Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ Microsoft Word.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
112.62 Кб
Скачать

2. Психоанализ

Зигмунд Фрейд /1856-1939/, основатель психоанализа, видел главное достоинство своего метода в его возможности в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний человека, которые после соответствующей проработки теряют свою травматическую силу. Осознание причин неадекватных реакций приводит к усилению функции Эго, что помогает пациенту более успешно приспосабливаться к жизни и преодолевать её невзгоды.

Фрейд считал, что человека движут по жизни два основных инстинкта:

- Эрос - влечение к жизни и - Танатос - влечение к смерти.

Эрос является выражением сексуального инстинкта - "либидо".  Подавление сексуальной энергии приводит к неврозу, в возникновении которого главное место, по мысли Фрейда, принадлежит комплексу Эдипа.

Первоначально Фрейд использовал для проникновения в сферу бессознательного гипноз. Однако впоследствии его главным методом  для решения этой задачи стал  метод свободных  ассоциаций. Пациент должен рассказываться психоаналитику всё, что приходит ему в голову,   не стесняясь своих чувств и мыслей, даже если они ему будут казаться неприличными или бессмысленными.

Этот метод ассоциаций почти всегда в той или иной мере присутствует в акте музыкального восприятия, когда переживая эмоции, выраженные в музыкальном произведении, человек как заново переживает свою  судьбу, её прошлое, настоящее и будущее.

Музыкальное произведение может с одной стороны погружать клиента в своеобразное гипнотическое состояние, вызванное концентрацией внимания на звуковых ощущениях, а с другой -  пробуждать много самых разных ассоциированных воспоминаний, что даёт  музыкальному терапевту доступ к жизненному опыту, вытесненному в бессознательное. Для этого по ходу прослушивания музыкального произведения музыкальный терапевт может попросить своего клиента комментировать содержание музыкального произведения, рассказывать ему о тех воспоминаниях и переживаниях, которые навевает ему музыка и образы, возникающие в этот момент в его сознании.

Известно, какое большое значение Фрейд придавал снам и их интерпретации. В связи с этим   музыкальный терапевт может попросить клиента написать рассказ о музыкальном произведении. Этот  рассказ можно рассматривать как своеобразный проективный "музыкальный сон", который так же может дать много материала для последующей аналитической работы.

Открытое Фрейдом явление сопротивления в музыкальной терапии может проявляться в виде отказа клиента слушать и обсуждать какое-то музыкальное произведение, вызывающее слишком тягостные воспоминания. Осознание клиентом защитного характера такого отказа помогает проникать в те слои психики, которые оказываются наиболее травмированными.

Такое специфическое явление психоанализа, как перенос в музыкальной терапии может трансформироваться не только в любовь к самому музыкальному терапевту, но и в любовь к конкретному музыкальному произведению или же к творчеству какого-то композитора в целом. В этом случае музыкальное произведение становится образным, или, как сейчас говорят,виртуальным заместителем фигуры музыкального терапевта, оказывающего необходимую эмоциональную поддержку.

На художественный образ музыкального произведения могут быть наложены и перенесены переживания, связанные с различными эмоциональными травмами. В процессе такого переноса могут быть выявлены те ситуации и значимые лица, которые привели к психотравматическому опыту. Последующий анализ такого "музыкального" переноса способствует его  проработке и изживанию.

Хорошее владение музыкальным материалом даёт большие возможности психологу для индуцирования у клиента много самых разнообразных эмоциональных состояний. Так, для выявления чувств вины хорошо подходят такие музыкальные произведения, как "Адажио для струнных" Барбера, первая часть Первой симфонии Чайковского "Зимние грёзы", Славянский танец Дворжака Ми-минор.

Для выявления конфликтных ситуаций и связанных  с ними переживаний обиды и агрессии можно использовать такие произведения, как финалы сонат Бетховена №№ 14 и 23, увертюры Чайковского "Буря" и "Манфред".

С точки зрения психоанализа музыкальное произведение может нести в себе как проективную, компенсаторную и катарсическую функцию, как бы дополняя психодинамическую сферу клиента необходимыми переживаниями,  одновременно избавляя его от нежелательных.

Карл  Юнг

Следующее направление работы психолога с музыкальным материалом в рамках психоаналитического направления связано с работами К. Юнга. От отличии от своего учителя Фрейда, открывшего огромное значение бессознательных сфер индивидуальной психики, К.Юнг обратился к коллективному бессознательному, которое "располагает мудростью и опытом бесчисленных веков, сохраняющимися в потенциальном состоянии в мозге человека".

Изучая и сравнивая проявления бессознательного в области мифов, сновидений, состояний транса, гипноза, медитации, творческих озарениях, Юнг обнаружил повторяющиеся образы и сюжеты, имеющие между собой глубинное родство. Эти образцы и сюжеты  возникали в далеких друг от друга культурах, имеющих разный уклад в традиции.

Первообразы, находящиеся в коллективном бессознательном, Юнг назвал архетипами. Они несут в себе те ценностно-смысловые образования, которые необходимы для выживания отдельного человека, но в еще большей – для выживания племени и рода в целом.

Музыкальное произведение может активизировать в глубоких структурах личности эти архетипы, которые К. Юнг определял как  дитя, герой, анима, мать, старик, круг. Каждый из этих архетипов несет определенную смысловую нагрузку и влияет на процесс формирования личности в соответствующем направлении.

Как отмечает в своем исследовании проблем бессознательного в музыкальной педагогике А.В. Торопова, «архетип в музыке может проявляться как символическое выражение отношения "Я" с миром, воплощенное в музыкальном произведении  и осуществляемое личностью бессознательно. Каждый из архетипов имеет свой  мотивационный смысл и своё характерное музыкальное воплощение, которое невозможно спутать ни с каким другим».

Дитя символизирует спонтанность и непредсказуемость поведения. Архетип имеет высокую внутреннюю "легкую" энергетику и включает в себя свободу выбора, непосредственность, шаловливость и творческое начало. Музыкальное выражение этого архетипа можно найти в финалах симфоний Гайдна и Моцарта.

Герой выражает стремление к свободе и независимость, преодоление всяческих преград, чему помогает его "тяжелая" энергетика, сметающая всё на своём пути. У героя нет иного выбора, кроме как неукротимого движения к цели. Яркое  выражение этого архетипа можно найти в таких  произведениях Бетховена, как Увертюра "Эгмонт", финал Пятой симфонии.

Анима символизирует потребность в сочувствии, удовольствии и признании. Энергетика этого архетипа в  отличии от архетипа героя характеризуется изменчивостью и некоторой распыленностью. Выражение этого архетипа можно найти в вальсах Шопена и Чайковского, романтических симфониях Брамса и Шумана.

Мать олицетворяет альтруистическое начало в личности. Архетип включает в себя также чувство единения с природой и растворения в ней вплоть до потери собственного "Я". Этот архетип выражается в жанре колыбельных песен, несущих  внутренне спокойствие и преобладание торможения над возбуждением. Примером здесь может служить музыка медленных частей концертом для фортепиано Моцарта,  "Взгляд девы Марии" из "Двадцати взглядов  на лик младенцы Иисуса" французского композитора  О. Мессиана.

Старик выражает умудренность опытом, знание норм, правил, социальных предписаний и интеллектуальных ограничений. Данное архетипическое содержание часто заключается в жанре гимнов, торжественных маршей и полонезов, то есть в музыке, воплощающей идею "законности и государственности". Выражение этого архетипа можно найти в таких музыкальных произведениях, образ падре Лоренцо в опере Прокофьева «Ромео и Джульетта», Триумфальный марш из оперы Верди "Аида", "Гимн великому городу" Р. Глиэра.

Архетип старца - выражение глубокого философского размышлении, для чего очень подходит спокойная медленная музыка медитативного характера, образцы которой можно найти во многих произведениях как русской хоровой православной музыке, так и в католической.  Подобной по характеру медитативной музыки  можно много найти в восточной музыке – индийской, китайской и японской.

Круг выражает единство сознательных и бессознательных структур психики, упорядоченность целостности психики в самой себе. В различных культурах этот архетип изображается в виде колеса или диска,  именуемого "мандалой". Музыкальное выражение этого архетипа  можно найти во многих произведениях Баха, отличающихся особой продуманностью формы и структуры музыкального содержания, в восточных мугамах и в индийских рагах.

В ходе  беседы со своим клиентом, музыкальный терапевт может почувствовать, какой из архетипов в психодинамической сфере клиента преобладает и какого архетипа недостаёт. Восприятие и исполнение соответствующих музыкальных произведений,  психотерапевтических формул и песен приводит к необходимому балансу всех вышеназванных архетипов.