Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Bykova_A_G__Ryzhenko_V_G_Kultura_Zapadnoy_Sib.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
17.74 Mб
Скачать

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Как изменилась основная направленность социокультурных процессов XIX в. в России, в том числе в сибирском региональном пространстве, по сравнению с XVII и XVIII вв.?

  2. Сохраняется ли и на протяжении XIX века своеобразие складывания многослойного культурного пространства Западной Сибири?

  3. Каковы признаки усложнения инфраструктуры городской культуры Западной Сибири в условиях нового века?

  4. Можно ли выделить для XIX в. черты столичности и провинциальности в динамике региональных культурных преобразований? Определить их носителей?

  5. Что сохранилось в современной ситуации от архитектурно-градостроительных координат регионального культурного пространства? От культурных традиций?

Глава 5. Идеи регионального патриотизма важнейшая черта культуры Западной Сибири во второй половине XIX в. - 1910-е гг.

С середины XIX в. в общественной мысли и просветительско-культурной деятельности России становятся популярными идеи родиноведения. Этим термином обозначается образовательно-научная традиция. утвердившаяся в европейской и в российской культуре во второй половине XIX в. и в начале XX в. Речь идет об изучении (познании) Родины в особой форме - с помощью специальных исследовательских и образовательных методик, являвшихся одновременно элементом национальных духовных идеалов, способом формирования и укрепления патриотизма. На наш взгляд, родиноведение это сложное социокультурное явление, спецификой которого следует считать соединение личностных и общественных инициатив, гражданских идеалов, в результате чего создавались временные и постоянные сообщества, укреплявшие культурный потенциал и инфраструктуру культурного пространства Западной Сибири с конца XIX в. и вплоть до конца 1920-х гг. Среди таких региональных культурных ячеек выделялись различные просветительские общества, Западносибирский отдел Русского географического общества (ЗСОРГО), Общества по изучению местного края, по изучению Сибири, краеведческие объединения 1920-х гг.

1. Вклад г.Н.Потанина и н.М. Ядринцева в изучение культуры региона и в оценку перспектив его развития.

В Сибири идеи родиноведения пропагандировали областники Н.М.Ядринцев и Г.Н.Потанин. Для них было характерно выдвижение на первый план вопроса о насыщении Сибири культурными ячейками (музеями, учебными заведениями и в первую очередь университетами). Так Николай Михайлович Ядринцев писал: Создание таких учреждений, как местные музеи, должно иметь питание и ростки в самом обществе, они должны объединять и учить людей;... Они соединяют общество и образованных людей, они пробуждают любознательность в массе, вот почему они должны быть публичными; они дают научный материал, живую иллюстрацию, пособие тем, кто желает учиться не на скамье, а в жизни, в обществе, во всяком возрасте, для того и другого пола; они указывают обществу высший научный интерес, отвлекая это общество от дрязг, обыденных мелочей, в которых заедается, тухнет проблеск человеческой мысли и лучших стремлений. Они напоминают, что есть у человека в жизни нечто такое, что объединяет всех, привлекает и соединяет более, чем промышленные и торговые дела, даже собрания во имя удовольствий и наслаждений. Они соединяют людей бескорыстно во имя идеи, облагораживающей натуру и создающей высшую цель жизни. Они заставляют чувствовать на минуту, что есть в жизни что-то высшее, благородное, чем обыденные житейские стремления и страсти, объединяющее все человечество, дающее ему полет и вечное существование духа1.

Следуя своим идеям выполнения первейшего долга сына Родины изучать ее во всех отношениях, сибирские областники активно занимались исследовательской деятельностью. Н.М.Ядринцеву принадлежит одна из первых характеристик, отличительных черт россиян и сибиряков, переплетения социокультурных процессов в регионе, в том числе признаков влияния русской культуры на традиции коренных народов Западной Сибири. Обратимся к фрагментам его фундаментального труда Сибирь как колония, в середине 1990-х гг. перепечатанных в новом западносибирском журнале Югра2. Этнография останавливается и на положительных чертах русского областного населения на Востоке.

Относительно даровитости и ума русского населения факты свидетельствуют, что сибиряки не глупы. Исследователи ссылаются уже на замечание Екатерины Второй, что вообще умны, любознательны и предприимчивы, и в заключение приводят примеры, что из сибирского населения выходили более или менее ученые и писатели: Словцов, Батеньков, Пассеки, Менделеев, Чигунов, Корсаков, Полевой, Бобровников, Елисеев, Потанин, Поляков, Капустины, Кремлев, Загоскин, Вагин, художники Перов, Суриков и т.д. Немало также на Востоке и даровитых самородков, выходящих из среды народа.

Ядринцев характеризует психические особенности сибирского населения, опираясь на данные того времени нельзя не заметить в этом населении некоторых своеобразных умственных и нравственных черт или особенностей, более или менее заметно отличающих его как от психического настроения великорусского или малороссийского народа, так и от умонастроения сибирских инородческих племен, с которыми оно смешивалось и смешивается. Сравнивая, во-первых, вообще мыслительную способность ссыльных великорусских и малорусских поселенцев Сибири с природными сибирскими - туземными сибирско-русскими поколениями, можно заметить, правда, что русский или, как говорят в Сибири, российский человек, более развязан в своих суждениях, чем сибиряк. У него умственный кругозор большею частью шире, эмпирические знания разнообразнее, рассудочные способности более культивированы и развиты, рассказы разнообразнее и живее, речь обильнее, витиеватее и выразительнее, с большою примесью слов книжного языка, хотя часто и своеобразно употребляемых. Сибиряк, наоборот, первобытнее. Ум его менее развит и гибок. Логические приемы его мышления менее развиты, ассоциации идей не так многосложны, как у великорусса - какого-нибудь иногородца или ярославца. Зато в сибирском русском населении рассудок, кажется, гораздо более преобладает над чувством...Холодно-рассудочная, практическая расчетливость сибиряков или преобладающая наклонность к реалистическому и положительному взгляду на вещи подавляет в них почти всякое идеалистическое умонастроение.

Он приводит признаки сибиряков как особого типа личностей. Сибиряки менее мистичны и религиозны, чем российские люди. Сибиряки в большинстве случаев совершенно чужды мистицизма. Они, так сказать, более утилитаристы и материалисты, чем мистики и идеалисты, - заключает этнография свое исследование. Следы местного умонастроения обнаруживаются также в том, что сибирское население на многие традиционные учреждения или принципы и правила смотрит гораздо свободнее и смелее, чем великорусский народ, оно руководствуется более натуральными чувствами, потребностями и побуждениями.

Примечательно для нас и такое наблюдение Ядринцева. На почве Сибири совершается постоянный приток нового населения. переселенцев и ссыльных, которые не могли не изменить нравов. Сибирь - страна бывалых людей. Сперанский, столкнувшись с сибирским обществом, заметил, что это страна донкихотов. Сибирь пережила уже несколько культур: звероловную, земледельческую, золотопромышленную и торговую.

Особенно ценны для понимания специфики современных областникам культурных процессов в регионе следующие рассуждения Н.М.Ядринцева: Восприимчивость сибирского населения была живее и оно могло, благодаря свободной жизни и довольству, совершать легче прогресс в материальном отношении и обстановке жизни. Быстрое восприятие новых культурных черт, всяких нововведений, как и усвоение новых привычек, совершается поэтому необыкновенно быстро в Сибири. Этим объясняются весьма быстрые перемены в образе жизни сибирского населения, не скованного никакой традицией. Всякая новизна, всякое культурное заимствование, раз оно пришлось по нутру и обольстило, жадно воспринимается и проходит в массу3.

Об упрочении идеалов и ценностей городской культуры и одновременном их сближении в региональной культуре с народными традициями свидетельствует другое наблюдение Ядринцева. Мода всецело господствует в Сибири и покоряет население. Пиджаки, жилеты, фуражки составляют принадлежность костюма сельской молодежи. Сибирский крестьянин никогда не знал лаптей и сапоги для него - постоянная обувь. У женщин сарафан составляет рабочий костюм, большинством носится блуза и шерстяное платье, вязаные воротнички, чулки, ботинки.

Мода и щегольство сибирских простолюдинов у русских крепостников, приезжавших в Сибирь на службу, вызывали даже жалобы на развращенность населения. Один киренский исправник формальной бумагой жаловался на роскошь костюмов, так как в одной деревне на ярмарке он видел на крестьянках драповые кофточки последней парижской моды в 35-40 рублей, башмаки рублей в восемь, лакированные галоши и прочее и просил принять меры против пагубного разврата4.

Современная исследовательница публицистического наследия Н.М.Ядринцева А.Г.Кандеева подчеркивает особую духовную составляющую в деятельности сибирского патриота. ...В речи По поводу сибирского университета Ядринцев впервые выразил дорогую для него мысль, которая затем прошла, как одна из генеральных идей, через все его наследие: Сибири суждена роль - создать ту цивилизацию, которая будет служить последним звеном, смыкающим образованные народы умеренного пояса северного полушария. Сибирский университет будет зародышем этой цивилизации. Университетский вопрос Ядринцев неустанно пропагандировал во многих общерусских и сибирских периодических изданиях на протяжении целых 25 лет, добиваясь его практического решения5.

Она подчеркивает, что в статье Любовь к Родине как главный деятель культурной и общественной жизни Ядринцев теоретически обосновал идею патриотизма как великую созидающую силу. Как никто до него, раздвинул границы патриотического чувства, связал привязанность человека к малой родине - месту рождения с любовью к отечеству и затем - ко всему человечеству. Сибиряк-россиянин-землянин, связанный со все родом человеческим. При таких масштабах привязанность к родине становится осознанной, деятельной, творческой. Гражданин-патриот-деятель. Таким хотел видеть Ядринцев каждого сибиряка, где бы он ни жил. При этом в Сибири, крае многонациональном, где взаимоотношения между народами складывались не всегда гармонично, необходимо было исключить национальную разрозненность, вражду и воспитать чувство привязанности к общему дому, к общей родине - Сибири... Действительно ли любовь к местности и национальности убивает любовь к человечеству? Не наоборот ли? Не развивает ли она ее? Не следует ли в ней урезать то чувство, которое развивает ненависть к другим?...

Поэтому любить свой народ, свое племя, свое общество - значит верить в его лучшее призвание и стремиться осуществить в своем месте общечеловеческий идеал...Но корни такой высокой любви - в родной почве. Таким было чувство любви к родине самого Николая Михайловича Ядринцева.

По мнению А.Г. Кандеевой природа - человек - общество - государство - планета Земля - это ряд рассматривался Ядринцевым в философском, общественном, государственном, нравственно-духовном и, наконец, в планетарном аспекте. Сибирь - Европа - Азия - Америка - Сибирь.

От судьбы родины Ядринцев шел к судьбам всего человечества. От истории человечества к осмыслению настоящего и будущего своей родины. Его философская мысль охватывала глобальные процессы всемирной истории и определяла в них место Сибири - континента Евразии. И только в этом ракурсе можно понять масштабы личности Николая Михайловича Ядринцева и все, что сделано им для Сибири6.

Малоизвестный пример дальнейшего воплощения в регионе идей родиноведения деятельность сибиряка Г.М. Дмитриева-Садовникова (о нем см. материал раздела III)7. Приведенный ниже фрагмент из его очерка К изучению Родины одновременно дополняет наше представление о культуре коренных народов Западной Сибири в начале ХХ в.

Как только зайдет речь об инородческих племенах, населяющих Тобольскую губернию, только и слышно об остяках, самоедах, вогулах, этих аборигенах края. Абориген, абориген и до того это слово связано с остяками, самоедами и вогулами, что при звуке его уже не помышляешь о каких-либо других племенах, как, напр., о татарах, тоже как будто аборигенах края.

Говорится о вымирании остяков, о их эксплуатации, о привитии к ним культуры, о поддержании их продуктами, наполняются для них хлебозапасные магазины, а пресловутые аборигены, хорошо зарабатывая, при первой возможности пьют напропалую и ни о чем не заботятся и при первой возможности выставляют на вид: ой, ой, худо живу!

Ой, ой, бачка, хорошо живу! говорит находящийся в более худших условиях татарин, работая до упаду целые дни и зарабатывая лишь на то, чтобы быть мало-мальски сытым.

Гордый, красивый народ! И если он не сгиб до сих пор, то только благодаря своим жизненным способностям, для поддержания которых едва ли что делалось и делается, кроме разве попыток духовенства, думающего, что если они оставят свою веру и обратятся в христианство, то обретут все блага земные.

Гордый, красивый народ! Тихо переливается серебряный звон монет, вплетенных в косу, когда молодая татарка бежит за водой, перекинув через одно плечо коромысло, попевая песни и тараторя с подругами.

Коренастый, как сокол, выходит на круговую борьбу пожилой татарин и схватывается с подобным же себе сибирским крестьянином, и вольными и сильными движениями они подхватывают и кружат друг друга8.

1 Ядринцев Н.М. Научное значение местных музеев//Литературное наследство Сибири. Т.5. Новосибирск, 1980. С.135-138. [вернуться] 2 Ядринцев Н. Сибирь как колония // Югра (Сургут). 1995. 12. С.34-36. [вернуться] 3 Ядринцев Н.М. Югра (Сургут). 1995. 12. С. 35. [вернуться] 4 Ядринцев Н. Югра (Сургут). 1995. 12. С.34-36 [вернуться] 5 Кандеева А.Г. Дух и идея (вопросы духовности и культуры в наследии Н.М.Ядринцева) //Локальные культурно-исторические исследования. Теория и практика. Омск: ОмГУ, 1998. С.102-119; Ее же. Слово о Ядринцеве. Омск: Курьер, 2000. 167 с. [вернуться] 6 Кандеева А.Г. Дух и идея С.102-119. [вернуться] 7 Дмитриев-Садовников Г.М. Версты и строки. Екатеринбург, 1998. С166-167. [вернуться] 8 Дмитриев-Садовников Г.М. Указ. соч. [вернуться]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]