Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1205 Metodichka Voronov.docx
Скачиваний:
104
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
169.42 Кб
Скачать

Часть 6. Философия техники освальда шпенглера

О. Шпенглер (1880-1936) был прежде всего философом культуры. Поэтому его философию техники необходимо рассматривать в контексте его основного двухтомного труда по философии культуры «Закат Европы», изданного в 1920-1922 годах. Заключительная глава второго тома «Заката Европы» состоит из двух частей, названных Шпенглером «Деньги» и «Машины». В этой главе уже содержатся некоторые идеи его основного труда по философии техники «Человек и техника», опубликованного в 1931 г.

В советской критической литературе, посвященной творчеству Шпенглера, «Закат Европы» и «Человек и техника» обычно противопоставляются. С. С. Аверинцев, например, писал, что выводы и положения «Заката Европы» подвергаются извращению в очерке «Человек и техника» с точки зрения собственной же его логики. К подобным оценкам следует относиться осторожно и не принимать их на веру, так как они идеологизированы и другими быть не могли в то время, когда они давались.

1. Соотношение техники, цивилизации и культуры в философии Шпенглера

Первоначально, когда Шпенглер писал «Закат Европы», он не рассматривал технику специально, включив ее в более широкий контекст цивилизации. Цивилизация в концепции Шпенглера противопоставлена культуре. Культуру он рассматривает как высшую ценность жизни общества и человека. Это сложившаяся в веках целостность, коллективный дух или душа народа. Культуру Шпенглер понимает также как судьбу, причем особенную, сугубо индивидуальную.

Культура в своем развитии проходит четыре стадии: детство, юность, зрелость и увядание. Культура — это становление творческих сил, расцвет, подъем, а затем затухание. Цивилизация — это противоположность культуры, ее полный упадок, небытие культуры, движение в сторону хаоса, в том числе этнического.

В мировой истории Шпенглер выделил восемь культур, достигших зрелости: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская или аполлоновская, культура майя и, наконец, западноевропейская или фаустовская. Шпенглер также считал, что в XX веке рождается русско-сибирская культура. Время жизни каждого культурного организма, по Шпенглеру, примерно тысяча лет. Культурные организмы развиваются автономно, между ними нет преемственности.

Цивилизация — это резкий надлом, смерть культуры, то, что наступает после культуры. Цивилизация — это не просто неорганическое, неживое образование, а умершее живое, лишенное творческих, сил и бесплодное. Культура же — живое, органическое, одухотворенное. Дух присущ историко-культурной целостности, которая развивается, проходит стадии жизни. Цивилизация в противоположность культуре кумулятивна. Как бездуховный феномен, цивилизация преемственна.

Техника — это ядро цивилизации, ее квинтэссенция. На смену культуре приходит техника. Искусство отмирает и его место занимает спорт. Огромное место в жизни общества на стадии цивилизации принадлежит политике, но не как искусству, а как технике насилия. Для Шпенглера, воспринявшего идеи Ницше, сверхчеловек, сильная личность, обладающая волей к власти — это просто реальный политик, большой инженер и организатор, то есть человек, организующий искусственные, неживые системы из людей и народов, которые превратились в массы, лишились творческих потенций и индивидуальности. Для Запада, куда Шпенглер включает Западную Европу и США, переход от культуры к цивилизации наступает в XIX веке с приходом крупной машинной индустрии.

В «Закате Европы» Шпенглер категорически отрицает концепции единого всемирно-исторического процесса, единой линии эволюции человечества в сторону прогресса. Человечество и прогресс — это пустые слова с точки зрения философии истории культуры. Шпенглер писал, что историк, анализирующий всемирную историю, похож на ленточного червя, неутомимо наращивающего эпоху за эпохой. И вместе с тем, этот историк не замечает чудесных ярких живых организмов, живущих и умирающих в истории.

Более того, Шпенглер вообще отрицательно относился к тому, чтобы под культурой понимать совокупность словесно сформулированных идей. Он очень недоверчиво относился к слову, понимая, что оно родственно технике. Для Шпенглера культура — это определенный ритм, который объединяет жизнь народа во всех ее проявлениях: в экономике, в политике (войне), в торговле, в искусстве и философии. Культура, по Шпенглеру — это синоним социальной жизни, понимаемой в широком, а не узком смысле.

В очерке «Человек и техника» Шпенглер уже в предисловии пишет, что он решил изложить единую историю человечества, начиная с антропосоциогенеза и кончая XX в. Он намерен установить некую единую логику прогресса человечества, причем достаточно жесткую. И в конце этой линии для всего человечества оказывается Западный мир начала XX в.

Вряд ли можно утверждать, что здесь Шпенглер противоречит собственной логике, отступает от своих взглядов и выводов, содержащихся в «Закате Европы». Дело в том, что «Закат Европы» — это философия истории культуры, а «Человек и техника» — философия истории техники и цивилизации. А так как культура и цивилизация в шпенглеровской концепции антиподы, то их сущностные характеристики антиномичны. Шпенглер, наоборот, в «Человеке и технике» строго следует той логике, которую он заявил в «Закате Европы».

Советская официальная философия соглашалась со шпенглеровским пессимизмом в философии культуры. Западная культура — это буржуазная культура, и ее закат означал закат капитализма. Но с закатом техники, цивилизации, представляющих собой интернациональные феномены, тесно связанные с исторической миссией пролетариата, советская официальная философия согласиться не могла, так как это означало бы тупик коммунистического будущего, а не его бесконечное развитие. Вот почему такие авторитетные мэтры как В.Ф. Асмус, С.С. Аверинцев и другие писали о противоречиях в творчестве Шпенглера. Позиция Шпенглера вполне последовательна и не противоречива, если учесть, что он не признавал деления на материальную и духовную культуру. Культура у него едина и всеобъемлюща.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]