрова вооружившиеся заключили мир, и кровь не лилась. С 1283 года действовал на стороне князя Дмитрия, ставшего великим князем владимирским. В 1293 Москва была взята войском татарского царевича Тудана («Дюденева рать»). После смерти князя Дмитрия (1294) Даниил Александрович возглавил московско-переяславско-тверской союз против князя Андрея. Когда Андрей стал великим князем Владимирским, в 1296 году открылись ссоры между русскими князьями; но и Андрей признал тогда правоту князя Даниила, а епископы Владимирский Симеон и Сарский Измаил убедили на съезде князей во Владимире прекратить ссору миром. Когда же вслед за тем Андрей хотел с войском своим завладеть Переяславлем-Залесским, Даниил, князь Московский, вместе с Тверским князем Михаилом встретил Андрея с сильною ратью, — и после переговоров в другой раз заключен был мир.

В 1301 году участвовал в Дмитровском съезде русских князей.