Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответственность органов дознания.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
562.18 Кб
Скачать

2.2. Порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами предварительного расследования

Статья 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации1 (далее БК РФ) устанавливает, что все взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляются только на основании судебного акта.

Иск о возмещении вреда на основании ст. 1070 ГК РФ предъявляется и рассматривается по правилам искового производства.

В ст. 1070 ГК РФ указывается, что порядок возмещения вреда в указанных в статье случаях устанавливается законом. В настоящее время такого закона не существует, и порядок возмещения определяется общими положениями о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (ст. 1069 ГК РФ)1, а также продолжает действует хотя и с некоторыми ограничениями Указ Президиума ВС СССР от 18.05.1981 «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей».

При этом согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23.12.1988 № 15 «О некоторых вопросах применения в судебной практике Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей»2 вопросы возмещения ущерба, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, и восстановления нарушенных при этом трудовых, пенсионных, жилищных и других прав граждан решаются судом в соответствии со ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. и утвержденным этим Указом Положением «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» в случаях постановления оправдательного приговора, прекращения уголовного дела судом по реабилитирующим основаниям (за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления), прекращения дела об административном правонарушении.

Вопрос о возмещении ущерба решается в судебном порядке и в тех случаях, когда он причинен гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры, если окончательное решение в отношении этого лица принято судом.

Определением Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 № 242-О1 разъяснено, что данный документ может применяться лишь во взаимосвязи с положениями главы 18 УПК РФ, регламентирующей основания возникновения права на реабилитацию, порядок признания этого права и возмещения различных видов вреда, а также с положениями статьи 1070 и § 4 главы 59 ГК РФ.

В ст. 1070 ГК РФ ничего не сказано в каком объеме возмещается вред, по нашему мнению, в таком случае вред должен возмещаться в полном объеме.

Полное возмещение вреда согласно гражданскому законодательству (ст. 1082 ГК РФ) состоит в том, что лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или полностью возместить причиненные убытки. Под убытками понимается выраженный в денежной форме ущерб, который причинен одному лицу противоправными действиями другого лица. В это понятие входят, во-первых, расходы, произведенные кредитором, во-вторых, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и, в-третьих, доходы, которые он получил бы, если бы не противоправные действия должника (п. 2 ст. 15 ГК РФ). При этом полное возмещение вреда предполагает компенсацию не только имущественного, но и морального вреда.

Интересным является момент, что согласно буквального содержания ч. 1 ст. 133 УПК РФ вред в полном объеме и независимо от вины правоприменителя возмещается лишь тогда, когда он является результатом уголовного преследования, которое текстуально не вполне точно увязано в этой статье с действиями суда. Необходимо учитывать, что суд не является субъектом уголовного преследования (ст. 15 УПК РФ), хотя вследствие его решений, даже напрямую не связанных с реализацией уголовной ответственности, лицу также может быть причинен незаконный и необоснованный вред (например, вследствие исполнения постановления суда о приводе, о наложении денежного взыскания).

Следует иметь в виду, что вопросы ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, регулируются также ст. 1070 ГК РФ. Представляется, что нормы гражданского права, установленные названной статьей, должны подвергнуться распространительному толкованию. Установленные в ней условия наступления ответственности органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда расширяются за счет оснований, предусмотренных ст. 133 УПК РФ. В силу ст. 4 Федерального закона от 18.12.2001 № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»1 нормы нового УПК РФ имеют приоритет над нормами всех других законов, связанных с уголовно-процессуальным правом, в т.ч. и над ст. 1070 ГК РФ в ее нынешней редакции. Так, до введения в действие нового УПК РФ возмещению в порядке ст. 1070 ГК РФ подлежал только вред, причиненный в результате незаконного привлечения лица к уголовной ответственности, применения мер пресечения заключение под стражу и подписки о невыезде. Отныне к этим случаям добавляется право на возмещение вреда вследствие незаконного или необоснованного применения принудительных мер медицинского характера, а также незаконного применения любых других мер процессуального принуждения. Ранее вред, причиненный судьей при осуществлении правосудия, возмещался лишь в случае, если вина судьи была установлена приговором суда. На основании ч. 1 ст. 133 УПК РФ вред, причиненный судом при осуществлении уголовного правосудия, возмещается теперь независимо от вины суда.2

Согласно части 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию имеют:

1) Подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор по следующим основаниям: не установлено событие преступления; подсудимый не причастен к совершению преступления; в деянии подсудимого нет признаков преступления; в отношении подсудимого коллегией присяжных заседателей вынесен оправдательный вердикт (ч. 2 ст. 302 УПК РФ).

2) Подсудимый, уголовное преследование (дело) в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения (ч. 3 ст. 249, п. 2 ст. 254 УПК РФ);

3) Подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено:

- в связи с отсутствием события преступления; отсутствием в деянии

состава преступления; отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению; отсутствием заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 1, 3 - 5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пп. 1 и 3 - 5 ч. 1 ст. 448 (п. 1, 2, 5, 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

- в связи с непричастностью подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления; при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению; при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела; при отказе Государственной Думы Федерального Собрания РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица (п. 1, 4 - 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).

4) Осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по следующим основаниям: ввиду непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ст. 27 УПК РФ) или при наличии оснований, предусмотренных для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела (п. 1 - 2, 5 - 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). В п. 4 ч. 2 ст. 133 УПК РФ упоминается п. 2 ч. 1 ст. 27 как основание для реабилитации. Однако этот пункт содержит ссылку на п. 1 - 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, где названы различные основания для прекращения уголовного дела, не все из которых влекут за собой реабилитацию обвиняемого. Например, такое основание, как истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), права на реабилитацию не создает. По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, прекращение уголовного дела ввиду смерти обвиняемого также означает, что отсутствует необходимость в продолжении производства в целях реабилитации умершего. Если такая необходимость признана, должно иметь место не прекращение вышестоящим судом дела, а направление его на новое рассмотрение в суд первой инстанции и вынесение оправдательного приговора, который и приведет к реабилитации.1

5) Лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.

Следует иметь в виду, что право на возмещение по ст. 1070 ГК РФ не возникает, когда примененные в отношении лица меры процессуального принуждения или постановленный обвинительный приговор отменены или изменены ввиду издания акта об амнистии, истечения сроков давности, недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, а также ввиду принятия уголовного закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния. Право на возмещение вреда не возникает и при прекращении уголовного преследования в части. Так Советский районный суд г.Красноярска в решении от 16.10.2012г. по делу № 2-4989/2012 указал, что прекращение уголовного преследования или вынесение оправдательного приговора являются одним из оснований для возмещения вреда в порядке ст. 1070 ГК РФ, только в случае, когда уголовное преследование прекращено по всему обвинению или подсудимый оправдан по предъявленному обвинению и не осужден к лишению свободы по другому обвинению.2

При предъявлении иска по ст. 1070 ГК РФ, истец, как правило, в обоснование иска прилагает документы уголовно-процессуального характера, подтверждающие право на реабилитацию. При этом решение суда в котором предусматривает право на реабилитацию имеет преюдициальное значение.

Незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконное наложение административного взыскания в виде ареста могут быть подтверждены: копией оправдательного приговора суда, копией постановления о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям, копиями решений суда об отмене постановлений административных органов о наложении административных взысканий.1

Право на реабилитацию признается судом: в приговоре, определении, постановлении, а следователем, дознавателем - в постановлении о прекращении уголовного дела (к сожалению, в ст. 213 УПК РФ, регулирующей содержание такого постановления, об этом ничего не сказано).

В извещении, которое направляется реабилитированному, излагаются: сведения об органах, в которые вправе обратиться реабилитированный; сроках обращения о возмещении имущественного вреда; порядке рассмотрения требования о возмещении имущественного вреда и требования о восстановлении иных прав реабилитированного; о порядке обжалования решения о производстве выплат и восстановлении иных прав; о порядке возмещения морального вреда.2

При рассмотрении в суде иска о возмещении вреда может быть заявлено и требование о компенсации морального вреда, при заявлении такого требования истцу необходимо будет доказать факт причинения физических или нравственных страданий, степень и характер страданий, наличие причинно-следственной связи между обстоятельством причинившим вреда и пережитыми страданиями, а также доказать наличие у лица индивидуальных психологических особенностей, имеющих значение для дела.

Особенности доказывания по делам о компенсации морального вреда отражены в Постановлениях Пленума Верховного Суда от 20 декабря 1994 г. № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»1.

При этом доказыванию, в данном случае, подлежит характер причиненных страданий, наличие у потерпевшего индивидуальных особенностей, так как эти обстоятельства учитываются судом при определении размера компенсации.

Предметом иска о компенсации морального вреда является субъективное право истца на компенсацию такого вреда в денежной форме, а содержанием - то действие или совокупность действий, о совершении которых истец просит суд: признать право истца на компенсацию морального вреда в принципе; определить денежный размер компенсации морального вреда; взыскать с истца компенсацию в определенном судом размере.2

В предмет доказывания по делам о компенсации морального вреда входят следующие юридические факты:

1) имели ли место действия (бездействие) ответчика, причинившие истцу нравственные или физические страдания, в чем они выражались и когда были совершены;

2) какие личные неимущественные права истца нарушены этими действиями (бездействием) и на какие нематериальные блага они посягают;

3) в чем выразились нравственные или физические страдания истца;

4) размер компенсации.3

Распределение обязанностей по доказыванию. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

По делам о возмещении вреда в порядке ст. 1070 ГК РФ бремя доказывания распределяется следующим образом. Истец должен доказать причинение ему вреда незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, при определенных обстоятельствах, степень физических и нравственных страданий, претерпеваемых им, и в чем они выражаются, причинно-следственную связь между причинением вреда и наступившими физическими или нравственными страданиями, размер компенсации вреда.1

При обращении в суд кроме составления искового заявления, предоставления документов, подтверждающих причинение вреда, необходимо заплатить госпошлину.

Зачастую потерпевшие (их представители) в качестве доказательств причинения нравственных страданий представляют в суд медицинские справки от врача-психиатра, выписки из амбулаторной карты.

Данные, содержащиеся в медицинской документации, как правило, подлежат проверке с помощью таких средств доказывания, как: объяснения сторон, свидетельские показания, заключение эксперта.2

Необходимо отметить, что законодательством не определены критерии определения размера морального вреда, суды при определении размера, руководствуются в основном внутренним убеждением и имеющимся опытом.

Как показывает судебная практика в России взыскиваемые судами размеры компенсации морального вреда являются незначительными даже при посягательствах на такие важные нематериальные блага, как жизнь и здоровье человека.

Таким образом, согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ порядок возмещения вреда, осуществляется в соответствии с законом, однако, в настоящее время такой закон не принят, а порядок возмещения определяется общими положениями о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами (ст. 1069 ГК РФ)3, а также продолжает действует хотя и с некоторыми ограничениями Указ Президиума ВС СССР от 18.05.1981 «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей».

Однако, указанный Указ практически не актуален. По нашему мнению отсутствует необходимость принятия специального закона, регулирующего указанный порядок, так как и без указанного закона суды эффективно рассматривают указанные категории дел. В связи с чем, по нашему мнению п. 1 ст. 1070 ГК РФ в части порядка взыскания вреда, необходимо изменить, изложить в редакции: «……в порядке, установленном настоящим Кодексом».