Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ Microsoft Word.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
112.62 Кб
Скачать

1. Личностно-центрированная терапия Роджерса

Карл Роджерс /1902-1907/ вошел в историю психологии как основатель психотерапевтического направления, цель которого заключалась в научении клиента действовать в соответствии с его личным опытом и глубинными переживаниями. Главным методом в разработанной им личностно-центрированной терапии было создание оптимальной положительной атмосферы в ходе работа психолога-консультанта и психотерапевта с клиентом. Согласно Роджерсу, если удается создать такую психологическую атмосферу, то процесс изменения личности клиента в лучшую сторону протекает естественно и эффективно.

Эмпатия,( т.е. безусловное положительное отношении)е и конгруэнтность - три самые необходимые условия, которые Роджерс считал необходимыми и достаточными для благотворного изменения личности клиентов.

Психолог-консультант в методике Роджерса передаёт клиенту своё восприятие и понимание его внутреннего мира, отзеркаливая и пересказывая его переживания и мысли по поводу этих переживаний. Сопереживая рассказу клиента о своих страдания, психолог, к примеру, может сказать: "Да, ваши страдания в тот момент были действительно ужасны".

Музыкальный терапевт может дополнить этот процесс эмпатического слушания своей игрой на музыкальном инструменте. Исповедуя роджерианский принцип "терапии, центрированной на клиенте", музыкальнй терапевт может создавать в процессе своей музыкальной импровизации "звуковой портрет" своего пациента, возвращая ему его собственные чувства в "омузыкаленном " виде. Этим самым он даёт своему клиенту наглядное понимание его внутреннего мира, как бы "влезает в его башмаки".

Когда клиент ощущает, насколько терапевт чутко прислушивается к его чувствам, то вместе с вербализацией и осознанием своего переживания это даёт ему возможность лучше понимать самого себя. Клиент начинает более внимательно прислушиваться к своим чувствам и таким образом более пристально изучать свой собственный мир. Последующая вербализация музыкального переживания является ключом к осознанию своего внутреннего мира, что по данным самых разных психологических школ само по себе уже является мощным исцеляющим фактором. Но отметим, что подобная вербализация переживания является очень трудным делом даже для профессиональных музыкантов.

Чередование вербального и невербального воздействия, осуществляемого с помощью слова и музыки, приводит к тойконгруэнтности (согласованности) взглядов обоих участников психотерапевтического альянса - психотерапевта и его клиента, которая отличается наиболее глубоким содержанием и оказывает целительный эффект.

К. Роджерс одним из первых психологов сказал о том, что невроз и связанные с ним психологические трудности обусловлены препятствиями и задержкой стремления к актуализации, то есть невозможностью выразить себя творчески в каком-либо любимом виде деятельности. Задача психолога - снять эти преграды и помочь клиенту реализовывать свой потенциал, т.е. осуществлять его личностный рост.

Музыкальный терапевт может решать эту задачу через включение своих клиентов в различные виды музыкальной деятельности - слушание музыки, пение, музыкальное творчество, танцы и ритмические движения. Движения во внешнем плане - пение, танцы, творчество, преодоление в этом направлении некоторых специфических трудностей дают толчок клиенту для начала движения во внутреннем психологическом плане, которые ведут его к желаемой актуализации и самореализации по Маслоу.

Переживание, осознание и выражение чувства в личностно-ориентированном подходе означают полную конгруэнтность Я-концепции личности и обеспечивают её развитие. В этом случае мысли, чувства и поступки клиента идут в одном направлении. Музыкальный терапевт достигает этой конгруэнтности через погружение своих клиентов в различные виды музыкальной деятельности.

Роджерс заложил и разработал принципы безусловного позитивного отношения психолога к клиенту, справедливо полагая, что такое отношение способствует его личностному росту, к принятию им самого себя и развитию безусловной любви к себе, которой клиенту часто недостаёт в результате дефектов родительского воспитания. Условная любовь к самому себе, заимствованная от родителей, как справедливо полагал Роджерс, нередко ведет к развитию невроза.

Однако, в рамках музыкальной терапии существенным ограничением оказывается отсутствие любви клиента к музыке, что противоречит концепции Роджерса о необходимости безусловной любви к клиенту. При отсутствии такой любви активизация и осуществление личностного роста средствами музыкальной психотерапии представляется делом довольно затруднительным. На это ограничение, кстати, указывают и многие западные музыкальные терапевты, имеющие в этом направлении большой опыт работы. В этом случае музыкальный терапевт должен рекомендовать своего клиента к другим психотерапевтам, работающим другими методами.

Позитивное отношение музыкального терапевта к своему клиенту может выражаться в его особом стиле поведения, основу которого составляет их обоюдная любовь к музыке. Принцип одинакового ценностного отношения к музыке как бы говорит - "Если мы любим одно и то же, то почему бы нам не относиться с любовью друг к другу?" Может быть, это противоречит принципам безусловной любви, постулируемой Роджерсом, но музыка в данном случае может явиться первой точкой психологического сближения психотерапевта и его клиента.

Цели гуманистической личностно-центрированной терапии, сформулированные Роджерсом и его последователями, выглядят следующим образом:

  • открытость переживанию по отношению внешнему и внутреннему миру;

  • рациональность;

  • взятие на себя ответственности за собственное поведение;

  • высокая оценка себя и других;

  • способность к поддержанию хороших личных отношений;

  • этическая жизнь.

Музыкальная психотерапия, проводимая в группе, предоставляет большие возможности для достижения всех этих целей. Помимо чисто музыкального опыта, дающего возможность испытать новые эстетические чувства, здесь завязываются тесные дружеские отношения, основанные на эмпатии, возникающей во время совместного хорового или инструментального музицирования и взаимной поддержке участников группы.

Обсуждение прослушанных музыкальных произведений можно строить таким образом, что участники группы начинают обсуждать свои собственные, личные чувства и переживания, которые пробудила у них та или иная музыка. «Когда, в какой ситуации вы испытывали нечто подобное тому, что выражено в этой музыке?» - этот вопрос стимулирует исследование членами группы своего индивидуального опыта.

Специальные музыкально-психотерапевтические формулы, направленные - с одной стороны - на повышение самопринятия и самоуважения, и с другой - на повышение уровня принятия другого, способствуют этому. Подобные формулы разработаны в учебнике по музыкальной психотерапии автора данных строк.

Правильно подобранное музыкальное произведение или музыкально-поэтическая формула помогает клиенту прислушаться к своему внутреннему голосу, который Роджерс называл "организмическим чувством". Умение и способность прислушиваться к этому голосу и чувству во время прослушивания музыкальных произведений помогает клиенту строить свою жизнь не на основе установлений внешних авторитетов, а на доверии к своему внутреннему голосу, в конечном счете - доверии к самому себе. Это в свою очередь помогает клиенту становиться более конгруэнтным и способствует его самоактуализации.

Быть самим собой, доверять своему внутреннему голосу, брать ответственность за свою жизнь - черты личности всех выдающихся композиторов, которые следовали своему признанию вопреки всем неблагоприятным условиям жизни. Изучение их творчества и биографий, начиная от полной страданий жизни Бетховена и кончая не менее драматической судьбой Шостаковича, дают хороший образец того, как проживает жизнь хорошо функционирующий человек. Бетховен и Шостакович - наглядные примеры того, как можно жить достойной жизнью, несмотря на все её сложнейшие и неблагоприятные обстоятельства.