Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
кр 2.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
130.11 Кб
Скачать

6.Цивилизации на современном этапе

Историческая эволюция общества включает в себя три стадии: прединдустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Индустриальное общество возникает как общество капиталистическое и отсюда начинается тесное взаимодействие западной, техногенной цивилизации, и традиционных обществ.

Быстро развивающаяся, динамичная и агрессивная техногенная цивилизация с ее устремленностью ко всему новому, нетрадиционному, с ярко выраженным индивидуализмом свободной личности, с деятельностным преобразовательным вектором по отношению к природному и социальному миру, оказала мощнейшее влияние на все мировые очаги цивилизации, в том числе и на те исторические арены, где продолжало сохраняться первобытное и предклассовое общество.

Для индустриального общества характерен высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования (телевизоров, автомобилей); влияние НТР, обеспечившее дальнейшую последовательность нововведений в производстве и управлении; радикальное изменение всей общественной структуры, начиная с форм поведения человека (и социального общения) и кончая рационализацией мышления в целом.

Переход к постиндустриальному обществу

В 60-70 годы XX в, западная цивилизация в результате структурной перестройки экономики, выдвинувшей на лидирующие позиции ,новые, гибкие, наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, переходит в постиндустриальную стадию. Этот период связан с созданием разветвленной экономика услуг, доминированием слоя научно-технических специалистов, центральной роли теоретического знания в развитии экономики и, в принципе, политических решений, бурным развитием "индустрии знаний", компьютеризацией и появлением широких информационных систем. Не случайно современное общество называется информационным.

Сторонники концепции информационного общества (Д. Белл, А. Тоффлер) рассматривают в качестве доминирующего "четвертичный", информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг, и.считают, что информация и знание, а не капитал и труд, являются основой постиндустриального общества. "Компьютерная революция" постепенно приведет к замене традиционной печати "электронными книгами", громоздких корпораций -"малыми" экономическими формами, "электронными коттеджами" для индивидуальной деятельности на дому, превращая безработицу в "обеспеченный досуг".

Но в настоящее время в западном обществе растет и озабоченность по поводу неконтролируемого, расширяющегося влияния техники и технологии на образ жизни и его возможные негативные последствия для будущего. Появляются пессимистические оценки возможностей научно-технического решения проблем техногенного общества.

Как реакция на бурный рост техносферы и применение новой информационной технологии появляется боязнь утраты гуманистических идеалов и нравственных нормативов в современном обществе, страх перед подавлением человеческой индивидуальности грядущей машинной цивилизацией, опасение, что человек, в конце концов, превратится в придаток машины.

Развенчиванию технократического мифа о беспредельном экономическом росте и информационном знании как средстве решения всех проблем содействовала концепция пределов роста (Дж. Форрестер, Д. Мидоуз), выдвинутая в начале 70-х гг. Согласно этой концепции, конечность размеров нашей планеты и ограниченность ее природных ресурсов предполагает существование предела экспоненциального роста народонаселения и промышленного производства. При сохранении существующих тенденций к росту истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды достигнут критических пределов, чреватых катастрофой уже в начале XXI века.

В настоящее время настойчиво ищутся способы преодоления негативных тенденций западной цивилизации, осуществляется поиск путей гуманизации мира и человека, предпринимаются попытки объединения усилий общественности в предотвращении термоядерной войны, прекращении национальных распрей* сохранении окружающей среды, преодолении отчуждения человеческой личности, ее сохранении. Решение этих проблем, характерных как для современного Запада, так и Востока, возможно только на пути признания целостности и взаимозависимости современного мира, необходимости диалога культур, их взаимообогащения, признания приоритета за поведением, ориентированным на коммуникацию и понимание, ибо XX столетие знаменует собой духовное единство человечества, мировой истории не как идеи, но - реальности.

В основе западной цивилизации постиндустриализма лежит постоянное, опережающее развитие науки, технологии, образования, приоритет теоретических знаний как источника инноваций и прикладных разработок в обществе. Общество все больше зависит от фундаментальных научных исследований, политики их реализации, функционирования обширного научно-технологического сектора экономики и обслуживающей его большой социальной группы научных работников. Другая отличительная черта цивилизации западного постиндустриализма — высокий уровень материального благосостояния общества, позволяющий его большей части адекватно удовлетворять высокие материальные потребности. Характерным для постиндустриального общества является быстрое и устойчивое развитие экономики услуг, которая вовлекает в себя более половины активного населения.

Успехи и пределы развития в условиях постиндустриализма во многом определяются комбинацией различных экономических, социальных и культурных форм, средств и принципов их реализации. Именно свободное развитие комбинаций, т.е. гибкость взаимосвязей, переход из одной формы в другую дает силу данной цивилизации.

В условиях постиндустриализма складывается новая модель труда, в основе которой лежит переход исполнительской деятельности от выполнения заранее определенных менеджментом «заданий» к осуществлению «функций», ориентированных на цели и общие указания, но без точного определения условий выполнения. Поэтому для данной модели характерны радикальное усиление роли трудовых мотиваций и приверженность ценностям коллективного труда.

К ним, например, относятся распространение коллективных форм вознаграждения за труд, внутреннее регулирование его количества и качества в пределах рабочей группы, нормы мастерства, устанавливающиеся не управляющими, а наиболее опытными рабочими группы и т.д.

Центральное положение в системе производственных отношений приобретает не конфронтация, а конструктивный характер сотрудничества, что, впрочем, не отменяет забастовочных движений и акций протеста. Существенную роль при этом играет следующее.

Во-первых, удовлетворение материальных потребностей трудящихся облегчает выработку компромиссных решений.

Во-вторых, развитая сеть социального обеспечения включает до 85% граждан.

В-третьих, рост культурного и образовательного уровня населения, уважения к труду, профессиональным знаниям и достоинству человека создают обстановку взвешенного и ответственного подхода к экономическим и иным требованиям как со стороны управляемых, так и с позиций управляющих, учитывающих конкурентно-финансовые, экологические и иные последствия возможных социальных конфликтов. Социальной базой консенсуса в сфере общественных отношений в постиндустриальном обществе являются общественно-политические ячейки и группы средних по уровню доходов классово-конгломератных слоев населения, в состав которых входит и часть рабочего класса. Постиндустриальные государства с помощью соответствующей социальной политики стремятся не допустить слишком большого социального (имущественного) неравенства.

Важным фактором, определяющим состояние постиндустриальной цивилизации, является ускорение процесса раскрепощения личности. Складывается система гуманистических ценностных ориентиров, в основе которой лежит потребность в общественно-политических свободах, расширении гражданских прав и др. Одновременно в постиндустриальном обществе есть довольно могущественные силы, не заинтересованные в реализации этих ценностей. Борьба между гуманистической и индивидуалистически-авторитарной тенденциями развития опосредует весь генезис цивилизации постиндустриализма.

В условиях постиндустриального общества может крепнуть тенденция к усилению ответственности индивида, к расширению некоторых его прав, в том числе через приобретение собственности. Так, в ходе широкой приватизации в Великобритании (при М. Тэтчер) число держателей акций превысило число членов профсоюзов. В европейских постиндустриальных странах просматривается сдвиг к индивидуальным формам деятельности. Раньшеговорилось: «мы делаем для них», сегодня — «мы делаем для себя». Возрастание личностного начала — важная тенденция развития постиндустриального общества, которая с большим трудом пробивает себе путь. Индивиды создают свои образцы художественной жизни и публичной философии, бизнеса и политики, дистанцируясь от крупных социальных и политических институтов. Движения в защиту окружающей среды (феминистские, антиядерные) строятся на сознательном участии в них людей, стремящихся создать новую реальность, делающих ставку на личную ответственность. Возникает индивидуализм этической ответственности.

В экономике выдвинут лозунг «малое — это прекрасно», отражающий недоверие к крупным корпорациям. Новые технологии — объективно источник повышения значимости индивидуума, способного концентрировать в своем уме продуктивную информацию и осуществлять гибкие и нетрадиционные решения, уметь оперировать ресурсами и людьми на грани риска. Причем женщины выступают на равных в информационных технологиях, производствах, требующих высокого уровня образования, увеличивают свое присутствие в способном к инновациям бизнесе, чаще занимают ответственные посты в политике.

Целесообразно отметить некоторые политико-культурные постмодернистские тенденции в развитии западной цивилизации. Среди них:

- возрастание значения культурного и политического многообразия и разнообразия политических субкультур, мезо- и микрокультур;

- ширящееся распространение политических ценностей постмодерна;

- актуализация проблем идентичности в политике;

- повышение роли личностных черт политики, социальной политики, идущей снизу;

- возрастание роли низовых демократических структур и политики горизонтального взаимодействия как на уровне гражданского общества, так и на низших и средних «этажах» государственной политики;

- развитие горизонтальных самоуправляющихся сетей и др.

Для постиндустриальной цивилизации характерна новая общественно-политическая структура гражданского общества, которая представляет собой многослойное, многогрупповое, плюралистическое, со множественными общественно-политическими ячейками сообщество. Его группы и организации обычно активно выступают в защиту своих интересов и ценностей. Гражданское общество имеет тенденцию к превращению в саморегулирующуюся систему межличностных отношений и гражданских институтов невластного характера.

В целом для «идеальной модели» западной политической культуры наиболее характерны следующие черты особенности:

1) устойчивые традиции политической демократии;

2) преимущественно «партисипаторная» модель участия;

3) индивид — основной элемент политики;

4) индивид с недоверием относится к «большой политике», но воспринимает правила участия в ней в соответствии со статусными и иными характеристиками;

5) западные религии формируют открытый тип участия в политике;

6) существование общенационального консенсуса по ряду базовых политических ценностей;

7) распространенность модернизма и элементов постмодерна в общей и политической культуре;

8) возрастание роли политических лидеров в силу личностных факторов, распространения СМИ и усложнения политического развития;

9) наличие «солидного» среднего класса и соответствующего его интересам политического менталитета;

10) консенсус в отношениях государство — гражданское общество;

11) слабое восприятие ценностей восточной политической культуры при усиливающемся интересе к Востоку в целом.