Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шукшин доклад.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
36.96 Кб
Скачать

13

План

  1. Вступление……………………………………………………………….2

  2. Русская литературная сказка 30 – 90 –х годов ХХ века…………........4

  3. Место и роль Шукшина в развитии художественно-этической мысли 60 – 70-х годов……………………………………………………………6

  4. Повесть «До третьих петухов» как пример русской литературной сказки………………………………………………………………………….9

  5. Заключение………………………………………………………………13

  6. Список литературы……………………………………………………...14

Вступление

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Этот жанр литературного творчества делится на два вида: фольклорная и литературная сказка. Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Авторская сказка, в отличие от фольклорной, вышла на арену литературы не так давно и как особый жанр сформировалась в общих своих чертах примерно к ХІХ в. на русской почве (западная гораздо раньше). Современная писателю общественная ситуация, а также текущий литературный процесс все сильнее начинают влиять на сказку, что безусловно стало приводить к постепенному размыванию ее канонических жанровых основ.

ХХ век – век великих открытий, потрясений и катастроф. С трансформацией уклада жизни меняется менталитет русского человека. Сталкиваются два типа сознания – христианско-мифологическое и атеистическое. Новая эпоха заставляет также переосмыслить традиционные жанровые элементы сказки. Если ХІХ век был более ориентирован на народную основу (А.С. Пушкин, П.П. Ершов, В.И. Даль и др.), то в ХХ в. стал господствовать оригинальный сюжет. Современный сочинителю литературный процесс и общеполитический контекст буквально врываются в сказку, а сказочные элементы, в свою очередь, точно входят в литературу и жизнь. Время, конкретная эпоха корректируют жанровые, структурные особенности сказки, трансформируют устоявшиеся коллизии и понятие чудесного.

Сказка 2/2 ХХ века оказалась способной сочетать сказочные элементы с повседневностью, бытом, что способствовало ломке жанра, его преобразованию. Каким путем пойдет дальше развитие этого жанра, сказать сложно, хотя можно надеяться, что новые жанровые модификации сказки сохранят суть и дух сказки традиционной.

Русская литературная сказка 30 – 90 –х годов хх века

Расцвет сказки, особенно ее жанровой разновидности – повести-сказ-ки, - приходится на 30 – 50-е годы. Изменившиеся в 30-е годы политическая и общелитературная ситуации оказали влияние на литературу вообще и на детскую в частности. Сам жанр сказки явился средством подспудной борьбы фантастического, стихийного, неординарного с тоталитаристскими канонами. Перевод и переложение западных сюжетов расширяли творческие возможности художников. Если сказка 20-х годов была еще абстрактна и условна, то в 30 – 50-е годы разрабатываются в общем и в целом реалистические характеры. В фольклорной сказке четко делилось пространство на «здесь» и «там», в советской – все сложнее. Основное место действия – «здесь», которое очерчено весьма конкретно и точно, воспроизведены реалии советской эпохи (В.Катаев «Цветик-семицветик», Л. Лагин «Старик Хоттабыч» и др.). сказочное место действия может быть и условным, но черты реального мира, как правило, сохранены (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», В. Губарев «Королевство кривых зеркал» и др.)

Новое время требовало новых форм – весьма распространенным стал жанровый синкретизм. Как и в русской литературе в 60 – 80-х годах в целом, так и в детской литературе наблюдаются явления контаминация жанров. В сказку прочно входят элементы фантастики, неомифа, научно-технической литературы и т.д. На стыке сказки, фантастики и исторической прозы создана повесть В. Губарева «Преданье старины глубокой». Современные ребята Игорь и Таня с помощью Феи Мечты оказываются в древнем Новгороде 882 года, и перед ними во весь рост встают исторические и легендарные герои – князья Олег и Игорь.

Близкими ребенку-читателю становится и герои, пришедшие в сказку из других жанров литературы и фольклора. К примеру, весьма популярными становятся герои-роботы, а также всякого рода «нечисть»: барабашки, домовые, гномы, лешие и т.д. Однако чудесный герой, как правило, уже не являет собой некое волшебство. Он действует в реальном мире, а не в «тридевятом царстве», дружит с обычными детьми, практически не окружен ореолом таинственности и загадочности. Он скорее даже не чудесный помощник, а друг-советчик. Логика его характера вполне вписана в современную детскую характерологию.

Современная сказка пытается заглянуть в будущее, прогнозируя возможные последствия дня сегодняшнего. Отсюда и недетская философичность сказок: авторы делают попытки вскрыть сущность зла ( «Верлиока» В. Каверина), исследуют философию войны и психологию ребенка на войне ( «Взрыв Генерального штаба» В. Крапивина) и т.д. В связи с этим и выстраивается иное соотношение между добром и злом, нежели в традиционной сказке. Добро уже не всегда в состоянии победить зло.

Персонифицированное зло становится настолько всемогущим, что добро вынуждено отступать в мир мечты, сказки, сна, инобытия. Счастливый конец по сути становится авторской уступкой жанру. Это характерно прежде всего для произведений В. Крапивина последних лет. На страницы сказочной литературы приходит и смерть « с целым мешком отвратительных инструментов». Сказка ориентируется на более старший возраст читателя ( подростковый и юношеский), раздвигая границы жанра.

Необходимо отметить и изменение основного принципа подачи материала, которое четко сформулировала Г. Белая: «В 60-е годы советская литература <…> чрезвычайно остро поставила <…> проблему самоценности человеческой личности и <…>. В качестве основного предмета изображения выдвигается внутренний мир личности». Эти концептуальные тенденции в изображении характера нашли отражение и в творчестве детских писателей. Художников интересует личность ребенка, его нравственный и духовный потенциал. Очень остро встала проблема воспитания человечности.

Необычные герои фантастических и сказочных произведений могут быть очеловечены и вписаны в обычную среду, обычный коллектив, и основное внимание писателя сосредотачивается на изображении их непростого внутреннего мира и на стремлении стать человеком. На первом месте оказываются внимание к другим людям, поддержка в трудную минуту – словом, все то, что подпадает под понятие «человечность».