Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Происхождение восточнославянских племен.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
62.18 Кб
Скачать

Упоминание племен в письменных источниках

Географ Баварский (40-70-е гг. IX в.) упоминает ряд земель и народов, которые могут быть сопоставлены с восточнославянскими: бужане (Busani) имеют 231 город;северяне? (Sebbirozi) имеют 90 городов; уличи (Unlizi) — многочисленный народ, 418 городов; тиверцы? (Attorozi) имеют 148 городов, народ наиболее необузданный;волыняне? (Uelunzani) — 70 городов; русь (Ruzzi); древляне?(Forsderen Liudi — «лесные люди»), поляне? (Opolini) — 20 городов. Источник упоминает ряд этнонимов, которые имеют явную этно-топонимическую окраску, но не отождествляются с летописными племенами: Znetalici, Zabrozi и др.

Константин Багрянородный (сер. X века) упоминает восточных славян, подвластных Русикривичи (кривитеины), «ляхи» (лендзанины), древляне (вервианы), дреговичи(другувиты), северяне (северии) и «прочие Славинии».

Иосифхазарский царь (X в.) упоминает подвластных ему славян: вятичи (В-н-н-тит), северяне (С-в-р), ильменские словене (С-л-виюн).[источник не указан 267 дней]

Арабские авторы (IXXIII) веков упоминают города, в названии которых видны названия племен: словене (Славия), вятичи (Вантит) и хорваты (Джарваб, Джарват, Хордаб, Хадрат). Они различают славян и русов, говорящих на языке славян.

В «Повести временных лет» (XII в.) упомянуты: бужаневолыняневятичидревлянедреговичидулебы,кривичиполочанеполянерадимичисеверянесловене,тиверцыуличибелые хорваты.

Характер племенной организации

В исторической литературе существует несколько точек зрения на характер летописных племен восточных славян:

  • Это были исключительно территориальные объединения (С. М. СередонинВ. О. КлючевскийМ. К. Любавский).

  • Племена — это этнографические группы (А. А. СпицынА. В. Арциховский и Б. А. Рыбаков), это же мнение разделяют филологи А. А. ШахматовА. И. Соболевский,Е. Ф. КарскийД. Н. УшаковН. Н. Дурново.

  • Племена были политическими образованиями (Н. П. Барсов). По представлениям В. В. Мавродина и Б. А. Рыбакова летописные поляне, древляне, радимичи и другие были союзами племен, объединившими несколько отдельных славянских племен.

Словами «род» и «племя» русская летопись обозначает кровнородственную группу. Слово «язык» означало также племена, говорящие на особых языках.

Современники различали восточнославянские племена по ряду признаков: название, место обитания, обычаи и «законы отцов», которые касались брачно-семейных отношений и погребальных обрядов, а также предания. При этом в языковом отношении по мнению современников племена не различались, хотя на самом деле имелись серьёзные диалектные отличия, а русь была двуязычна и использовала скандинавский язык. Археологи различают племена по характерным украшениям (височным кольцам) и типу захоронений. Этнографы полагают, что восточнославянские племена различались религиозными предпочтениями того или иного бога (Перун — «бог наш» у руси).

У каждого племени были свои «грады» (тиверцы, уличи, древляне, русь) и один главный «град»: Киев (поляне), Новгород (словене), Смоленск (кривичи), Полотск (кривичи-полочане), Искоростень (древляне). Археологи предполагают у некоторых племен (смоленских кривичей) «гнездовую» структуру поселений: рядом с одним укрепленным «градом» располагалось гнездо или два гнезда неукрепленных селищ. «Град» был местом сбора веча, религиозного поклонения (болотные городища смоленских кривичей) и выполнял оборонительные функции.

Летописец обозначает политическую оргнаизацию племен словом «княжение», перечисляя отдельные княжения: у полян, у древлян, у дреговичей, у словен «в Новгороде» и «на реке Полоте, где полочане». Под «княжением» в узком смылсе понималось наличие института наследственной княжеской власти. Территориальным обозначением племени было слово «земля» (Деревская земля, Русская земля). Власть в племени принадлежала князю и вечу. Летописец рассказывает о принятии решения на вече в городе Искоростене в 945 году словами «сдумавши с князем своим Малом». Мал назван «князем деревским». Также упоминаются «лучшие мужи», которые «держат Деревскую землю». Эти мужи были отправлены в посольство «Деревской землёй» и говорили о своих «добрых князьях», которые «пасут» Деревскую землю. Также упомянуты «старейшины града». Схожая политическая организация выявляется и у других восточнославянских племен IX—XII вв., а также у антов и полян в VI—VIII вв.

Константин Багрянородный употребляет по отношению к восточнославняским племенам термин «Славинии», который впервые употреблен в VII в. у Феофилакта Симокатты в отношении поселившихся на Балканах славян. Означал как район расселения славянского племени или племенного союза, так и особую догосударственную социально-политическую организацию славян, позволявшую им регулировать внутренние отношения, отстаивать независимость от внешних сил и организовывать военные предприятия. Во главе каждой Славинии стоял вождь («архонт» или «рикс»), окруженный родоплеменной знатью.

Ибн Русте (н. X в.) описывает более развитую систему власти у славян (смешаны сведения о разных группах племен): «Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют „главой глав“ (ра’ис ар-руаса), называется у них свиет-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей… Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живёт, называется Джарваб… Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из её платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений»

Если «княжения» и «Славинии» обозначают племенные образования периода «военной демократии», то в описании Ибн Русте историки видят признаки формирующегося государства: институализация надплеменной власти, опора на силу, существование налогов и общеобязательного права.