Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Грузины (Народы и культуры) - 2015.pdf
Скачиваний:
260
Добавлен:
05.12.2021
Размер:
39.64 Mб
Скачать

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО2

Начало новой грузинской станковой живописи было заложено во второй половине XVIII в. в жанре портрета. «Тифлисский портрет» XIX в. был довольно самобытным, его главный отличительный признак состоит в своеобразном изображении людей на портретах – человек представлен в несколько застывшей позе, замкнутым в себе, лицо его выражает определенную эмоцию, преимущественно печаль. Такая манера изображения напоминает традиционную грузинскую иконопись. В отличие от парадного портретизма европейского стиля, в Грузии создаются менее профессиональные, но совершенные с художественной точки зрения произведения. В Грузии сохранилась также значительная коллекция миниатюрных портретов, созданных, по всей вероятности, с конца XVIII в. по аналогии с образцами станковой живописи путем повторения присущих ей свойств. В конце 1870-х годов грузинская станковая живопись, самобытная «Тифлисская портретная школа» прекратила существование. Неизвестные художники этой школы оставили последующим поколениям безупречно исполненные портреты грузинских аристократов, ответственных за судьбы своей родины.

Последняя четверть XIX в. – это период, когда фактически прерывается связь со средневековым грузинским искусством и, наряду с романтической поэзией и искусством, намечается переход к реализму. В этот период несколько грузинских художников отправились на учебу в Европу. В то же время большое число европейских художников творили в Тифлисе. Велико было и влияние русского искусства. В дальнейшем европейский опыт стал одной из предпосылок формирования в Тбилиси модернистского направления искусства.

Зарождению и оживлению художественной жизни столицы Грузии в значительной степени способствовали многие благотворительные и научные общества. Первая школа – «Кавказское общество поощрения изящных искусств», – в которой можно было получить профессиональное художественное образование, была основана в 1879 г. В школе в основном преподавали иностранные педагоги. Методика художественного образования опиралась на систему, перенятую из России и Европы.

В последней четверти XIX в., с выходом в свет первых грузинских газет и журналов – «Дроэба», «Иверия», «Джеджили», «Накадули» и др. – начинает развиваться журнальная графика. Делом национальной значимости грузинские художники-графики считали издание оформленных должным образом грузинских книг. Еще в 1868 г. Якоб Гогебашвили издал книгу «Бунебис кари» («Врата природы»), а в 1876 г. – азбуку «Дэда эна» («Родная речь»), которая не раз переиздавалась на протяжении 40 лет. Наилучшим признано издание 1912 г. Автором большинства иллюстраций азбуки был Оскар Шмерлинг;

виллюстрировании книги также принимали участие А. Абуладзе, А. Мревлишвили, И. Роттер. В 1888 г. вышла в свет поэма Шота Руставели «Витязь

втигровой шкуре» в «издании Картвелишвили». Новая грузинская графика создавалась художниками-самоучками. Первым грузинским графиком был гравер-самоучка, художник-ксилограф Григол Татишвили, открывший

2 © М. Цицишвили

678

Семья Н.Э. Багратиона-Мухранского

Холст, масло

Неизвестный художник, 1862 г.

Амиранашвили, 1960

в1886 г. в Тбилиси собственную мастерскую, работавшую на заказ. Почти все значительные издания рубежа XIX–XX вв. прошли через его руки. Художник составил альбом образцов инициалов, монограмм и отдельных декоративных букв, при изображении которых активно использовал орнаменты грузинских архитектурных памятников и декор рукописей. Г. Татишвили был первым графиком, поставившим целью придать книге «грузинский» облик. Он является также автором первой афиши и постольку считается «основоположником этой отрасли искусства» (Карбелашвили, 2010).

Следует отметить заслуги зарубежных художников, оставивших свой след

вформировании грузинского искусства и живописи. Большинство их преподавало в частных и государственных школах. Соответственно, значительно было не только их мастерство как художников, но и та информация, которую от них получали и осваивали грузинские ученики.

Первого профессионального грузинского художника Григола Майсурадзе, окончившего Петербургскую академию художеств, часть грузинской общественности узнала еще в 1850 г., хотя его работы публично не выставлялись. Впервые выставка грузинского художника Гиго Габашвили состоялась

вТбилиси в 1891 г., а до того выставлялись только иностранные художники. Известно, что в 1868 г. И. Айвазовский представил в Тбилиси свои двенадцать полотен, из которых шесть отражали природу Грузии. В 1871 г. на Головинском проспекте (ныне пр. Руставели) в квартире частного лица были

679

выставлены творения В. Верещагина, в 1883 г. была организована выставка работ Г. Башинджагяна.

С начала 1880-х годов в Тбилиси разворачивают деятельность представители нового поколения грузинских художников: Александр Беридзе, Давид Гурамишвили, Романоз Гвелесиани, Гиго Габашвили, Александр Мревлишвили, несколько позднее – Мосэ Тоидзе. Художники, получившие образование в России и Европе и вернувшиеся на родину, ставили перед собой радикально иные цели и задачи. На формирование их мировоззрения и художественных пристрастий определенное влияние оказали идеи шестидесятников и русская реалистическая школа, в частности творчество передвижников. Это выражалось в расширении тематического диапазона, зарождении и развитии культивируемых в европейском искусстве других (кроме портретного) жанров – бытового жанра, пейзажа, натюрморта, многофигурных композиций (Беридзе, Езерская, 1975. С. 1). Как и для передвижников, для грузинских художников рубежа XIX–XX вв. приоритетным становится содержание произведения и менее значимой – проблема национальной формы.

Вконце XIX в. творил гениальный грузинский художник-самоучка Нико Пиросманашвили (Пиросмани, 1862–1918), создавший целую эпоху в истории грузинской живописи и культуры вообще. Это был уникальный самородок, наделенный от Бога талантом художника, который с детской непосредственностью воспринимал окружающий мир, людей, природу и переносил их на свои холсты. На живописных полотнах Пиросмани запечатлены неповторимый колорит, персонажи и типажи Грузии и особенно Тбилиси. Безупречно завершенные композиции художника-примитивиста вызывают восхищение любителей и ценителей искусства. Пиросмани оказал огромное влияние на грузинскую живопись и культуру прошлого века (Ладо Гудиашвили, Кока Игнатов, Гиви Кандарели, Джемал Хуцишвили и др.). Нико Пиросмани – единственный грузинский художник, чья персональная выставка была организована в России еще при его жизни: наряду с русскими авангардистами его картины были представлены на легендарной выставке в Москве под названием «Мишень» в 1913 г. В советский период работы Пиросмани выставлялись во Франции, в Лувре, в лучших музеях и галереях Австрии, Югославии, Чехословакии, Венгрии и других стран.

Вформирование новой грузинской графики как художник-иллюстратор значительный вклад внес Антон Гогиашвили, который ставил целью зафиксировать, создать своего рода «художественную хронику» жизни, быта, нравов и обычаев жителей разных уголков Грузии.

В1910–1920-х годах молодое поколение грузинских художников способствовало превращению Тбилиси в своеобразный культурный центр, соответствующий уровню европейского авангардистского искусства. Здесь бок о бок сосуществовали противоположные, нередко совершенно противоречащие друг другу направления – Восток и Запад – со своим населением, культурой, бытом, языком и обычаями.

По окончании Первой мировой войны и с низвержением царизма в Тбилиси нашли пристанище многие деятели культуры – поэты, художники, актеры, музыканты, поскольку, кроме лучших экономических условий и политической ситуации, Грузия их привлекала с точки зрения простора для реализации интеллектуального потенциала. По словам Осипа Мандельштама, Грузия

680

Л. Гудиашвили (1896–1980)

Рыба цоцхали (Кутеж за городом). 1920 г.

Холст, масло

Амиранашвили, 1971

представлялась «чем-то вроде новой Швейцарии, нейтральным и от рождения “невинным” клочком земли» (Мандельштам, 1971. С. 198).

Наряду с тружениками пера здесь творили молодые грузинские мастера кисти, получившие образование в России и Германии. У каждого из них был свой независимый, индивидуальный творческий путь, но всех их объединяло одно важнейшее качество – интерес к постижению древнейшей культуры своей страны. Они стремились воспроизвести и восстановить стенные росписи памятников грузинского Средневековья. Одной из главных целей создания «Общества грузинских художников» являлось именно собирание и спасение национальных ценностей. Суть и будущее современного искусства, подобно единственному теоретику среди грузинских художников Давиду Какабадзе, волновали и других художников, писателей, поэтов, музыкантов, театральных деятелей. Они считали, что грузинское искусство должно быть «современным и национальным» и что им предстояло протянуть «невидимые нити между Грузией и Европой» (Аракишвили, 1919).

681

Вопросы авангардистского искусства рассматривались на собраниях литературных кружков, в салонах, артистических кафе, среди которых наибольшей популярностью пользовались «Фантастикури духани», «Кимериони», «Аргонавтебис нави», «Паршевангис куди», «Имеди». На стенах кафе и салонов чередовались картины и росписи местных и приезжих художников:

С.Судейкина, Л. Гудиашвили, К. Зданевича, Д. Какабадзе, З. Валишевского,

С.Сорина, И. Зданевича, И. Николадзе, А. Петраковского, М. Тоидзе, Ю. Дегена, И. Тоидзе и др. Видными представителями грузинской модернистской живописи были Д. Какабадзе, Л. Гудиашвили, Ш. Кикодзе, И. и К. Зданевичи, П. Оцхели, И. Гамрекели, В. Сидамон-Эристави, Э. Ахвледиани, К. Магалашвили и др.

Следующий этап развития грузинского изобразительного искусства связан с общественно-политическими изменениями, планом пропаганды «монументального искусства». В 1920–1930-е годы усилиями Дмитрия Шеварднадзе и его единомышленников были претворены в жизнь многие важные для грузинской культуры инициативы: были основаны Национальная картинная галерея, Академия художеств, Музей искусств «Метехи» и т.д. С 1930-х годов советская тематика активно укореняется в грузинском искусстве. В 1929 г. была создана Ассоциация революционных художников Грузии «РЕВМАС», в которую вошли Иван Вепхвадзе, Григол Месхи, Александр Цимакуридзе, а из негрузинских художников – Борис Фогель, Василий Кротков, Григорий Шарбабчян и др. В конце 1929 г. из Общества грузинских художников выделилась Ассоциация художников революции «САРМА», объединявшая в основном студентов и выпускников Академии художеств: И. Тоидзе (председатель «САРМА»), К. Санадзе, У. Джапаридзе, Т. Абакелиа, В. Джапаридзе, Д. Кутателадзе, В. Кутателадзе, А. Гиголашвили, К. Гдзелишвили, Д. Тавадзе и др. Искусство приобрело утилитарное назначение, превратившись в мощное идеологическое орудие воздействия на общественное сознание.

Вгрузинском искусстве указанного периода особое место занимает творчество Тамар Абакелиа. В ее скульптурах, графических произведениях, тематических рисунках встречаем монументальный типаж волевого челове- ка-борца, наделенного физической силой, что отвечало изобразительным принципам социалистического реализма. Теме революции в 1930-е годы посвящают свои работы Корнелий Санадзе и Уча Джапаридзе. Почти все художники создавали портреты И.В. Сталина.

Вгрузинской советской живописи 1940-х годов ведущей стала тема Великой Отечественной войны. Советская власть, стремившаяся пробудить в народных массах патриотические настроения, прибегала к различным формам агитации. Большое значение придавалось политической графике, политическим плакатам, сатирической графике газет и журналов. В этом плане следует выделить работы Ираклия Тоидзе, Иосеба Габашвили, Шалвы Бериташвили, Давида Нацвлишвили, Андро Канделаки и др. Особой популярностью пользовался знаменитый плакат Ираклия Тоидзе «Родина-Мать зовет!» В годы войны особое внимание уделялось произведениям на историческую тему. Мосэ Тоидзе, Аполлон Кутателадзе, Севериан Маисашвили посвятили свои живописные полотна героическим страницам истории Грузии, в частности Аспиндзской битве, нашествию Ага-Магомет-хана и т.д.

682

Для грузинского искусства 1950–1960-х годов характерны неоднородность, индивидуальность художественного стиля и манеры исполнения. Грузинские художники часто обращаются к таким традиционным жанрам, как пейзаж, портрет, натюрморт. Со стороны государства по-прежнему актуальны требования по созданию картин с батальными сценами на историко-рево- люционные сюжеты. В этом жанре творят представители разных поколений грузинских художников: Аполлон Кутателадзе, Иван Вепхвадзе, Гурам Геловани, Константин Махарадзе и др.

Вуказанный период часть грузинских художников увлекается народной тематикой, традициями, национальным фольклором. Реваз Тархан-Моурави

с1950-х годов создает серии работ «Грузинские народные песни», «Грузинские народные танцы», «Грузинские народные игрища», в которых с присущей ему остротой он акцентирует национальные признаки и качества народа. С этой точки зрения заслуживает внимания роспись дегустационного зала Кварельского винного завода (1974 г.), в которой посредством изображения сцен вакханалий в честь бога Диониса Р. Тархан-Моурави как бы высмеивает фальшь официального искусства (Цицишвили М., 2002. С. 7–8). Некоторые работы последнего периода творчества художника проявляют сходство с трансавангардистской и неоэкспрессионистской живописью.

Встиле реализма создаются многочисленные портреты современников, общественных деятелей. В этом жанре значительные и весьма ценные работы выполнены художниками разных поколений и направлений искусства: Валентином Шерпиловым, Василием Шухаевым, Георгием Джаши, Рено Туркиа, Гоги Тотибадзе, Александром Бандзеладзе, Зурабом Нижарадзе, Дмитрием Эристави, Леваном Цуцкиридзе и др. Наряду с городскими пейзажами не менее популярными были серии, посвященные теме природы Грузии. Так, Тенгиз Мирзашвили сформировал своеобразный эффектный художественный стиль, который отличается эстетизмом, легко понятен, привлекателен и приемлем для восприятия. С конца 1950-х годов пейзаж, наряду с портретом и натюрмортом, стал излюбленным жанром для поколения художников, увлеченных техническими приемами живописи импрессионизма, пуантелизма, постимпрессионизма. Укоренить новые изобразительные средства в грузинской живописи старались Александр Бандзеладзе, Джибсон Хундадзе, Хита Кутателадзе, Эдмонд Каландадзе, Зураб Нижарадзе и др. Поиски гораздо более смелых средств и приемов изображения характерны для произведений этих художников в последующие, 1970–1980-е годы. В живописных полотнах (пейзажах и натюрмортах) Хиты Кутателадзе 1960–1970-х годов, отличающихся изысканным художественным вкусом, чувствуется влияние постимпрессионизма и кубизма. Он создает отвлеченные, почти абстрагированные пейзажи природы Грузии. Его в высшей степени экспрессивная живопись вместе с тем сохраняет фигуративность. Джибсон Хундадзе использует современный метод манипулирования живописными приемами. Изображенные им бескрайние горные ландшафты, увиденные издалека, созвучны произведениям абстрактного экспрессионизма 1970–1980-х годов. Художественная манера абстрактного экспрессионизма присуща Александру Бандзеладзе, творчество которого оказало большое влияние на художников последующего поколения. Особняком стоит творчество незаурядного художника Авто Варази. Наряду с харáктерными портретами он развивает художественный метод

683