Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Никитина Народная педагогика

.pdf
Скачиваний:
116
Добавлен:
14.03.2015
Размер:
20.24 Mб
Скачать

http://elibrary.unatlib.org.ru/

http://elibrary.unatlib.org.ru/

Воспитание совершенного человека

Люди задумывались над вопроса­ ми происхождения растений, живот­ ных, стремились дать объяснение явлениям природы, и появлялись натуралистические предания и сказки: "Почему мед только у пче­ лы?", "Почему у ласточки хвост раз­ двоен?" и др. Разумеется, ответы на возникавшие вопросы носили пе­ чать религиозно-иллюзорных пред­ ставлений, но в данном случае для нас важно то, что человек хотел знать все, обращал свои взгляды к природе, наблюдал за ней, получал пищу как для ума, так и для чувств.

Взрослые обращали внимание детей на красоту окружающей при­ роды, помогали им осмысливать и осознавать эту красоту. Впоследст­ вии знакомство с произведениями народного творчества помогало молодежи еще глубже, тоньше вос­ принимать прелести окружающей среды.

Прививая детям чувство прекрас­ ного, взрослые одновременно заботились о том, чтобы юное по­ коление бережно относилось к при­ роде. Словесные предписания стар­ ших предупреждали детей от разо­ рения птичьих гнезд, муравейников, за великий грех считалось убийст­ во пчелы ради забавы и т. д. Многие деревья, родники, озера, птицы считались священными и "требова­ ли" бережного и почтительного от­ ношения к себе. Так, по представ­ лениям древних удмуртов, дерево имеет душу, обладает сверхъестес­ твенной силой. Нельзя рубить дере­ во, не попросив у него прощения за

123

содеянное зло. Нельзя рубить дере­ во, если в доме есть больной, — он может умереть. Дерево воплощало идею продолжения жизни, плодоро­ дия, круговорота в природе и воскрешения. В одной народной песне поется:

Ми ке кулом, дунне кылёз, Ми вылэ бадьпу ӝужалоз.

Со бадьпу йылад кикыед силёз, Кӧт жожо муртъёс бӧрдозы.

Если МЫ умрем — жизнь останется, Над нами вырастет ива.

Над этой ивой закукует кукушка, Сердобольные люди будут плакать /40: 59/.

Человек мог превратиться в де­ рево. Или, наоборот, дерево прини­ мало человеческий облик: перед уходом на службу в армию ново­ бранец рубил сучья на верхушке вы­ бранной им ели, "оформлял" голо­ ву, лицо, шею, придавая сходство с человеком. Если он умирал, высы­ хало и дерево, им оглавленное [8:8].

Мысли о связях человека и де­ рева запечатлены и в загадках: "Адями йырын лыз вень" ("На голове человека синие иголки" — хвоя со­ сны), "Одйг кызлэн вить ваез, ваезлы быдэ вить лысэз" ("У одной елки пять веток, на каждой ветке по пять хвоинок" — руки и пальцы человека) [82:50, 153].

Или возьмем отношение удмур­ тов к воде. Нельзя заходить в воду просто так, надо сначала "получить" на это право, "выкупить" его у бо­ жества воды: бросить листочек, ка­ мешек или денежку; нельзя пить родниковую воду, припав к не­ му ртом — станешь жадным че-

http://elibrary.unatlib.org.ru/

http://elibrary.unatlib.org.ru/

http://elibrary.unatlib.org.ru/

http://elibrary.unatlib.org.ru/

http://elibrary.unatlib.org.ru/

128

Г. А. НИКИТИНА. Народная педагогика

удмуртов

ти. В играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, нацио­ нальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.

Среди удмуртских детей были распространены игры с палками, жердями, деревянными чурками, щепками: "кырен-пуӵен" (полян­ ка-жердь), "тюрага" (жаворонок), "пуклё бекмыльтыса" (роняя по­ лено), "пу лесыса" (игра с разбра­ сыванием щепок) и др. [39:87]. В игру часто включались готовые предме­ ты, но это не исключало того, что дети весьма искусно изготовляли игровой инвентарь по совету, а иног­ да и под руководством старших.

Большинство игр носило под­ вижный характер. Еще Г. Е. Вере­ щагин отмечал, что игры удмуртов развивают силу и ловкость, требу­ ют проявления смекалки, быстро­ ты реакции. Были распространены также игры, связанные с образами и повадками птиц, животных, их ловлей. Как одну из особенностей детских игр, характерную для игр многих народов России, следует отметить, что мальчики в своих за­ бавах тяготели к состязательным, а девочки — к сюжетным играм хо­ зяйственного характера, что обус­ ловливалось структурой бытового ус­

тройства, половыми различиями в сфере деятельности. Так, мальчики предпочитали игры в мяч, борьбу, прыжки (в длину и высоту), бег вза­ пуски, упражнения с тяжестя­ ми, стрельбу из самодельного лука. Всеобщим увлечением было метанье камней (на расстояние и в цель).

Известную положительную роль в физическом развитии детей игра­ ло купание, верховая езда, игры на морозе, катание на лыжах и санках, но при ограниченности свободного времени, занятости делом самым распространенным средством физи­ ческого воспитания становился труд. В процессе трудовой деятель­ ности развивалась физическая сила, вырабатывались упорство, настой­ чивость и другие волевые качества детей, формировалось умение ста­ вить перед собой цель и сознатель­ но добиваться ее. Осознавая оздоров­ ляющую роль труда, взрослые внушали молодежи, что "сила креп­ нет в труде" (кужым ужын кыда), что "труд лучше любого лекарства" (уж — со котькыӵе эмъюмлэсь ӟеч). Именно в труде и через труд взрос­ лые добивались единства нравствен­ ного, умственного и физического развития личности.

http://elibrary.unatlib.org.ru/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая тема всегда актуальна, так как она об­ ращена к человеку, его бу­

дущему. Она вынуждает ду­ мать, взглянуть на себя со стороны, дабы наши собственные ошибки и несовершенства не обернулись ошибками и несовершенством на­ ших детей. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, тру­ долюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед на­ шими отцами и дедами, перед де­ дами наших дедов — в веках и тыся­ челетиях.

И у каждого народа в ходе исто­ рического развития складывались свои понятия о совершенной лич­ ности, о путях, формах и средствах формирования такой личности. От­ ражая одну из важнейших сторон бытия, аккумулируя прошлое и на­ стоящее, педагогическое сознание развивалось как одна из граней об­ щественного сознания, будучи тес­ но связанным с самыми различны­ ми сторонами социальной жизни. Вместе с тем оно всегда представ­

ляло собой диалектическое единст­ во общего и особенного. Общим в нем являлись общечеловеческие ценности, а особенное отражало этнические особенности личности, социальной группы, общества как носителей педагогического созна­ ния, своеобразий природы, соци­ ально-экономических условий жиз­ ни, тех многообразных влияний, которые они испытывали на своем историческом пути.

Краткий анализ народных педа­ гогических воззрений удмуртов поз­ воляет сделать вывод, что для свое­ го времени общая культура народа была глубоко педагогична. Обраще­ ние к проблемам педагогического наследия, исследование его целей, форм и методов убеждает, что уд­ муртский народ был и умней, и эру­ дированней, и искусней, чем его представляли некоторые дореволю­ ционные авторы, к мнению кото­ рых иногда слишком доверчиво от­ носится современное поколение. Разумеется, народная (житейская) педагогика, сложившаяся в кресть-

http://elibrary.unatlib.org.ru/

130

Г. А. НИКИТИНА. Народная педагогика

удмуртов

янской среде, не могла ставить ши­ рокие цели воспитания, так как сами жизненные отношения крестьян были относительно узки и бедны. Процесс развития народных педагогических традиций, допол­ нявших систему обычаев крестьян­ ской жизни, шел главным образом в границах семейных и общинных отношений. Даже в силу этого мы далеки от идеализации всех тради­ ций житейской педагогики. Она часто категорична, ей порой не хва­ тает плавных переходов, оттенков, полутонов. Поэтому наивно было бы полагать, что народная педаго­ гика поможет нам решить все слож­ ные проблемы нашего бытия. Все­ му свое время и место. Но что мы должны понять и признать, так это то, что в воспитании подрастающе­ го поколения народ-воспитатель, народ-педагог шел от труда, душев­ ного таланта, естественности и природосообразности. Воспитание су­ ществовало в народе столько же, сколько народ, с ним родилось, выросло, отразило в себе историю, все его лучшие качества, развива­ лось в сторону демократизма, гума­ низма и оптимизма в соответствии с изменявшимися общественными отношениями. В народной педаго­ гике не было искусственной связи воспитания с жизнью, как в школь­ ном образовании, ибо она была сама жизнь.

До сих пор остаются актуальны­ ми слова К. Д. Ушинского, считав­ шего, что воспитание, созданное самим народом и основанное на

народных началах, имеет ту воспи­ тательную силу, которой нет в са­ мых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимство­ ванных у другого народа.

Осознание того, что утрата мно­ гих прогрессивных традиций приве­ ла к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к наци­ ональным культурным традициям народов различных регионов стра­ ны на основе глубокого их изуче­ ния и приобщения к ним всех сло­ ев населения. Такая работа была начата И. С. Коном, который раз­ работал специальную программу, уже использованную при изучении традиционной социализации детей и подростков у ряда народов зару­ бежной Азии и Сибири. По-види­ мому, есть необходимость задумать­ ся над этой проблемой и ученымудмуртоведам. Необходимо изыски­ вать пути сохранения всего лучше­ го, что существует в традиционной культуре удмуртов.

Следует также продолжить изу­ чение системы традиционных форм воспитания, так как многое из по­ лезного, к сожалению, остается за пределами наших знаний, не выяв­ лено, а потому не используется.

Кстати сказать, актуальность обращения к мудрым заповедям народной педагогики, критическо­ го осмысления самобытной культу­ ры воспитания и использования ее положительного опыта в современ-

http://elibrary.unatlib.org.ru/