Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1205 Metodichka Voronov.docx
Скачиваний:
104
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
169.42 Кб
Скачать

2. Марксизм как социально-технологический детерминизм

Техника и технология не принадлежат к числу центральных категорий социальной философии марксизма. Тем не менее, они выполняют функции базовых понятий для основных категорий исторического материализма. Уже в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс называет историю промышленности и предметное бытие промышленности раскрытой книгой человеческих сущностных сил.

В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс так определяют способ производства — центральную категорию своей философской концепции. «Способ, каким люди производят необходимые им средства к жизни, зависит прежде всего от свойств самих этих средств, находимых ими в готовом виде и подлежащих воспроизведению. Этот способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени, это — определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни».

Нетрудно заметить, что способ производства — это техника, трактуемая в предельно широком, философском смысле. Способ производства — это и техника производства средств к жизни (материальных благ), и техника производства материальных форм общения (производственных отношений), и техника передачи накопленных знаний, умений и навыков от поколения к поколению — способ производства самих людей. В обобщенном виде способ производства как технику жизни Маркс и Энгельс называют образом жизни.

История превращения техники в главное средство осуществления идеологических конструктов началась в Германии в середине XIX в., когда К. Маркс и Ф. Энгельс написали «Манифест Коммунистической партии». В нем они определили пролетариат как технику (оружие, рабочий инструмент капиталистического способа производства), а законы, мораль и религия в понимании пролетариата были не более, чем буржуазными предрассудками, за которыми скрываются буржуазные интересы.

Отбросив всякую идеологию, Маркс и Энгельс поставили на ее место технологию преобразования общества из классового в бесклассовое состояние. Не описывая каждый конкретный шаг этой технологии, они разработали ее обобщенную, философско-методологическую модель. Марксизм — это философская технология преобразования общества, что выражено Марксом в его одиннадцатом тезисе о Фейербахе. Основным средством или инструментом внедрения этой технологии в жизнь должна стать диктатура пролетариата, без которой невозможно осуществить ниспровержение всего существующего строя.

Историю техники Маркс называл историей материального базиса каждой особой общественной организации. С помощью технологии как науки о технике Маркс фундировал свою социально-философскую концепцию: технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений. Не случайно глава XIII «Машины и крупная промышленность» составляет около 20% объема первого тома «Капитала» и является самой крупной в этом томе.

Один из афоризмов марксизма гласит: «Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда». Следует обратить внимание на то, что Маркс писал о «технологическом сравнении различных эпох производства». Основанием для выделения той или иной формации выбрана техника и технология. Производительные силы и их внутренняя структура (технологический способ производства) обусловлены историческим движением техники и технологии. Производственные отношения как внешняя форма производительных сил также связаны с техникой и технологией. Но если прогресс технического базиса непосредственно и непрерывно детерминирует развитие производительных сил, то социально-экономический базис общества дискретно и опосредовано следует за развитием его технического базиса.

Возникновение и сущность классов, социальную детерминацию марксизм выводит в конечном счете из разделения труда, являющегося ни чем иным, как техникой, понимаемой в широком смысле. Историческая миссия уничтожения классов возлагается на пролетариат — социальную общность, существенно связанную с техникой. Пролетариат наиболее подвержен отчуждению как главному социальному последствию развития техники в условиях буржуазного общества. Но в марксизме как социальном детерминизме весь пафос критики отчуждения направлен не на технику, а на буржуазные общественные отношения. Именно в них, а не в технике марксизм усматривает причину отчуждения и социальных антагонизмов.

Согласно марксизму, причина образования государства та же, что и причина возникновения классов: «Родовой строй ... был взорван разделением труда ... Он был заменен государством». Государство — это результат развития техники и технологии. Государство, как всякая машина, было изобретено обществом и поставлено над ним. В марксизме подчеркивается технический характер государства как машины для угнетения одного класса другим. А поскольку государство — это социальная машина, более того, надстроечная, то классовая сущность ее очевидна.

Определение исторической роли революции как локомотива истории выходит за пределы метафоры и серьезно аргументируется в марксизме. Более того, революция, понимаемая как технология слома старой государственной машины и замены ее новой — не только метафора, а принципиальное положение марксизма.

Завершающие надстройку институты права, морали, искусства, религии и философии могут быть интерпретированы в марксистской концепции как подсистемы сложного социального механизма. Для марксизма характерно понимание общества как системы, определенным образом организованной, имеющей основную (базис) и множество других структур. К. Маркс и Ф. Энгельс трактовали общество не только как естественный социальный организм, но и как систему, искусственно организованную самими людьми. Особенно ярко эта искусственность проявляется в надстройке. Класс творит надстройку и поэтому она пропитана классовым творчеством, которое не может не носить технического характера как для буржуазии, так и для пролетариата. Сам же класс выполняет функцию главного механизма или посредника между базисом и надстройкой и в силу этого он оказывается всегда выше, важнее тех звеньев системы общественного целого, которые он опосредует и подчиняет себе.

Наконец, личность предстает в марксизме как совокупность социально значимых качеств или как социальное лицо индивида. Возможна ли личность без значительных для общества свойств? Марксизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Вместе с тем, для личности нет места там, где безраздельно господствует коллективизм, обусловленный принципами примата общественности и подчинения интересов личности обществу. Подобным образом создаются технические системы. В машине, даже самой сложной и совершенной, детали и отдельные агрегаты представляют собой лишь функциональные элементы. Они не претендуют на роль отдельного и особенного целого, так как не могут жить какой-либо самостоятельной жизнью вне общего механизма.

К числу наиболее известных положений марксизма относится следующее: «Люди сами делают свою историю, но до сих пор они делали ее, не руководствуясь общей волей, по единому общему плану, и даже не в рамках определенным образом ограниченного, данного общества». Познание объективной закономерности и создание на этой основе нового социального механизма, нового общества — это инженерная задача. Появление на исторической сцене таких личностей как «великий архитектор», «великий кормчий» и т. п. не случайно, а в конечном счете обусловлено попыткой преобразовать мир по единому плану, построенному на научной основе и разъясненному философами. Впервые мысль о возможности создания такого грандиозного проекта и его реализации была высказана К. Марксом в одиннадцатом тезисе о Фейербахе.

Таким образом, марксистская социально-философская концепция положила начало философской трактовке техники. Многие идеи и концептуальные положения философии техники содержались в неявном виде в марксизме. Марксизм с полным основанием можно считать одним из основных источников философии техники.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]