Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

duiunov_vk_khlebushkin_ag_kvalifikatsiia_prestuplenii_zakono

.pdf
Скачиваний:
93
Добавлен:
27.10.2020
Размер:
2.63 Mб
Скачать

г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации»:

«3. Изнасилование (статья 131 УК РФ) и насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ) следует признавать совершенными с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица в тех случаях, когда оно в силу своего физического или психического состояния (слабоумие или другое психическое расстройство, физические недостатки, иное болезненное либо бессознательное состояние, малолетний или престарелый возраст и т.п.) не могло понимать характер и значение совершаемых с ним действий либо оказать сопротивление виновному лицу. При этом лицо, совершая изнасилование либо насильственные действия сексуального характера, должно сознавать, что потерпевшее лицо находится в беспомощном состоянии...

14. Судам следует исходить из того, что ответственность за совершение изнасилования или насильственных действий сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего лица либо не достигшего четырнадцатилетнего возраста наступает лишь в случаях, когда виновное лицо достоверно знало о возрасте потерпевшего лица (являлось родственником, знакомым, соседом) или когда внешний облик потерпевшего лица явно свидетельствовал, например, о его возрасте. Добросовестное заблуждение, возникшее на основании того, что возраст потерпевшего лица приближается к 18-летию или в силу акселерации оно выглядит взрослее своего возраста, исключает вменение виновному лицу данного квалифицирующего признака».

Диссонансом с этими разъяснениями и выработанной отечественной наукой уголовного права концепцией и традициями являются отступления от принципа субъективного вменения, допускаемые в последние годы самим законодателем, призванным прежде всего обеспечивать законность и правопорядок, соблюдение прав человека в стране. Таким отступлением, открывающим лазейку для запрещенного законом (ч. 2 ст. 5 УК) объективного вменения, является, по мнению автора этих строк, отмена Федеральными законами от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ и от 29 февраля

111

2012 г. № 14-ФЗ признака заведомости осознания виновным возраста несовершеннолетнего потерпевшего из числа обязательных признаков субъективной стороны составов преступлений, предусмотренных ст. 131 и 132, а также ч. 2 ст. 121,

ч. 3 ст. 122, ч. 2 ст. 127.1, ч. 2 ст. 127.2, ч. 1-3 ст. 134, ч. 1-3 ст. 135, ч. 3 ст. 240 УК. Более правильной представляется позиция высшего судебного органа страны по данному вопросу: «14. Применяя закон об уголовной ответственности за совершение изнасилования или насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних либо лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, судам следует исходить из того, что квалификация преступлений по этим признакам возможна лишь в случаях, когда виновное лицо знало или допускало, что потерпевшим является лицо, не достигшее соответственно восемнадцати либо четырнадцати лет».

Разграничение по признакам субъективной стороны требуется для правильной квалификации наиболее часто, когда признаки иных элементов составов преступлений совпадают.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ:

«1. Обратить внимание судов на то, что совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, а равно угроза совершения указанных действий квалифицируются как террористический акт (статья 205 УК РФ) только при наличии у лица цели воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.

11. Судам необходимо иметь в виду, что посягательство на жизнь и здоровье другого человека путем производства взрыва, поджога или иных действий подобного характера, совершенное по мотиву мести или личных неприязненных взаимоотношений и не преследующее цель воздействовать на принятие решения органами власти или международными организациями, не образует состав преступления, предусмотренный статьей 205 УК РФ, и квалифицируется по

112

соответствующим статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

12. В том случае, если лицо совершает посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля либо лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа путем совершения взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, содеянное надлежит квалифицировать по статье 205 УК РФ.

Когда посягательство па жизнь государственного или общественного деятеля хотя и совершается указанными способами, но в целях прекращения его государственной или политической деятельности либо из мести за такую деятельность, содеянное квалифицируется по статье 277 УК РФ.

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа, совершенное путем взрыва,

поджога или иных действий подобного характера в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность, квалифицируется соответственно по статье 295 УК РФ или статье 317 УК РФ».

Понятие субъекта преступления, его признаки и значение

Субъектом преступления признается совершившее преступление физическое вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ст. 20 УК). Согласно ст. 19 УК, уголовной ответственности подлежит только лицо, обладающие совокупностью указанных признаков. Такое лицо принято называть общим субъектом преступления.

113

Возраст как признак субъекта преступления

Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, по истечении суток, на которые приходится его день рождения, т.е.

с ноля часов следующих суток. При установлении возраста подсудимого судебно-

медицинской экспертизой днем его рождения считается последний день того года,

который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предполагаемого экспертами минимального возраста такого лица. За некоторые виды преступлений ответственность наступает в более позднем возрасте. Например, субъектом воинского преступления может быть только лицо, достигшие 18-летнего возраста. Возраст является одним из условий возложения уголовной ответственности, он входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу, поэтому во всех случаях необходимо точно определять, достиг ли субъект ко времени совершения преступления установленного законом возраста.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ:

1. «При рассмотрении дел по обвинению лиц, не достигших совершеннолетия, в

преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности судам следует учитывать, что в соответствии со статьей 20 УК РФ лица в возрасте от

14 до 16 лет подлежат ответственности только за изнасилование и совершение насильственных действий сексуального характера.

При решении вопроса об уголовной ответственности лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста, за понуждение к действиям сексуального характера

(статья 133 УК РФ), а также за развратные действия в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста (статья 135 УК РФ), необходимо учитывать, что закон в указанных случаях направлен на охрану нормального развития обоих несовершеннолетних. Исходя из этого суд должен учитывать возраст обоих

114

несовершеннолетних, данные, характеризующие их личности, степень тяжести наступивших последствий и иные обстоятельства дела»".

2. «Субъектами преступления, предусмотренного статьей 210 УК РФ, могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие совместно с членами преступного сообщества (преступной организации) конкретные преступления, подлежат уголовной ответственности лишь за те преступления, ответственность за совершение которых предусмотрена законом с 14-летнего возраста (статья 20 УК РФ)».

Согласно ч. 3 ст. 20 УК, если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

В соответствии с п. 14 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1, «вопрос о том, подлежит ли уголовной ответственности лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 20 УК РФ, но имеющее не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, решается судом исходя из положений части 3 статьи 20 УК РФ на основе материального и процессуального закона.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, в силу статей 195 и 196, части 2 статьи 421 УПК РФ следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в целях решения вопроса о его психическом состоянии и способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. При этом перед экспертами должен быть поставлен вопрос о влиянии психического состояния несовершеннолетнего на его интеллектуальное развитие с учетом возраста.

115

Психическое расстройство несовершеннолетнего, не исключающее вменяемости,

учитывается судом при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (часть 2 статьи 22 УК РФ, часть 2 статьи 433 УПК РФ)».

Вменяемость как признак субъекта преступления

Под вменяемостью в уголовном праве понимается способность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и

руководить ими. Понятие вменяемости в УК РФ определяется через понятие невменяемости (отрицательный признак): согласно ст. 21 УК, «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики».

Для признания невменяемости необходимо установить наличие хотя бы одного из признаков, характеризующих юридический (психологический) критерий и хотя бы одного из признаков, характеризующих медицинский (биологический) критерий.

Признаками юридического критерия являются: а) интеллектуальный — отсутствие у лица возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и б) волевой — отсутствие у лица возможности руководить своими действиями (бездействием).

К признакам медицинского критерия относятся: а) хроническое психическое расстройство, б) временное психическое расстройство, в) слабоумие и г) иное болезненное состояние психики.

Признаки медицинского критерия устанавливаются судебно-психиатрической экспертизой, а юридического — судом с учетом экспертного заключения.

116

Лицу, совершившему запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные уголовным законом (ч. 2 ст. 21 УК).

В ч. 1 ст. 22 УК регламентирован вопрос о т.н. уменьшенной (ограниченной)

вменяемости лица: «вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера».

Специальный субъект: понятие и влияние на квалификацию преступлений

Факультативным признаком субъекта преступления может служить тот или иной признак т.н. специального субъекта преступления.

В некоторых содержащихся в УК составах преступлений предусматривается возможность привлечения к уголовной ответственности не любого лица,

совершившего соответствующее запрещенное уголовным законном общественно опасное деяние, а лишь так называемого специального субъекта преступления.

Специальный субъект преступления — это совершившее преступление физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, которое наряду с общими признаками субъекта обладает еще некими дополнительными признаками,

указанными в статье Особенной части УК, только при наличии которых он признается субъектом преступления и подлежит ответственности: при получении взятки — должностное лицо, при совершении воинского преступления — военнослужащий, и т.д.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ:

1. «Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или

117

другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем... Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке ..., а также лицо,

обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением». 2. «Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью

1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти,

выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-

хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления,

государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а

также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации».

3. «Субъектами преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ,

являются граждане мужского пола, достигшие возраста 18 лет, состоящие ши обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу (далее — призывники).

При рассмотрении уголовных дел, связанных с уклонением от призыва на военную службу, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Поэтому после достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности».

118

Разграничение по признакам субъекта осуществляется применительно к его возрасту и наличию признака специального субъекта (должностное лицо, военнослужащий и др.).

В случаях совершения лицом в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасного деяния, содержащего признаки двух преступлений, за одно из которых ответственность наступает с 16, а за другое — с 14 лет, содеянное квалифицируется только по той статье, которая устанавливает ответственность с 14-летнего возраста.

Например, при совершении членом банды в указанном возрасте убийства или разбоя, содеянное им квалифицируется по ст. 105 или ст. 162, а не по ст. 209 УК. Согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»: «Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие различные преступления в составе банды, подлежат ответственности лишь за те конкретные преступления, ответственность за которые предусмотрена с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ)».

Аналогичные указания содержатся и в ряде других постановлений высшего судебного органа страны, в частности, в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»: «Субъектами преступлений, предусмотренных статьей 282.1 УК РФ, могут быть лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие совместно с членами экстремистского сообщества конкретные преступления, подлежат уголовной ответственности лишь за те преступления, ответственность за которые предусмотрена законом с четырнадцатилетнего возраста (статья 20 УК РФ)».

119

Глава 6. Квалификация неоконченных преступлений и уголовно-правовая оценка содеянного при добровольном отказе

Понятие неоконченного преступления и его значение.

Момент окончания различных видов преступлений

Умышленное преступление может совершаться единовременно, когда возникший умысел реализуется в деянии лица тут же, без предварительной подготовки. Однако во многих случаях совершение умышленного преступления в своем развитии проходит определенные этапы: возникновение умысла на совершение преступления,

его обнаружение, создание условий для последующего совершения преступления и его реализацию.

Этапы осуществления умышленной преступной деятельности, различающиеся между собой по степени реализации объективной и субъективной сторон преступления, в

теории уголовного права именуются стадиями совершения умышленного преступления. При этом наказуемыми по уголовному праву России признаются три стадии: приготовление к преступлению и покушение на преступление, именуемые вместе стадиями неоконченного преступления или предварительной преступной деятельностью, и оконченное преступление.

Уголовный кодекс РФ различает понятия оконченного и неоконченного преступлений: «преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом» (ч. 1 ст. 29 УК), определения неоконченного преступления закон не содержит, но указывает на его формы: приготовление к преступлению и покушение на преступление (ч. 2 ст. 29 УК).

При этом исходным закон считает определение оконченного преступления. В статьях Особенной части УК сформулированы составы оконченных преступлений. Когда умышленное преступление окончено, вопрос о стадиях совершения преступления не

120