Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кормовые отравления.doc
Скачиваний:
241
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
211.97 Кб
Скачать

Отравления пестицидами и удобрениями

Для животных ядовитыми являются следующие пестициды: инсектициды средства для уничтожения насекомых и клещей (препараты мышьяка, фтора, фосфора и др.); фунгициды — средства для борьбы с грибковыми, бактериальными и вирус­ными болезнями растений и животных (сульфат меди, хлорокись меди, препарат АВ иитрофен, гранозан, меркуран и др.); родентициды — средства против грызунов' (арсенит натрия, арсенат кальция, фосфид цинка, крысид и др.); гербициды__сред­ства для уничтожения сорной растительности (производные фенола, крезола, уксусной кислоты и другие); дефолианты и десиканты — средства для предуборочного удаления листьев или подсушивания сельскохозяйственных культур.

Из минеральных удобрений опасны для животных: азотные удобрения __

аммиачная и калийная селитры, сульфат аммония и мочевина; фосфорные удоб­рения — простой и двойной суперфосфаты; калийные удобрения — хлорис­тый калий, сульфат калия; сложные удобрения — содержат в своем составе азот, фосфорную кислоту, окись калия и др. (аммофос, нитрофоска); микроудобре­ния ■— содержат микроэлементы: бор, медь, марганец, молибден, цинк, селен и др.

Поскольку проявление отравлений, их диагностика и организация лечебно-профи­лактических мероприятий зависят от особенностей основного действующего начала того или иного пестицида или удобрения, принято при описании отравлений делить их на группы по этому принципу.

Отравления препаратами, содержащими мышьяк.

Соединения мышья­ка широко используются в борьбе с полевыми, огородными и садовыми вредителями, для протравливания семян, в приманках для уничтожения грызунов. В ветеринарии они применяются как акарициды и антгельмин-тики. Неумелое их использование, передозировка при лечении могут привести к отравлениям животных. При неправильном хранении препа­раты могут стать доступными для животных.

Из всех препаратов мышьяка наибольшее токсикологическое значе­ние представляют мышьяковистый ангидрид, арсенит натрия, арсенит и арсенат кальция, парижская зелень и протарс. Смертельные дозы мышьяковистого ангидрида для крупных животных 10—45 г, для свиней 0,5—1 г; арсенита иттрия для крупных животных 1—4, для свиней 0,05—0,1 г.

Мышьяковистый ангидрид (AS2O3) — белые фарфоровидные куски или белый тяжелый порошок, трудно растворимый в воде, легко растворяется в соляной кислоте, в едких и углекислых щелочах.

Арсенит натрия (Na3ASO3 и NaASCb) — выпускается в виде черной или тем­но-серой пасты, содержащей до 52% трехокиси мышьяка.

Арсенит кальция [Са (ASO2)2] — порошок от белого до темно-серого цвета, растворимый в воде; содержит до 62% трехокиси мышьяка.

Арсенат кальция [Ca(ASO4)2 и Са HASO4] — пылевидный порошок белого, серого и темно-серого цвета, плохо растворим в воде; содержит 40% пятиокиси мышьяка.

Парижская или швейнфуртская зелень — зеленый порошок, нера­створимый в воде; содержит 30% окиси меди и 52% трехокиси мышьяка.

Протарс — порошок серого цвета очень тонкого помола; содержит 10 % трехокиси мышьяка.

Патогенез. Отравления у животных наступают при поступлении сое­динений мышьяка внутрь или при попадании их на поверхность тела, поскольку они легко проникают через кожу. В содержимом желудка соеди­нения мышьяка образуют мышьяковистую кислоту (H3ASO3), которая хорошо растворяется и легко всасывается. При контакте со слизистыми оболочками пищеварительного тракта соединения трехвалентного мышьяка действуют парализующе на капилляры, вызывают их расши­рение и повышенную проницаемость. Развивается сильнейшая гиперемия и некроз слизистой, в отдельных участках с образованием язв. В даль­нейшем под влиянием вторичных раздражений развивается воспаление

желудка и кишечника.

После всасывания в кровь мышьяк накапливается в печени, почках, скелетной мускулатуре, миокарде и в коже. Блокируя тиоловые фермен­ты, нарушает окислительные процессы в тканях, что в конечном итоге приводит к глубоким дегенеративным изменениям, вплоть до некроза. Достигая нервных элементов, мышьяк разрушает отдельные нейроны и нервные волокна, обусловливая развитие параличей.

Патологоанатомические изменения. В желудочно-кишечном тракте наблюдается сильное геморрагическое воспаление. Нередко обнаружи­ваются язвы на слизистой желудка и кишок. Отмечаются массовые то­чечные и полосчатые кровоизлияния в паренхиматозных органах. Печень, почки, сердце перерождены и имеют желтоватую окраску. Печень может быть уменьшена в объеме.

Симптомы. При поступлении в организм больших количеств мышья­ка у животного развивается острое, тяжелое отравление, при котором наблюдается слюнотечение, рвота, затрудненное глотание, у жвачных — вздутие рубца; болезненность брюшной стенки, мышечная дрожь, не­твердая походка, колики, судороги и параличи отдельных групп мышц. Вначале отмечается запор, а в дальнейшем понос с выделением жидких каловых масс, содержащих много слизи и кровь. Уменьшается диурез, в моче обнаруживают белок и форменные элементы крови. Впоследствии нарастают явления сердечной недостаточности: пульс частый, малый, кровяное давление понижено, выражена одышка; уши, конечности хо­лодные. Количество гемоглобина и эритроцитов в крови увеличено (сгу­щение крови). Смерть наступает при явлениях коллапса через 4—10 час. При менее выраженных явлениях расстройства желудочно-кишечного тракта у больных животных на фоне сердечной недостаточности на 2—3-й день развиваются нервные симптомы. Обессиленное животное лежит, не мо­жет подняться, периодически наблюдаются судороги. Смерть наступает на 3—7-е сутки при явлениях общего паралича. При длительном поступлении в организм небольших доз мышьяка развивается хроническое отравление. В таких случаях у больных наблю­даются усиленное шелушение поверхностных слоев кожи, изнурительные поносы, общая слабость. У молочных коров прекращается лактация, мо­гут быть аборты.

Диагноз. Предположительно определяют по клиническим симптомам с учетом ана­мнеза и по данным вскрытия павших животных. Для уточнения диагноза надлежит на­править в лабораторию для исследования на мышьяк содержимое желудка и кишок, часть печени, почек, сердца; подозрительные корма или приманки.

Лечение. Больным животным в срочном порядке назначают обвола­кивающие средства — парное молоко, яичный белок, разбавленный в стакане подсоленной воды или адсорбенты: жженую магнезию, древес­ный уголь. У жвачных производят промывание рубца взвесью жженой магнезии с теплой водой (1 :200). Затем дают солевые слабительные с большим количеством воды. В качестве противоядия больным дают свежеприготовленную смесь сульфата окиси железа (10 частей) и окиси магния (2 части) на 60 частей воды. Доза для крупных животных внутрь — 500—1000 мл; молодняку крупного рогатого скота старще 6 месяцев назначают половину указанной дозы, а телятам — четверть дозы. Для свиней используют те же лекарства, но смесь готовят в иных пропорциях: Ferri sulfas oxydulati 10,0 Magnesii oxydi 10,0 и Aguae fon-tanae 250,0. Хорошие результаты получают также от применения Antidotum metallorum (в 1 л раствора содержится: сульфата магния 3,75 г, гид­рокарбоната натрия 12,5 г, едкого натра 1 г и сероводорода 0,4%); их назначают внутрь крупным животным до 500 мл на прием, собакам до 50 мл. Специфическими противоядиями, способными связывать мышьяк в тканях и выводить его с мочой, восстанавливая тем самым активность тиоловых ферментов, являются унитиол и дикаптол. Лечебные дозы для крупного рогатого скота: унитиола 8—12 мг, дикаптола 3—5 мг на 1 кг веса; мелким животным тот или другой препарат вводят по 15—20 мг на 1 кг веса. Первые 2—3 дня препарат вводят по 3 раза, а в последующем по 1—2 раза в день до выздоровления. Унитиол можно вводить внутри­венно или подкожно, а дикаптол только внутримышечно. Наряду с противоядиями в качестве патогенетической терапии следу­ет применять 40%-ный раствор глюкозы по 150—200 мл крупным живот­ным внутривенно с добавлением в него 10—15 мл 20% раствора кофеина натрий-бензоата.

Профилактика. Ветеринарные работники обязаны вести широкую разъяснительную работу среди лиц, ответственных за хранение и ис­пользование ядохимикатов. Необходимо заботиться о строгом соблюде­нии правил хранения и расходования таких ядов. В момент применения пестицидов для борьбы с грызунами и вредителями сельскохозяйствен­ных культур все работники животноводства должны быть оповещены о зоне предполагемого затравливания. При использовании ветработника-ми препаратов мышьяка с лечебной целью или для профилактической обработки животных необходимо организовать строгий контроль за их хранением, дозировкой применения. Зерно, протравленное мышьяковис­тыми препаратами, для использования в корм непригодно.