Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Аннотация Пистолеты

.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
17.54 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ПЕРВЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АКАДЕМИКА И.П. ПАВЛОВА

КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

АННОТАЦИЯ

Этикетка, нуждающаяся в обновлении (В.Файбисович// Журнал «Наше наследие» – 2014. - № 109. С. 86-95.)

Гринина А.А., группа № 103

Преподаватель к.и.н., доцент, А.А. Журавлев

Санкт-Петербург

2015 г.

Часть I.

Основная цель, которую преследовал автор при написании данной статьи,- это показать отношение А.С. Пушкина к пистолетам, оценить их роль в его жизни, открыть небольшой занавес об оружии, участвовавшем в дуэли 27 января 1837 года, навести читателя на мысль о необходимости обновления этикетки, аннотирующей пистолеты фирмы «Бошерон- Пирме» в Музее-квартире Пушкина на Мойке, 12, в связи с недостаточностью изученного вопроса в более раннем периоде создания данного экспоната и открытием новых фактов в настоящее время.

Автор в своей статье рассматривает роль оружия в жизни А.С. Пушкина, знания писателя о нем, также особенности выбора калибра для дуэли с Дантесом, требований к дуэльному оружию, случайного стечения обстоятельств на поле чести. Помимо этого, поднимается вопрос о пистолетах, которые принимали участие в поединке и после исчезли из поля зрения «пушкинистов», а именно их расположение на данный момент и загадочная цепочка сменяющихся владельцев, которая так до сих пор категорически не сформировалась. Действительно ли французская сторона ознакомилась с пистолетами только во время дуэли? Что означала пуля в кармане жилета Пушкина, не с ней ли он выбирал пистолеты в магазине Куракина, не носил ли он ее с ноября как залог неминуемой встречи? А также рассматривается вопрос о львовском музее, где имеются пистолеты, приписанные данному событию. Так не принадлежали ли они некогда дуэльному гарнитуру майора Земецкого? Автор также ставит вопрос о других найденных пистолетах, а именно у Катажины Пискорской, отцу которой они были подарены графом Водзиньским незадолго до гитлеровской оккупации, графа Дульского. К тому же имеется письмо некоего Альфонса, который обращался к Прео с уведомлением о готовности продать свои пистолеты.

Часть II.

В. Файбисович при ответе на поставленные вопросы опирается на рисунки черновых рукописей А.С. Пушкина, а именно второй поэмы «Полтава» осенью 1828 года, где был изображен пистолет с рукоятью, характерной преимущественно для карманных пистолетов. Также воспоминания И.П. Липранди о столкновении писателя с Ф.Ф. Орловым во время бильярдной Гольды свидетельствуют о постоянном наличии в кармане «маленького пистолета». К.И. Короткова, бравшая уроки танцев вместе с дочерью у губернатора Симбирска, А.М. Загряжского, в своих воспоминаниях рассказывает о том, что Пушкин после знакомства и согласия на танец подошел к окну и положил на подоконник пистолет, что говорит о его постоянном нахождении рядом с владельцем. И ведь не случайно в повести «Дубровский» Дефорж имел при себе заряженное оружие, ибо не желал «терпеть обиду», за которую, «по своему званью», не мог «требовать удовлетворения».

На счет вопросов о дуэльном оружии мнение В. Файбисовича сводится к тому, что совершенное его сходство трудно обусловливается поразительным совпадением, ведь никто не задавался вопросом о конкретном времени обеспечения противоположных сторон оружием, да и случайность встречи Данзаса с Пушкиным поставлена под сомнение. Что касается найденных ко дню столетия поединка пистолетов, то автор пришел к мысли, что Львовские экспонаты, попавшие в город без гарнитура, и вовсе не принадлежали майору Земецкому, что было проверено заведующей отделом оружия «Музей-Арсенал» Л.Д. Бреннер. В добавок ко всему, пистолеты, найденные у Катажины Пискорской, которые предоставил для исследования ее племянник Томаш Хлебовский, тоже принадлежат к категории карманных, но изготовившая их французская оружейная фирма «Leon-Leroux» известна лишь с середины 19 века. Насчет сделки Альфонса и Прео имеются некоторые предположения о самом продавце. Если же учесть то, что в письме указывались фамилии, то в числе знакомцев А.С. Пушкина в справочнике Л.А.Черейского зарегистрирован лишь Альфонс-Жан-Батист Жобар, профессор древней словесности Казанского университета, высланный из России в 1836 году. Если брать окружение Дантеса, то им мог быть Альфонс Дантес, младший брат Жоржа Дантеса-Геккеррна, или Альфонс Бетанкура, кавалергардский ротмистр, шафер на свадьбе Дантеса с Екатериной Гончаровой. Исходя из этого, автор записки остается неизвсестным. Сам Прео, предполагается, покойный ветеринар, Франсуа-Жан Прео, скончавшийся 28 марта 1851 года. Прео с Василием и Николаем Охотниковыми связывал факт службы с Дантесом в одних полках. Так пистолеты попали в руки В.П. Охотникова через Прео, затем к М.А. Вердеревскому, к И.И. Ионову. После началась музейная эпоха данных пистолетов. С 1919 года они находились сначала в стенах Пушкинского Дома Академии наук, а с 1953года- во Всесоюзном музее А.С. Пушкина. В музее-квартире Пушкина на Мойке, 12 пистолеты Бошерона экспонировались в детской. Позднее они были похищены, но вскоре найдены, на данный момент уже адвокатом, Б.А. Кузнецовым.

Таким образом, к настоящему времени гарнитур из собрания В.П Охотникова оказывается единственным реальным оружейным памятником, связь которого с поединком на Черной речке пока не опровергнута. Конечно, по мнению Б. Файбисовича, изучение «охотниковских пистолетов» еще далеко от завершения, но уже сейчас записи, находящиеся в инвентарной книге Всероссийского музея А.С. Пушкина нуждаются в существенном дополнении, а именно технические характеристики, записи их бытования.