Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

красных свой среди чужих

.pdf
Скачиваний:
491
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
4.88 Mб
Скачать

44 ГЛАВА II. ЧЕЛОВЕК ГОВОРЯЩИЙ

европейцев постоянно ездят на работу в другие страны, но от этого они не перестают быть, например, французами или немцами, работающими в Швейцарии, или нидерландцами, трудящимися в Бельгии, и т. д. Иначе говоря, они выполняют определенные социальные роли в условиях чужой для них культуры. И если бы они не справлялись со своими ролями, то они бы их потеряли (по субъективным или объективным причинам). Более того, если все-таки разграничивать инкультурацию и социализацию, то я думаю, что в подобных случаях (ежедневные или частотно-регулярные поездки на работу в другую страну) речь идет в первую очередь именно о социализации. Никак не об инкультурации. И очень сомнительно, что об аккультурации (если она и имеет место, то, на мой взгляд, носит весьма «поверхностный» характер).

Я посчитала необходимым столь пространно остановиться на данных вопросах, поскольку изложенные точки зрения (я имею в виду идеи Э. Сепира и М. Херсковица), во-первых, принадлежат признанным в науке авторитетам, а во-вторых, разделяются целым рядом исследователей. В моих же рассуждениях я, вслед за психологами, психолингвистами и этнопсихолингвистами, ограничиваюсь только одним термином — «социализация».

Итак, процесс социализации является главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, ибо это есть специфический процесс усвоения (или присвоение) им достижений развития предшествующих поколений людей, которые в отличие от достижений филогенетического развития животных не фиксируются морфологически и не передаются путем наследственности, человеческие способности формируются в самом этом процессе [Леонтьев 1972: 538, 539]. В целом мышление и знания у людей каждого последующего поколения формируются на основе усвоения ими уже достигнутых успехов, познавательной деятельности прежних поколений. Иначе говоря, специфические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, но формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями [Леонтьев 1961: 7, 8]. Иначе говоря, в процессе социализации осуществляется трансляция культуры, и именно трансляция культуры представляет собой «содержание» процесса социализации. (Замечу в скобках, что с трансляцией культуры и во многом посредством ее происходит и становление самой культуры.) См.: «... мы живем от рождения до смерти в мире людей и вещей, который в большой мере таков, каков он есть, благодаря тому, что было порождено и передано нам предшествовавшей человеческой деятельностью. Когда этот факт игнорируют, опыт трактуют как нечто, происходящее внутри тела или души отдельного человека. Нет необходимости говорить, что опыт не возникает в вакууме, вне индивида существуют источники, порождающие развитие опыта» [Dewey 1969: 39] (цит. по: [Коул 1997: 133]).

Итак, биологически унаследованные свойства не определяют психических способностей человека, не содержащихся виртуально в его мозгу. Мозг заклю-