Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1205 Metodichka Voronov.docx
Скачиваний:
104
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
169.42 Кб
Скачать

2. Техника как новая реальность бытия

Техническую реальность Бердяев подробно рассматривает в одной из лучших и наиболее известных его работ «Человек и машина» (1933). Что такое техника как новая реальность бытия? Это новая форма движения, которую можно назвать технической. Ее генезис Бердяев описывает следующим образом. Новая техническая реальность не есть продукт эволюции. Она есть продукт изобретательности и технической активности самого человека. С этим связан смысл всей технической эпохи. Господство техники и машины есть прежде всего переход от органической жизни к организованной. Техника разрушает старые тела и создает новые тела, совсем не похожие на тела органические. Это — организованные тела. Кроме тел неорганических и органических появились тела организованные, которые образовались из мира истории и цивилизации.

Эти организованные тела представляют собой новую форму космической субстанции, которую породил Человек-творец, так как он есть образ и подобие Бога-творца и поэтому не быть творцом он не может. Технику как новую форму бытия Бердяев трактует предельно широко. Он считает, что техника есть переход от органической, животно-растительной жизни к жизни организованной. И это соответствует вступлению в историю огромных масс и коллективов. Человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу, поражает, прежде всего, эмоциональную жизнь, разлагает целостные человеческие чувства. Бердяев показывает, что техника проникла не только в жизнь человека и природы, но и в социальную жизнь, став ее сущностью. Современные коллективы не органические, а механические, утверждает он. Современные массы могут быть организованы лишь технически, власть техники соответствует демократическому веку. Техника рационализирует человеческую жизнь, но эта рационализация имеет иррациональные последствия.

Казалось бы, Бердяев — это технофоб и даже алармист. Но в другом месте Бердяев выступает как апологет техники. Вот его слова из работы «О назначении человека»: «Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире, она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть признана ценностью и благом... Оправдание техники в широком смысле есть оправдание культуры».

Как понимать эти два тезиса Бердяева — один, осуждающий технику, а второй, возвеличивающий ее? Техника амбивалентна. Осуждает Бердяев, главным образом, машину, машинную индустрию. Технику как искусство, как творчество и культуру он возвеличивает.

3. Техногенный человек

Тема техногенного человека — это центральная тема его статьи «Человек и машина». С появлением новой организованной реальности человек начинает жить в этой технической реальности. У него появляется технически-машинная зависимость от этой новой реальности, как ее называет Бердяев. Бердяев подчеркивает духовный характер этой зависимости. Машина переделывает дух человека. Мышление становится техническим, творчество и искусство приобретают технический характер. Машина получает магическую власть над человеком. Происходит возврат от мистической эры истории к магической. Но здесь человек находится уже не во власти идолов природы, а во власти магии и идолов техники.

Господство человека кончилось и наступает господство техники. Техника из средства господства человека превращается в цель его жизни. Человек становится механическим существом в комплекте с запчастями. Торжество техники означает стандартизацию жизни, господство технических мещанских идеалов (автомобиль, видеоаппаратура и т.п.), стирание личности. Смысл человеческого существования теряется. Человек живет не для себя, а для техники.

Бердяев показывает, что машина порождает бездуховность, отсутствие свободы и борения, самопреодоления, без которого невозможна личность. Жизнь становится пустой и однообразной, как тиканье часов, а когда пружина полностью ослабнет, часы остановятся. В статье «Человек и машина» Бердяев предупреждает: «Настанет время, когда будут совершенные машины, которыми человек мог бы управлять миром, но человека больше не будет. Машины сами будут действовать в совершенстве и достигать максимальных результатов. Последние люди сами превратятся в машины, но затем и они исчезнут за ненадобностью и невозможностью для mix органического дыхания и кровообращения... Природа будет покорена технике. Новая действительность, созданная техникой, останется в космической жизни. Но человека не будет, не будет органической жизни». Такую марсианскую картину рисует Бердяев.

Наблюдая жизнь индустриального Запада, Бердяев больше всего беспокоился о том, что духовная культура приходит в упадок, а в перспективе она окажется просто не нужной, излишней. Индустриальную цивилизацию он определил как возрастающее цивилизованное варварство. Свойства этой цивилизации таковы, что ею может пользоваться варвар совершенно так же, как и человек высокой культуры. Искушение техникой оказывается дьявольским искушением, соблазном, поддавшись которому надо заплатить потерей духовности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]