Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
35
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
206.34 Кб
Скачать

2. Нарушение хода инициационного обряда, характерного для традиционных сказок V отмена взросления

Раньше мы уже упоминали о том, что сюжеты традиционных волшебных сказок обычно воспроизводили схему инициационного обряда. «Обряды инициации знаменуют собой переход на более зрелую возрастную ступень, то есть к более высокому и совершенному способу жизни» (5). Ритуал означает «превращение, преображение и перевоплощение в более совершенную персону и причастие к более совершенной жизни», то есть v к взрослой жизни. В современной авторской сказке мы, как и в традиционной сказке, встречаемся, на первый взгляд, с классической схемой обряда инициации. Здесь также присутствует мотив перехода из реального мира в мир чудесный. Герой-ребёнок должен пройти определённый путь, совершить подвиги, победить антагониста, пережить испытания и т.д.

Разница заключается в том, что в традиционной сказке герой, проходя обряд инициации, переходит на более высокую возрастную ступень, в конце сказки он уже действительно становится взрослым (воцаряется на престоле, женится/выходит замуж, заводит собственных детей и так далее), а в современной v остаётся на той же ступени, в детстве, и, главное, стремится остаться в детстве. К концу сказки главный герой v по-прежнему ребёнок (из всех проанализированных сказок исключением является только «Тим Талер», главный герой которого последовательно взрослеет по ходу сюжета и в итоге становится взрослым человеком. Вероятно, такая же ситуация будет и в «Гарри Поттере», когда все семь книг цикла будут дописаны). Взрослость вовсе не представляется детям-героям «воплощением совершенства», совершенной формой. Несколько примеров того, как даже в тех сказках, в которых герой как бы начинает взрослеть, затем вновь происходит возвращение к исходному состоянию. В конце сказки «Лев, Колдунья и платяной шкаф» детей, спасших Нарнию, коронуют в королевском замке. Автор сообщает нам, что после этого они долго и справедливо правили в Нарнии, «выросли и повзрослели». На первый взгляд, перед нами классическая схема инициации, характерная для традиционных сказок: герой проходит испытания, побеждает антагониста, обретает новый, более высокий статус (воцаряется = становится взрослым). Однако, затем мы узнаём, что, проправив некоторое время, они отправились на охоту за чудесным Белым оленем и вновь оказались в нашем мире, причём вернулись они туда в тот же самый момент, когда ушли оттуда v то есть вновь стали детьми. Взросление, таким образом, «отменилось». В последней книге цикла оно отменяется окончательно (об этом подробнее будет сказано ниже).

В конце сказки «Конь и его всадник» братья-близнецы Кор и Корин, сыновья короля, спорят не за престол, а как раз наоборот v за возможность избежать этого престола. Ни один из них вовсе не желает «воцаряться» и взрослеть, и более счастливым остаётся в итоге тот, которому удаётся избежать этой «ужасной» участи. В «Поспешающих к восходу» герои, пережив огромное количество приключений и испытаний за время плаванья на Край света, перед тем, как вернуться назад в свой мир, вновь «чувствуют себя весёлыми и беззаботными малышами».

В «Бесконечной книге», уже почти к самому концу своих приключений Бастиан попадает в Дом Перемен к «Маме Айоле». Волшебный персонаж Мама Айола всегда мечтала о маленьком ребёнке, которого можно баловать, который нуждается в ласке и заботе. Она кормит мальчика, поёт ему колыбельные. Он ест плоды, которые вырастают на ней, как маленькие дети пьют молоко своей матери. Он должен вновь стать маленьким v дом делает комнату такой, какой её видит маленький ребёнок. Бастиан наслаждается заботой, не может насытиться ею, играет в игры, которые создаёт дом. Если до этого все его желания были связаны с тем, чтобы стать похожим на взрослых (лучше всех сражаться, совершать подвиги, стать королём), то тут он жаждет вновь стать маленьким, вернуться в детство. Однако, следует отметить, что в данном случае, несмотря на такую временную «отправку» героя назад, в раннее детство, М. Энде затем всё же переводит его на следующую ступень социализации, связанную с переключением направленности с себя на Другого. Впавший в младенчество Бастиан начинает испытывать желание не только быть любимым, но и самому полюбить кого-нибудь, найти Живую Воду и поделиться этой водой с кем-нибудь ещё, и за это желание он забывает себя, своё имя («Полюбить другого v забыть себя»), а это v «потребность в самоотречении ради другого» (6) уже является проявлением социальной направленности поведения человека. В итоге же Бастиан приходит к тому, что отказывается и от «взрослых» желаний, и от жажды быть вечно маленьким, и решает остаться «таким, какой он есть» v то есть десятилетним ребёнком. Так что здесь схема: «ребёнок → инициация (прохождение испытаний) → взрослый → возвращение к исходному состоянию: ребёнок» несколько усложняется, превращаясь в «ребёнок → инициация (прохождение испытаний) → взрослый → снова прохождение испытаний → младенчество → возвращение к исходному состоянию: ребёнок». Герою предоставляется возможность «опробовать» на себе разные возраста, и в качестве идеального он в итоге выбирает свой собственный.

В сказке «Братья Львиное Сердце» невзросление вообще приобретает характер замкнутого круга, из которого невозможно выбраться. Главные герои мальчики Юнатан и Карл умирают в реальном мире в возрасте тринадцати и десяти лет и попадают в новый мир v в Вишнёвую долину в светлой и красивой стране Нангияле. Она сильно контрастирует с тем серым, печальным миром, в котором они жили до этого (в котором нельзя было играть, не было приключений, в котором семья жила очень бедно) v это «мир сказок, легенд и вечеров у походных костров», однако вскоре и в нём появляется зло в лице воина-захватчика Тенгила. Новый мир становится страшным. Несмотря на ту силу, появление которой чувствует в себе главный герой во время испытаний, он всё же мечтает о возвращении той прекрасной жизни, которая была у них до этого, в «первые дни в Вишнёвой долине», когда братья были в своеобразном «детском раю» и предавались удовольствиям v кормили кроликов, рыбачили, плавали, шутили и смеялись. И в конце, как и раньше в реальном мире, не успев вырасти в мире Нангиялы, они вновь умирают и опять-таки детьми переходят в новый мир v в Яблоневую долину в стране Нангилиме, где «люди в основном играют, поют, танцуют и рассказывают сказки». Каждый раз, немного подрастая и взрослея в одном мире, они сознательно «выпрыгивают» (в первый раз v из окна, во второй раз v со скалы) из него, и всё снова начинается заново.