Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
35
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
206.34 Кб
Скачать

3. Сознательное нежелание детей покидать мир детства, отказ от взросления

С отсутствием образцов для подражания среди взрослых, а также с серостью, скучностью и «неинтересностью» мира взрослых, противопоставленным сказочному, яркому и волшебному миру детей, связан ещё один новый мотив, возникающий в современных сказках. Это мотив нежелания детей покидать мир детства, полный отказ от взросления.

Стремление «приобщиться к жизни и деятельности взрослых», «стремление к взрослости», являющееся «важной особенностью социальной ситуации развития подростка» (7), ещё до недавнего времени считалось психологами чем-то неотъемлемым, чем-то как бы само собой разумеющимся. Все дети стремятся стать взрослыми, как можно скорее «включиться» в жизнь. Взрослость v это идеальная, совершенная форма, сфера, в которую дети хотят войти.

Однако, как мы уже могли убедиться, в системе современных детских сказок взрослеть v значит не приобретать, а терять. Терять то волшебное, интересное, чудесное, что присутствует в мире детей, и чего совершенно нет в мире взрослых. И очевидно, что дети-герои этих сказок вовсе не хотят расставаться с прекрасным миром детства и менять его на что-то «скучное», «странное» и чужое.

Заключительная глава сказки о Пеппи Длинныйчулок так и называется «Пеппи не хочет быть взрослой». Показательно, что названия всех других глав книги начинаются следующим образом: «Как Пеппи- (идёт в цирк, отправляется в плаванье, спасает двух малышей, ищет Кукарямбу, проучила бандитов и так далее), в повествовательной форме. Название же последней главы звучит как некая констатация, подведение черты, общий вывод из всего вышесказанного. В этой главе между главными героями происходит следующий диалог:

Томми: «Я не хочу становиться взрослым».

Анника: «И я тоже».

Пеппи: «Охота была! Взрослым никогда не бывает по-настоящему весело. Да и чем они заняты v скучной работой или модами, а говорят только о мозолях и подуходных налогах <-> портят себе настроение из-за всяких глупостей».

Анника: «А знаете, что главное, они не умеют играть. Ах, как жаль, что все мы тоже будем взрослыми!».

Завершается сказка тем, что дети едят «волшебные» пилюли, которые даёт им Пеппи, чтобы не становиться взрослыми, и очень надеются на то, что это средство сработает и они смогут всю свою жизнь играть («Как это замечательно! Пройдут годы, но Пеппи, Томми и Анника не станут большими <-> всё будут играть и играть»).

И сказка «Пеппи Длинныйчулок» не является в этом плане каким-то исключением из общего правила. Мотив нежелания взрослеть встречается в очень многих современных детских сказках.

Один из героев сказки «Дикая лошадь под печкой», например, говорит: «Взрослые бывают такие странные. Не думаю, что я когда-нибудь стану взрослым».

В сказке «Питер Пэн» мотив нежелания ребёнка взрослеть вообще становится центральной темой, получает своё наивысшее развитие. «Все дети, кроме одного-единственного на свете ребёнка, рано или поздно вырастают», v так начинается эта сказка. И тут же мы слышим, как мать одной из главных героинь, девочки Венди, наблюдая за маленькой дочерью, с грустью и умилением восклицает: «До чего жаль, что ты не останешься такой навсегда!». Можно сказать, что такое отношение является симптомом распространившейся в настоящее время малодетности и нуклеарности семьи, а также так называемого «бэби-комплекса». Ведь в традиционной семье у женщины всегда так или иначе был «маленький» v либо собственный недавно родившийся ребёнок, либо внук, так что, в общем-то, не было особых причин желать того, чтобы дети «оставались такими навсегда» и не вырастали. Кроме того, с отмиранием социальных и экономических мотивов рождения детей, «ведущим мотивом стало обзаведение малышом, маленьким, полностью зависимым от взрослых, искренне любящим родителей и послушным v в этом выразилось негативное отношение к последующим возрастным стадиям детей» (8).

Главный герой сказки, сам Питер Пэн, «услыхал, как мама и папа говорили о том, кем я буду, когда вырасту и стану взрослым» и решил удрать из дому, потому что он не хотел становиться взрослым мужчиной, а хотел «всегда быть маленьким и играть». Потом он неоднократно повторяет это на протяжении всей сказки. Семья ему не нужна ни в каком виде, кроме игрового v ни та, где он сам является ребёнком (потому что родители заставят его взрослеть), ни та, где у него самого были бы дети (потому что для этого ему, опять же, придётся повзрослеть). Даже когда дети в стране Нетинебудет начинают играть в семью, он с опаской относится к своей роли отца, специально оговаривая, что это «всё понарошку», настолько он боится повзрослеть. По той же самой причине он отказывается от предложения родителей Венди усыновить его. Они пошлют его в школу, а потом на работу в контору, а он совсем не хочет этого. И в итоге он единственный останется на своём острове, выбрав вечное детство и вечную игру, в то время как все другие мальчишки станут «обыкновенными людьми, как я, или вы, или какой-нибудь Дженкинс-младший» и перестанут «верить в сказку». К этим последним автор относится безо всякого интереса и даже с некоторой жалостью: «все мальчишки выросли, так что нет большого смысла о них говорить», они превратились в клерков, идущих на службу с портфельчиком, в титулованных особ, в судей в париках, и они не знают ни одной сказки, чтобы рассказывать своим детишкам перед сном.

Питер Пэн, вечный ребёнок, отказывающийся взрослеть, уже успел стать своего рода символом и получить, если так можно выразиться, широкую общественную поддержку. Во время проведения исследования на тему имиджа семьи, создаваемого СМИ через описание семей известных, популярных людей (9), в интервью актёров, певцов и других известных людей из сферы шоубизнеса мы неоднократно встречали фразы вроде «я этакий вечно юный Питер Пэн», «я, как Питер Пэн, хочу всегда оставаться ребёнком / не взрослеть» и так далее. Причём это обычно подаётся как положительная черта характера, позволяющая человеку ярче проявлять свою индивидуальность, творчески самовыражаться и т.д. В рецензии на новую театральную постановку, встречаем: «Главные герои всех этих пьес, как Питер Пэн, не хотят взрослеть. Взрослея, обязательно утрачиваешь целостность. Ведь в детстве тебя любят не за что-то, а как такового, со всеми потрохами» (10). Американский рок-певец, композитор и поэт Джим Стейнман, например, вообще поставил идею Питера Пэна (его любимой сказки, по его словам) в основание всего своего творчества: мир в его песнях, который, кстати, называется Нетинебудет (Neverland), также как и в сказке у Дж. Барри, это мир, состоящий из сплошных Питеров Пэнов, мир «потерянных мальчишек», не желающих взрослеть. Практически каждая песня v это гимн невзрослению:

«They say I'm wild and I'm reckless, I should be acting my age