Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Приемы стрельбы из пистолета

.pdf
Скачиваний:
507
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
5.4 Mб
Скачать

С помощью обманных движений влево и вправо ту­ ловищем, согнутым вперед или назад в пояснице, можно спровоцировать стрельбу противника в невыгодном для него положении для стрельбы, заранее зная, что от та­ кой стрельбы вы уйдете простым подбиранием живота. Или же делайте вращательные движения туловищем (это называется поясными финтами), совмещая их с дви­ жением в разные стороны перекрестным или наступа­ тельно-приставным шагом с малой амплитудой зашагивания вправо-влево, а затем стартом «маятника вразножку» резко уйдите в сторону.

В зависимости от обстановки резко притормозите, ос­ таньтесь на мгновение на месте, пальните в сторону про­ тивника пару раз — прицельно, чтобы пули провизжали у него возле ушей. Такие вещи деморализуют и привлека­ ют внимание. Психокинестетика таким образом прово­ цируют на ответную стрельбу, которая на какое-то время отвлекает их от ваших дальнейших перемещений. Чаще всего противник откроет судорожную частую стрельбу, пытаясь накрыть беглым огнем место, с которого вы стреляли, ориентируясь на вспышки ваших выстрелов и облачко порохового дыма. Но в этом месте вас уже не будет — сразу после стрельбы откатывайтесь в сторону любым доступным в данный момент способом. За время «маятника» такое можно проделать 2—3 раза в моменты изменения маневра или направления движения, провоци­ руя противника на трату патронов — пусть он побольше фиксирует внимание на процессе собственной стрельбы и поменьше на ваших перемещениях.

Практический «маятник» проводится не обязательно с дальнейшим перемещением вправо-влево. Смотря по обстановке большей частью можно сделать шаг вправо или шаг влево вышеописанными способами либо про­ сто присесть — но сделать это с предельной быстротой и вовремя, чтобы противник выстрелил и промахнулся. Можно сделать это обманкой — нырком с уходом в сторону, скручиванием корпуса для уклона по верхнему уровню и вращательными финтами в области поясни-

390

цы, чередуя все это с наклонами корпуса и резкими од­ новременными отходами вправо-влево, как это делается в боксе. Все выполняется смотря по конкретным обсто­ ятельствам. Иногда полезно не приближаться к против­ нику, а использовать для его дезориентации быструю смену дистанции назад-вперед и в промежуточных на­ правлениях. Иногда очень хорошо получается простое забегание мелкими шажками вправо-влево вокруг про­ тивника. Чтобы это хорошо получилось, нужно внима­ тельно наблюдать за противником.

Таких частных моментов может быть очень много. Человек, более-менее тренированный в «маятнике», мо­ жет сам импровизировать с изобретением различных маятниковых движений.

Уход от пули на дальней дистанции

«...Я упредил его, может, на какую-то долю секунды и рухнул одновременно с очередью из его автомата. Пули прошли впритирку, он меня чуть не убил».

В. Богомолов «В августе сорок четвертого»

Техника вышеприведенного ухода от пули на даль­ ней для пистолетного огня дистанции проста: оператив­ ник на расстоянии 50 м от «клиента» находился в при­ гнувшемся состоянии и уже знал, что будет падать. Для резкого падения в таких случаях ноги резко подаются назад и в стороны. Руки из положения «от пояса» выб­ расывают в стороны и вверх. Оружие, находящееся в руках оперативника (в известном случае — немецкий автомат и пистолет вальтер), имеет инерционный мо­ мент, поэтому придавая рукам силовое ускорение, опе­ ративник «отталкивается» от веса оружия и быстрее уходит вниз. При встрече с землей амортизирует сво­ бодной рукой (фото 187). Пистолет на ремешке обычно прихвачен к запястью руки, и при последующем перека-

391

Фото 187

те или переползании (с места падения нужно уйти мгно­ венно) в сторону он следует за хозяином.

Резкое падение болезненно, этот момент очень жес­ ток, но трудно подсчитать, скольким оперативникам он сохранил жизнь. В старые времена его тренировали до тех пор, пока набиваемые места не прекращали болеть. Виртуозы во время падения могли выдернуть пистолет из кобуры и выстрелить по цели на поражение. Но толь­ ко во время падения — при ударе корпуса о землю — возможным сотрясением пистолет уводило в сторону от цели, и промах был неизбежен. Служивый люд даже ус­ траивал соревнования, кто в падении быстрее сможет расколоть бутылку на расстоянии 16 шагов (до револю­ ции это была стандартная дистанция призовой писто­ летной стрельбы). Падение в любом случае не должно «оглушать» стреляющего.

Вышеуказанный прием ухода от пули путем резкого падения применяется только при работе с умелым и зна­ ющим противником, который обучен стрелять, и в его распоряжении имеется оружие стабильного боя — кара­ бин или пистолет-пулемет с компенсатором. Пистолет-

392

пулемет малого веса и без компенсатора, например не­ мецкий МП-40 тех лет и современный израильский УЗИ, «забрасывает» вверх и вправо с большим рассеи­ ванием пуль, и это оружие на отдаленных дистанциях особой опасности не представляет. Пистолеты-пулеме­ ты с компенсатором (дульным тормозом) типа советс­ ких ППШ и ППС, а также американского системы Томпсона представляют особую опасность — из тако­ го оружия очередью можно «расписаться» на стене и перерезать человека пополам на расстоянии 50—60 м. Поэтому в противоборстве с такими пистолетами-пуле­ метами лучше не испытывать судьбу. Старые оператив­ ники рассказывали, что, увидев направляемый на себя такой ствол, лучше было мгновенно упасть ничком и, перекатившись в сторону от места падения, лежа на животе из этого устойчивого положения стрелять на по­ ражение — по ногам или наповал, смотря по обстанов­ ке. Все это нужно было делать очень быстро — в этом был единственный шанс уцелеть самому. Точно так же поступали, если в руках противника был карабин или немецкий автомат МР-43 (типа нашего автомата Ка­ лашникова): первый выстрел из такого оружия всегда получался очень прицельно. Последующие выстрелы очередями из штурмовых автоматических систем уходят влево-вверх от того, по кому стреляют, поэтому после падения вниз «откатываться» нужно вправо от себя.

Браконьер, уверенно работающий с двуствольным охотничьим ружьем на дистанции до 100 м, более опа­ сен, чем диверсант с автоматом. Бывалый охотник мо­ жет накрыть картечью с первого выстрела навскидку, и лучше спровоцировать его на стрельбу по ложной цели (по шапке или ватнику, высунутому на палке из-за угла) и «накрыть» его самого в момент перезарядки.

Во всех случаях нужно тренироваться в освоении уходов против различных видов оружия.

Если ваш противник неопытен в стрельбе и вам это известно, на дистанции 50—60 м от него резко падать вышеописанным способом опасно. Но не потому, что

393

можно больно ушибиться, а потому что вы рискуете получить пулю в «темечко» от неопытного стрелка.

Неумелые стрелки дергают за спуск и поджимают удерживающие пальцы не только у пистолета, но и у длинноствольного оружия, при этом еще и «подрабаты­ вая» плечом в приклад, и стрельба идет по вышеназван­ ной дистанции с понижением, где-то «по каблукам» ро­ стовой цели. Практика показывает, что неумелые стрел­ ки (а таких будет большинство) в боевой обстановке мгновенно забывают, чему их учили и, дергая за спуск, посылают пулю вниз, по башмакам наступающих или даже в землю перед ними. Рикошетирующие пули чаще всего в таких случаях попадают также по ногам. Это по­ чти закономерность, которая срабатывает именно на дистанции 50—60 м.

На памяти автора водитель-прапорщик на дистан­ ции 50 м, стреляя по убегающему и отстреливающемуся на бегу «клиенту», первым же выстрелом попал ему... в пятку! За что был поощрен и награжден. Этот водила, как и все шоферы, стрелял из пистолета два раза в год по три патрона, вздрагивая при каждом выстреле.

По вышеуказанным причинам на дистанции 50—60 м от противника, вооруженного пистолетом, лучше не па­ дать ничком — вам нужно резко «отойти» в сторону, чтобы не получить шальной или рикошетирующей пу­ лей по ногам. И продолжать резко уходить в сторону нужно все время.

Когда вы внезапно увидите направленный на вас ствол, в вашем распоряжении 0,2 секунды — стандарт­ ное время, необходимое, чтобы нажать на спуск. За это время вам надо уйти с линии огня как можно резче и желательно подальше в сторону. Лучший способ сде­ лать это резким стартом «маятника вразножку».

Парадокс в том, что падать ничком можно только от огня опытного стрелка. Даже стреляя из автомата (вин­ товки) и удерживая оружие на весу с прикладом, прижа­ тым к плечу, противник потеряет секунду на «перепри­ целивание» по нижнему уровню. За эту секунду вы дол-

394

жны уйти перекатом от неавтоматического оружия — вправо от себя, от автоматического — влево и жела­ тельно докатиться до какого-либо укрытия, а если его нет — известным вам способом из переката встать на ноги и сделать рывок. Далее — по обстановке.

ЗАПОМНИТЕ: падать ничком ближе чем за метр от противника тоже нельзя чем ближе к противнику, тем больше для него площадь вашего лежащего силуэта.

Техника рывка из ближнего «маятника» для захвата противника «живьем»

Тренированные виртуозы-оперативники, используя приемы «маятника» в комплексе, по необходимости могли подобраться к стреляющему противнику на рас­ стояние силового задержания. Один из приемов, при­ шедший еще от времен русско-японской войны, приме­ нялся вплоть до недавнего времени. Он заключается в том, что от направленного «в упор» по верхнему уров­ ню пистолета, удерживаемого двумя руками, можно ук­ лониться так, как это делают боксеры на ринге, скручи­ вая корпус правым плечом вперед-вниз (фото 188). И после этого старослужащие, показывавшие автору этот прием, делали резкий кувырок вперед-влево, под руку противника, в результате чего оказывались за его спи­ ной. В данном случае можно и не кувыркаться, а посту­ пить так, как это делают игроки в регби: левая нога ухо­ дит влево-вперед, корпус согнут влево-вниз-вперед, затем правая нога уходит вперед рывком и разворотом спиной к противнику (фото 189) сильным прыжком можно вый­ ти сзади него.

Если позволит момент, в положении «спиной к про­ тивнику», можно нанести ему в бок анекдотичный, но в реальности обладающий колоссальной силой «удар за­ дом». Такой удар отбросит противника метра на дватри (фото 190). Удар этот испытан на практике, и эф­ фект от него впечатляющий.

395

Аккуратно скрутить противника, не нанося ему ви­ димых повреждений, оказавшись сзади него, проблем не составляет. Но при захвате диверсанта, особо силь­ ного физически, старались не искушать судьбу — удар под локоть не только выбивал пистолет, но при необходимости мог сломать руку как спичку (фото 191).

Если противник внезапно ткнул пистолет вам в жи­ вот или если вы сможете дотянуться руками до его пис­ толета, подставляйте под запястье стреляющий руки противника свою правую руку, как показано стрелкой 1 на фото 192. Ребром ладони другой руки ударьте по оружию так, как обозначено стрелкой 2: сверху-вниз- вправо. Пистолет из руки противника вывалится очень легко, неожиданно легко для вас и для него. Надо только сделать это быстро. Этот практический прием один из немногих, реально работающих в боевой об­ становке.

Все вышеописанные маневры и боевые приемы в ре­ альной обстановке выполнимы, но только при одном условии — вам надо уложиться в 0,2 секунды. Почему? Потому что самый натренированный в стрельбе человек не в состоянии выстрелить быстрее. Как показывает практика военных лет, оперативники военной контрраз­ ведки укладывались в эти 0,2 секунды. Но движения их были тренированными и носили мгновенный «взрыв­ ной» характер.

Если вы не настолько тренированны и вам нужно взять противника живьем, то придется стрелять по его руке с оружием. На дистанции 2—3 м вы не промахне­ тесь по его пистолету, стреляя «от живота», если имеете хоть какую-то практику. Особенно хорошо это полу­ чится, если противник тоже стреляет «от живота» или «от бедра» — его стреляющая рука от локтя до плеча представляет собой удобную мишень (см. раздел «Стрельба на «отключение» конечностей», с. 281).

396

Фото 188

Фото 189

Фото 190

Фото 191

397

Фото 192

Огневая работа в «маятнике»

Влюбом случае в «маятнике» приходится стрелять — на отвлечение или на поражение противника (в руку, ногу, плечо или наповал, по обстановке). Тренировоч­ ные стрельбы в движении, в перекате, в кувырке, на боку производятся по подсвеченному силуэту (см. ра­ нее). Поправки производятся в ходе тренировки по по­ являющимся в силуэте светящимся пробоинам. Методи­ ка стрельбы по подсвеченным силуэтам та же: запоми­ нается яркое пространственно-мышечное ощущение правильно сделанного выстрела, и в дальнейшем ориен­ тируются на сопряжении этого ощущения с простран­ ственным ощущением цели.

Встарые времена оружием тех, кто качал «маятник», был наган и только наган. Во избежание потери в не­ предсказуемой обстановке запасной наган часто присте-

398

гивали на коротком ремешке к запястью левой руки, он болтался на ней свободно, не препятствуя применять руку для различных упоров, схватываний, работы с гранатами и всего возникающего в зависимости от об­ становки. Кувыркаясь по земле в явно антисанитарных условиях, трудно было соблюсти оружие в чистоте, и попавший в него песок мог стать губительным для исхо­ да предприятия. Наган на песок никак не реагировал. Кроме того, при толчках и ударах, неизбежных при «ма­ ятнике», у автоматических пистолетов могут запросто произойти самопроизвольные выстрелы — у самовзвод­ ного нагана их не будет. По этой же причине автомати­ ческие пистолеты ведут себя непредсказуемо в самый последний и решающий момент, когда ими работают в качестве кастета. Наган при таком ударном применении сверхнадежен — уж с ним-то ничего не случится. Пока хорошенько не нажмешь на спуск — курок не взведется и выстрела не будет.

Ваши резкие перемещения делаются сразу после ва­ ших выстрелов — даже дым от них будет вам своеобраз­ ной дымовой завесой. Стрелять следует так, чтобы пули прошли поближе от ушей противника — их визг весьма отвлекает внимание от прицельной стрельбы, заставляет «дергаться» и в какой-то степени деморализует. При этом смотрят на реакцию противника — если он оше­ ломлен, к нему продвигаются рывком. Можно стрелять и по рукам противника с пистолетом на поражение — руки с пистолетом в «треугольнике» малоподвижны и представляют доступную цель.

Противнику не дают возможность соображать и кон­ центрироваться, его заставляют почаще палить в пустое место. Как показывает практика, противник, чаще всего прошедший кратковременный начальный курс боевой подготовки, в природном автоматизме самозащиты, мало осмысливая происходящее, стреляет с одного мес­ та, удерживая пистолет двумя руками, беглым огнем; ему при этом трудно переносить огонь по фронту, и он будет стрелять в пустое место там, где вас уже нет. Ваше

399