Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗАОЧКА Литература Осень 2013 / История Лит-ры 1 ПЛ ХХ века НАЧАЛО .ppt
Скачиваний:
111
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
24.33 Mб
Скачать

Тема 8. Литература «бури и натиска»: «Две литературы

в России революционной. 20 - 30 ГОДЫ XX ВЕКА.

«Трещат и падают устои, рвутся в клочья паруса сознания…»

Особым пластом в русской литературе XX века лежит поэзия и проза, созданные непосредственно в годы Октябрьской революции и Гражданской войны. Разумеется, короткие поэтические произведения появлялись быстрее, выходили чаще, быстрее и точнее действовали на чувства читателя, часто носили агитационный характер. Медленнее рождалась проза времен

«бури натиска».

Наиболее изучаемыми произведениями того времени являются следующие пьесы, рассказы, повести и романы: роман Д. И.

Фурманова «Чапаев», роман А. Серафимовича «Железный поток», роман А. А. Фадеева «Разгром», пьеса К. Теренева «Любовь Яровая», повести Б. Лавренева «Сорок первый» и «Разлом», рассказы Вс. Иванова «Партизаны» и «Бронепоезд 14-69», повесть И. Бабеля «Конармия».

Главный вопрос в литературе того времени был

определением отношения писателя к революции. Некоторые писатели или навсегда покидали родину, или временно эмигрировали, или были насильно выдворены из страны, так как считались людьми, приносящими идеологический вред делу революции. Поэтому часть литературы данного периода была проникнута ностальгической тоской по Родине (по монархической России).

Процесс творческого сознания в революционной России был

многоплановым и многомерным. Так, наряду с «Железным потоком» Серафимовича, появляется

«Солнце мертвых» Ивана Шмелева, а почти одновременно с глубоко революционной повестью «Цемент» Ф. Гладкова

появляются из-под пера А. Платонова повести «Котлован» и

«Усомнившийся Макар»;

почти одновременно с революционными произведениями Исаака Бабеля выходит памфлет на революционное движение в России Аркадия Аверченко «Дюжина ножей в спину революции».

В то же время историки и исследователи этого периода культурного развития нашей родины утверждают, что у нас «не было двух литератур, была одна литература двадцатого столетия».

В эти годы в России появился отряд писателей, для которых не стоял вопрос: принимать или не принимать революцию, ибо революция породила их, сделала писателями, вдохновила на творчество.

С Гражданской войны вернулись, обогащенные опытом, комиссар Чапаевской дивизии Фурманов, партизан Дальнего Востока А. Фадеев, участник военных действий на Дону М. Шолохов, солдаты Петрограда К. Федин и Н.Тихонов.

Константин Федин писал о своем творчестве: «Как писатель, своим рождением я обязан этому времени. Я познал лучшие стороны народа, из которого вышел. В течение трех лет вместе с ними я прошел тысячи километров дорог, спал под одной шинелью и ел из одного солдатского котелка».

В послереволюционные и военные годы создаются литературные объединения и группировки: «Серапионовы братья», «ЛЕФ» -

левый фронт искусства, «Кузница», «Перевал», РАПП - российская ассоциация пролетарских поэтов, Пролеткульт - пролетарские культурно-просветительные организации. Новое государство стремится немедленно взять литературное искусство под свой идеологический контроль. В эти годы выходит документ: «О политике партии в области художественной литературы». Даже В.И.Ленин, вождь пролетариата, теоретический и практический организатор Октябрьского переворота пишет статью «Об очистке русского языка», где он выступает против «небрежного, безответственного, неряшливого обращения со словом».

С поэзией, воспевающей революцию, выступают

Мережковский, Гиппиус, Маяковский, Брюсов, Пастернак, Тихонов, Светлов, Багрицкий. Многие их произведения прославляют подвиги героев революции.

Формирование Таманской дивизии в романе «Железный поток»

А. С. Серафимовича.

Темой для революционного романа Александр Серафимович (настоящее имя Александр Серафимович Попов) (1863 – 1949)

«Железный поток», вышедшего в 1924 году, избрал один из самых драматических эпизодов Гражданской войны – героический революционный поход Таманской дивизии. Основная идея заключалась в показе медленного превращения стихийной толпы в сознательную и дисциплинированную армию. Роман очень интересен в художественном, литературном и историческом отношении.

Исаак Эммануилович Бабель (1894 – 1940) – неординарный и

стремительный писатель.

Слава настигала его быстро и стремительно, благодаря новизне его творчества. Но литература продолжала развиваться своим путем, по своим внутренним законам, а Бабель проживал свою, единственно неповторимую, как и жизнь любого человека, судьбу

Новизна же творчества Бабеля состояла в том, что он пытался в литературном творчестве стереть границы между «высокими» проявлениями человеческой сущности и «низменностью» земного существования, изображая бытовые и интимные подробности жизни людей. В своих произведениях он использовал традиции французской новеллы, проповедуя «религию человека», практически объявив себя «русским Мопассаном». Жизнь и смерть, любовь и ненависть, страсть и равнодушие – вот что занимало Бабеля как писателя. Может, именно поэтому он выбрал и принял революцию как проявление предела человеческих чувств.

Родившись в зажиточной семье одесского еврея и получив прекрасное образование, писатель еще в школьные годы в совершенстве овладел французским языком.

Поэтому неожиданностью для его окружения явился тот факт, что в 1917 году Бабель поступил на службу нового государства в качестве агента Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. И тут же, как человек умный и образованный, он ясно видит всю «неправду жизни»: безнаказанность убийства, низкую цену человеческой крови, беспричинные массовые погромы, разруху в промышленности. И пишет об этом.

Желание разобраться в сложившейся ситуации привело его на службу в Красную (Первую Конную) армию. Здесь в своем дневнике, осознав свое одиночество и излишнюю интеллигентскую чувствительность, он записал:

«Я – чужой». И еще: «Мы разрушаем, идем как вихрь, как лава, всеми ненавидимые, разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде».

Впечатления этого периода жизни положены в основу цикла рассказов «Конармия». Эти произведения были впервые опубликованы в 1923 году.

«Конармия» - произведение не только о гражданской войне, это роман о человеческой душе, мятущейся, ищущей истины, в несправедливом, истекающем кровью, мире. В этой книге И. Бабель выступает против войны. Он отвергает справедливость любых войн, так как за братоубийство человек платит слишком высокую цену –

покоем своей души.

В конце жизни писателя обвинили в «антисоветской террористической деятельности». В начале 1940 года Бабель был расстрелян без вынесения приговора. Через 14 лет писатель был реабилитирован. Его проза со временем не потеряла своего значения: и сегодня нельзя не сочувствовать душевным терзаниям героев позднего Исаака Бабеля.

Серафимович. Бабель.

Михаил Светлов (1903 – 1964) и идея «мировой революции».

Социалистический реализм как литературное направление сводилось к трем принципам: идейность, партийность, народность. Коммунистическая партия стремилась создать новую религию, следовательно - необходимо было новое Священное писание. Но талантливый писатель - свободен в своем творчестве, поэтому по поводу произведений, возникающих в новой социалистической реальности, велись ожесточенные споры.

Михаил Светлов в 16 лет стал бойцом Красной армии, примерно в это же время он начал печатать свои революционные стихи, поэтому он автоматически считался пролетарским поэтом, хотя «бдительность» советской цензуры не миновала и его.

Во время Гражданской войны русская революция жила идеей «мировой революции». С этим чувством, чувством ответственности за свободу (свободу от чего?) всего мира, этой высокой идеей жил каждый рядовой красноармеец. Но после войны оказалось, что молодая Советская республика находится в изоляции. Поэтому после войны и Советский поэт Михаил Светлов находился в состоянии психологической неудовлетворенности. Нет, он тосковал не о войне, а о романтике того времени. Прочитаем некоторые стихотворения поэта и попробуем почувствовать в них пафос послереволюционного времени. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ «РАБФАКОВКЕ». «ГРЕНАДА». «В РАЗВЕДКЕ». «ПИРУШКА». «КАХОВКА».

«МОЛОДОЙ УРОЖЕНЕЦ НЕАПОЛЯ!»

Михаил Светлов

Сатирическая проза 20 – 30 годов ХХ века.

Многие писатели 20-30 годов нашего века сатирически переосмысливали состояние послереволюционной России. На поприще сатиры трудились такие писатели, как В. В.

Маяковский, Илья Ильф и Евгений Петров, М. М. Зощенко, Аркадий Аверченко, М. А. Булгаков и

многие другие.

Почему у молодого советского государства, которое стремилось поставить себе на службу все, даже искусство, возникла потребность в издании сатирических и юмористических произведений? Скорее всего, это был

мудрый политический шаг: талантливые писатели видели недостатки развивающегося социалистического строя, и, разумеется, не стали бы молчать.

Тогда и возник на всех уровнях политической и культурной жизни призыв к «здоровой самокритике», а критиковать было что. Запрещалось критиковать только действующее правительство (за этим следила цензура). Некоторые сатирические произведения литературы увидели свет только через много лет после написания: не всякая сатира была угодна государству. Но эти произведения мы и теперь читаем с удовольствием, а главное – они актуальны.

О необычном творческом содружестве гениальных юмористов – Илье Ильфе и Евгении Петрове.

Эти писатели прославились тем, что в начале 30-х годов возродили почти забытый жанр сатирического романа, поэтому их произведения «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» потрясли всю страну, принеся авторам широкую известность. Более того, занимательные похождения ловкого дельца и пройдохи Остапа Бендера и его наивных спутников и по сей день не сходят с экранов телевизоров, занимают видное место на книжных полках почти в каждом доме. В чем же секрет успеха этих романов? Во-первых, они отразили определенную эпоху развития нашей родины – НЭП (Новая экономическая политика). Это было время предприимчивых бездельников, срывающих «легкие деньги», незадачливых инженеров, надеющихся прожить на одну зарплату с женой, приверженной западной моде, очковтирателей, бездельников, создающих видимость работы. Персонажи: Эллочка-

людоедка, инженер Щукин, мадам Грицацуева, Киса Воробьянинов, Паниковский