Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Приемы стрельбы из пистолета

.pdf
Скачиваний:
507
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
5.4 Mб
Скачать

При скоростной стрельбе стреляющий перестает заме­ чать мушку и ориентируется на пространственно-мы- шечно-координационные ощущения корпуса, кисти и плеча стреляющей руки, а также (чем дальше, тем мень­ ше) на силуэт оружия.

Старые профессионалы утверждают, что при стрельбе по быстро появляющимся и бегущим по фронту целям, когда изготовка и выстрел производятся в несколько до­ лей секунды, видеть отчетливо мушку и целик невозмож­ но, да и ненужно. На таких скоростях прицельные при­ способления трудно даже толком рассмотреть. Многие из этих профессионалов говорили, что при стрельбе они совсем не видели (и не стремились четко видеть) мушку с прорезью, а прицеливание производили, ориентируясь на неотчетливо видимую «рифленую» полоску между муш­ кой и целиком или же на расплывчатую мушку в рас­ плывчатом целике, а на близких дистанциях — до 30 м — чаще всего на боковую планку затвора пистолета, по­ ставленного боком, и всегда — на собственные простран­ ственно-координационные ощущения стреляющего пле­ ча, руки, кисти и всего организма в целом.

Возникает вопрос: нужны ли мушка и прорезь для стрельбы с поводкой? Они нужны только начинающему стрелку для проверки правильности изготовки, прице­ ливания и поводки. Прицельные приспособления неза­ менимы для точной стрельбы по неподвижным, отда­ ленным и малоподвижным целям. Но стрелку, твердо овладевшему приемами стрельбы с поводкой по бегу­ щей цели эти приспособления постепенно становятся не­ нужными — вскинутый пистолет, ориентируемый темной пространственно-координационной мышечной памятью, всегда будет направлен туда, куда смотрит глаз стрелка. При убыстренной стрельбе стреляющий перестает заме­ чать мушку и ориентируется только на общие про­ странственно-координационные ощущения закрепощен­ ного воедино корпуса, плеча и стреляющей руки, а так­ же на силуэт оружия и чаще всего посадит цель на боко­ вую планку затвора.

270

По всем этим причинам стрелку, утвердившемуся в физических навыках работы с поводкой оружия, научив­ шемуся запоминать мышечно-координационно-простран- ственные ощущения системы стрелок-оружие, следует по­ стоянно отвыкать видеть мушку и целик. При большой степени натренированности это становится просто беспо­ лезно. На старых оружейных системах-револьверах наган, «Смит и Вессон», кольт, пистолетах браунинг, парабел­ лум, вальтер прицельные приспособления имеют в проек­ ции очень малые размеры. Ганфайтеры Дикого Запада вообще спиливали мушки и целики — они им мешали. В те времена очень мало стреляли в тире и очень много — в боевой обстановке, руководствуясь не столько зрением, сколько интуитивной памятью наработанных рефлексов.

Во все времена по ходу боевых действий приходилось стрелять в сумерках, когда мушку просто не видно. И если

устрелка достаточно твердый навык выполнения вскидки

иповодки пистолета, то его стрельба по бегущей цели будет эффективной даже вслепую, в темноте, на слух. В этом случае человек ориентируется на все ту же мышечнопространственную координационную память, наработан­ ную во время тренировок звериного чутья. Старичкиспецслужбисты рассказывали, что на предельных скорос­ тях внезапного встречного столкновения они автомати­ чески вскидывали руку с пистолетом и стреляли куда-то впереди цели, не раздумывая: «Куда стрелял, толком не видел и не старался увидеть. Некогда было смотреть на одну цель — уже появлялась вторая и третья. Что-то «стреляло» внутри меня и что-то моей рукой водило». И не сомневался, попал или нет. Знал точно, что попал.

Постановка правильного зрения

Стрелять надо с обоими открытыми глазами, как бы это не было поначалу непривычно и некоторым даже неприятно, ибо при обоих открытых глазах изображе­ ние начинает двоиться. Но закрывать или прищуривать

271

второй глаз нельзя, иначе стрелок лишится возможнос­ ти бинокулярного зрения, потеряет способность воспри­ ятия глубины пространства и не сможет быстро и точно определить дистанцию до цели. Кроме того, глядя бинокулярно, стрелок охватывает большее поле зрения, что в боевых условиях очень важно.

Выполнение спуска курка

Характер нажима на спусковой крючок определяет меткость выстрела. Несмотря на быстроту процесса, спуск должен производиться без «провала» и одергива­ ния, сбивающего оружие в сторону. Решающий конеч­ ный нажим на спуск надо производить точно в тот мо­ мент, когда пистолет окажется направленным в крайнюю точку упреждения, не допуская нерешительности и про­ медления. Основная ошибка в стрельбе по бегущим це­ лям та же, что и в стрельбе по целям неподвижным — стрелок переключает внимание на спуск и упускает конт­ роль за целью. Основное внимание стрелка должно быть «привязано» к цели. Спуск курка надо натренировать до автоматизма, чтобы он происходил на подсознательном уровне. Про него не надо думать вообще — стрелок дол­ жен «думать глазами», которые отдают команду стреля­ ющей руке на спуск курка. И далее рука действует само­ стоятельно в отработанном и запрограммированном ре­ жиме. Визуальное внимание — полностью на прицель­ ный контроль. Оба эти элемента — прицеливание и нажим на спуск — выполняются слитно, как одно целое действие. Действия стрелка, у которого в совершенстве отработаны двигательные навыки, должны быть реши­ тельными. Как только подвижный пистолет находится в нужном положении относительно бегущей цели, выстрел должен быть сделан! Распространенная болезнь даже опытных стрелков — в последний момент возникает не­ преодолимое желание проверить правильность прицели­ вания с помощью мушки и целика. Пользы при этом ни-

272

какой, а темп стрельбы замедляется. Этот момент, а так­ же нерешительность, возникающая перед спуском кур­ ка, вследствие боязни промахнуться, ведет к затормо­ женности распорядительного нервного центра, вслед­ ствие чего стреляющий палец не может нажать на спуск с необходимым усилием — и цель уходит из-под выстре­ ла. Излишнее напряжение мышц кисти стреляющей руки вызывает напряжение стреляющего пальца и сковы­ вает его. Если палец за спуск «не тянет», расслабьте кисть или измените хватку пистолета.

Когда стрелок в работе по бегущей цели «думает гла­ зами» и его внимание занято целью, ему некогда и нет возможности контролировать процесс спуска курка, ко­ торый происходит на очень коротком отрезке прицель­ ной кривой. И чтобы спуск произошел автоматически, сам по себе, правильно, без рывков, остановок и одерги­ ваний, его нужно разучить отдельно, запомнить «тем­ ной» мышечной памятью усилия работы стреляющего пальца на спуске и создать из этого маяк-эталон спуско­ вого усилия. Выводя пистолет на цель, стрелок «сраба­ тывает» на спуск одним и тем же знакомым по мышеч­ ной памяти натренированным усилием спускового паль­ ца. И он должен натренировать ощущение этого эта­ лонного однообразного мышечного усилия до такой степени, чтобы оно срабатывало быстро, само по себе, рефлекторно, чтобы стрелок не думал о нем.

Для этого применяется все тот же прием визуальной наглядности равномерности спуска без рывков, остано­ вок, протяжек и запоминания прилагаемых при этом усилий пальца на спуске. На стреляющий палец надева­ ется все тот же длинный бумажный колпачок, и стрелок работает в поводке оружия по прицельной кривой, на­ рисованной на стене, не столько глядя на цель, сколько на движение колпачка, тщательно «шлифуя» и запоми­ ная усилия, прилагаемые пальцем на спуске.

В последующем стрелок при выведении оружия по этой прицельной кривой просто воспроизводит эти спусковые усилия по мышечной памяти, не думая о них.

273

Напряженность, мандраж, пульсация

Напряженность вредит стрельбе. Аффектированная напряженность (и не только у психокинестетиков) го­ нит пульс и начинается мандраж, влекущий за собой координационную напряженность — неконтролируе­ мое сокращение мышц-антагонистов, в результате чего стрелок вдруг чувствует, что усилий придать пистолету необходимую горизонтальную скорость не хватает, это движение замедляется, выстрел, как это ни парадоксально, происходит раньше положенного времени.

Желание во что бы то ни стало поразить цель вызы­ вает «старание», которое влечет за собой отвлечение внимания стрелка от самого процесса стрельбы, а в ре­ зультате правильность выполнения выстрела нарушает­ ся. Старание — это измененное напряжение сознания, которое вызывает излишнее мышечное напряжение. В таком состоянии стрелок не может контролировать вы­ полнение тех или иных движений, координация наруша­ ется, результаты падают. Поэтому ЗАПОМНИТЕ: «упи­ раться» да. Стараться нет!

Стрелку надо освободиться от излишнего мышечно­ го напряжения во всем теле в момент выстрела. Такого состояния мускулатура в области грудной клетки и пле­ чевого пояса достигает в момент дыхательной паузы — между концом выдоха и началом вдоха. Этот момент будет наиболее выгодным для нажима на спуск. Стрел­ ку надо свести на нет пульсацию, уводящую руку в сто­ рону от цели. Поэтому следует постоянно вдыхать через нос и медленно выдыхать через рот. Что при этом проис­ ходит в организме — неизвестно, но пульсация заметно уменьшается.

Есть и психотехнический прием, в значительной сте­ пени отводящий стороной мандраж, пульсацию, излиш­ нее напряжение, — это мысленная установка работать на правильность процесса стрельбы, а не на ее результа­ ты, независимо от обстоятельств события.

274

Внутренний «маяк». Темп стрельбы

Для увеличения скорости и точности стрельбы в эк­ стремальных условиях мало одной механической нара­ ботки. Стрелки-спецслужбисты прежних лет тщательно отрабатывали нервно-физиологический механизм быст­ рого выстрела. Для этого стрелки пользовались так на­ зываемым приемом внутреннего «маяка». Внутренний или физиологический «маяк» стрелка, к которому он должен стремиться, представляет собой стандартный набор эталонных внутренних ощущений. Стрелок ста­ рается запомнить ощущения, возникающие в скелетной мускулатуре, а также общие ощущения пространствен­ ной ориентации, возникающие от прилагаемых усилий в последовательности действий удачного, правильно выполненного выстрела. Именно правильно выполненно­ го! Эти моменты тщательно запоминаются не только логической памятью, но и физиологической темной па­ мятью мышц, костей, кожи и спинного мозга. И на тре­ нировках стрелок старается сработать мышцами и про­ странственно-ориентированными ощущениями до при­ ведения их к «маяку» — эталонным ощущениям, знако­ мым стрелку по правильно сделанному выстрелу.

Но этого мало. Все движения начиная с момента об­ наружения цели и до выстрела в последовательности ощущений мысленно программируются для выполнения в одном и том же определенном отрезке времени — не больше и не меньше. В таком виде программа «уклады­ вается» в сознание и темную мышечную память стрелка. Когда циклы выстрелов по времени одинаковы — это и будет называться стрельбой в темпе. При одних и тех же действиях, выполняемых в один и тот же отрезок време­ ни, мышечная память приобретает рефлекторно-подсоз- нательный характер и сама подает правильные команды мускулам стреляющих частей тела на выполнение соот­ ветствующих движений. «Стреляющие» мышцы сраба­ тывают в заданный подсознанием отрезок времени реф­ лекторно, чтобы войти в запрограммированное мышеч-

275

но-пространственное состояние. Ощущения этого состо­ яния — вышеописанный «маяк», ориентир, установленное на тренировках индивидуально для каждого стрелка чув­ ство пространственно-координационно-мышечной ориен­ тации правильно выполненного выстрела. «Включен­ ные» подсознанием мышцы приводят организм к этому ориентиру.

Видимый парадокс в том, что у стрелка, работающе­ го по такой методике, чем быстрее производится повод­ ка пистолета по прицельной кривой и чем меньше при этом стрелок «включает» мозги, тем лучше получается. Вступает в действие принцип ганфайтера-профессиона- ла: «стрелок думает глазами», которые просто «спуска­ ют с цепи» тысячи раз отработанную мысленно, отрабо­ танную физически и заложенную в подсознание про­ грамму выстрела. Именно при таком уровне психотех­ нической натренированности стрелок может и должен «думать глазами», а все остальное у него сработает рефлекторно, на уровне подсознания.

Стрелок начинает работать на включенном внутрен­ нем автоматизме, на координационно-рефлекторной па­ мяти так, как работают бойцы-рукопашники, нанося­ щие удар или уклоняющиеся от него. При этом в стрельбе стороной обходятся моменты мандража, пуль­ сации, излишнего напряжения. Способность стрелять на ощущениях «маяка» — это специфический переходный момент, сопрягающий психофизиологические техники стрельбы и рукопашного боя, своеобразный ключ к объединению этих двух боевых искусств, малосовмести­ мых в спортивной практике. Стрельба, объединенная с рукопашным боем, помноженная на специальную инди­ видуально-групповую тактику, образует забытую ныне систему детективного боя на поражение.

Если стрелок научился стрелять в быстром постоян­ ном темпе, он может рассчитывать на очень высокие результаты. Замедление темпа стрельбы ведет к раздель­ ному выполнению прицельно-поводочного комплекса. При этом внимание стрелка переключается на выполне-

276

ние того или иного элемента, а общая связь теряется, нарушается координация движений, и чаще всего следу­ ет промах. Стрелкам, стреляющим в постоянном быст­ ром темпе, для производства выстрела требуется 1—3 се­ кунды — вдвое меньше обычного расчетного времени, но быстрый темп стрельбы с высокими результатами поси­ лен только стрелкам с высоким уровнем подготовки и хорошей природной реакцией. Систематически трени­ руясь, каждый стрелок может улучшить реакцию. Но при отработке темпа не следует стремиться сразу же к максимальной быстроте. У малотехничного стрелка при попытке убыстрить темп получаются нерасчетливые, не­ четкие, суматошные и судорожные движения. Каждый выбирает себе темп стрельбы согласно своей реакции и степени подготовленности. В боевой обстановке нужно стрелять только в отработанном привычном темпе — быстрее, чем натренировался, все равно не получится, ибо будет «сорван» внутренний автоматизм. В боевой обстановке нельзя стараться — это ошибка. При стара­ нии человек начинает непроизвольно проверять пра­ вильность выполнения всего процесса, и вместо убыст­ рения время затягивается. Затянешь время — убьют. Надо стрелять привычным образом, как на тренировке. Надо просто стрелять — пусть этим процессом управля­ ет тренированное подсознание, которое переводит стрельбу на уровень иного качества — интуитивного качества быстрой безошибочной стрельбы.

В экстремальной обстановке поменьше «включайте» мозги — головой думать некогда, а поэтому опасно. Ориентируйтесь на внутренние мышечно-простран- ственные ощущения — они не обманут.

ЗАПОМНИТЕ правило: на тренировке стрелять как на войне, на войне как на тренировке.

По мере натренированности стрелок, чувствуя требо­ вания своей индивидуальности, сам анализирует, какие движения ему подходят, а какие можно отбросить. Для стрельбы по бегущей цели большая физическая сила не нужна, а необходима быстрота реакции, эластичность

277

мышечной системы, совершенная координация и извест­ ная выносливость. И адское терпение на тренировках — тело будет болеть своеобразной непривычной против­ ной болью.

Иногда (в наше время очень редко) случается понаб­ людать за мастером, стреляющим по движущимся целям из пистолета. В его действиях не чувствуется какой-либо напряженности вообще, он напоминает кота, при необхо­ димости резко переходящего от лениво расслабленного состояния к мгновенной мобилизации. От действий тре­ нированного стрелка создается впечатление одного цель­ ного приема, хоть он и состоит из отдельных элементов. И все его движения, определяемые подсознанием, мы- шечно-координационно-интуитивной памятью, происхо­ дят четко, быстро и рационально. Старые мастера дей­ ствительно стреляют куда-то впереди цели, автоматичес­ ки и не раздумывая, и одновременно с нажатием на спус­ ковой крючок, еще не видя результатов, отчетливо чувствуют и могут сказать, поражена цель или нет, и ред­ ко ошибаются. Это признак высокой натренированнос­ ти, но так нельзя делать молодым стрелкам — у них еще нет требующейся высокой техники, интуитивной коорди­ нации и быстрых, точных движений.

Стрельба по движущимся целям из пистолета очень сходна со спортивной стрельбой по летящим тарелоч­ кам из охотничьих ружей. Но стрелять из пистолета по бегущей цели легче — она больше тарелочки и движет­ ся вчетверо медленнее. «Крутить» пистолет корпусом легче, чем «крутить» ружье. Поэтому тренировочный процесс идет намного быстрее.

Значение способности стрелка быстро поражать движущуюся цель переоценить трудно. Это не только способ стрельбы, наиболее применяемый в боевой об­ становке. Вышеописанная методика работы по бегу­ щим целям, основанная на мышечно-координационно- пространственных ощущениях, зверином чутье и рабо­ те на рефлексах — это уже стрельба интуитивная. И все изложенное выше является подготовительной сту-

278

пенью для интуитивной (другой просто не может быть) стрельбы в темноте, на слух, на пространственные ощущения местонахождения противника, для стрельбы в «маятнике», для быстрой стрельбы одного против нескольких в движении на ближних и дальних дистан­ циях пистолетного боя. В довоенные годы стрельба по движущимся целям была наиболее важным разделом в специальных курсах стрельб разведки и контрразведки разных стран. В военное время и у нас, и у немцев этот вид стрельбы в учебном процессе курсантов различных спецшкол стал более объемным, даже в ущерб руко­ пашным дисциплинам — так диктовалось обстанов­ кой. Но у немцев и союзников преобладал спортивнотренировочный подход, тогда как русские методики к тому же основывались на психофизиологической мо­ билизации внутренних резервов организма. Результаты были несопоставимы. На войне жестокая необходи­ мость обостряла приобретенные навыки, увеличивая их эффективность во много раз. И в те времена среди наших спецслужбистов стрельба по бегущим целям была делом обыкновенным и не считалась «высшим пилотажем».

Способ стрельбы по бегущим целям «плоским» пистолетом с локтевой поддержкой

Тренироваться стрелять по движущимся целям имен­ но в спортивной изготовке с одной руки нужно обяза­ тельно. Почему? Потому, что при таких тренировках нарабатывается необходимый базовый баланс враща­ тельного движения корпуса и всей системы стрелок-ору­ жие. После того как стрелок натренировался работать по вышеописанной методике, удерживая пистолет од­ ной рукой, можно потренироваться стрелять по бегу­ щим целям с двух рук треугольником, соблюдая те же правила вскидки и поводки оружия вращением корпуса.

279