Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шестакова Е В Договорное право в практике арбитражных судов Право Доступа 2019 г-1.rtf
Скачиваний:
7
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
843.66 Кб
Скачать

6. Заключение договора с третьим лицом, а не должником

В Определении Верховного Суда РФ от 02.03.2017 N 305-эс15-14383(6) по делу N А41-54738/2014 суд установил, что договоры хранения заключены обществом не с должником, а с третьим лицом как с физическим лицом, не имевшим права на распоряжение имуществом.

Признавая договор хранения от 17.09.2014 недействительной сделкой, суды руководствовались статьей 61.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и учли разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы 111.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и исходили из того, что в результате ее совершения заинтересованными лицами при наличии признаков неплатежеспособности должника последний фактически прекратил хозяйственную деятельность и способность исполнять обязательства перед кредиторами, не получив при этом имущественной выгоды от использования спорного имущества третьим лицом.

7. Намерение причинить вред другому лицу при заключении договора

Такой вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 09.08.2016 N 21-КГ16-6.

Указав, что фактически договор купли-продажи земельного участка Монастырловой И.Л. исполнен не был, в деле отсутствуют доказательства оплаты по указанному договору, на момент заключения договора купли-продажи Сабанджиоглу Н.А. знал о наличии у него неисполненных обязательств перед Банком и каких-либо мер по их исполнению в добровольном порядке не предпринимал, суд пришел к выводу о том, что заключенный договор купли-продажи являлся мнимой сделкой, а действия сторон договора свидетельствовали о злоупотреблении правом.

В пункте 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее статьи Гражданского кодекса Российской Федерации приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) закреплена недопустимость действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

По смыслу приведенных выше законоположений, добросовестность при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей предполагает поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующее ей.

При этом установление злоупотребления правом одной из сторон влечет принятие мер, обеспечивающих защиту интересов добросовестной стороны от недобросовестного поведения другой стороны.

Злоупотребление правом при совершении сделки является нарушением запрета, установленного в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем такая сделка должна быть признана недействительной в соответствии со статьями 10 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нарушение участниками гражданского оборота при заключении договора статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, выразившееся в злоупотреблении правом, отнесено законом к числу самостоятельных оснований для признания сделки недействительной.