Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1205 Metodichka Voronov.docx
Скачиваний:
104
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
169.42 Кб
Скачать

3. Неотехническая фаза цивилизации

Описание эотехнической и палеотехнической фаз цивилизации — это всего лишь подход к самому главному и интересному в философии техники Мэмфорда. Таким является его благородная утопия о неотехническом будущем. Технологический комплекс неотехнической фазы — электричество и сплавы. Временные рамки: 70-е годы XIX в. — 80-е годы XX в. Неотехническая фаза — это отрицание пеалеотехнической фазы и возврат к эотехнической на основе нового технологического комплекса и качественно нового способа создания техники. Технические науки выступают в качестве методологии инженерной деятельности в неотехнической фазе. Поэтому ее можно назвать научно-технической фазой цивилизации.

Для неотехнической фазы характерно:

  • воссоединение техники с природой, слияние и синтез технического с органическим, в том числе человеческим,

  • отказ от мощи, гигантизма индустрии и возврат к человеческим масштабам техники и ее продуктивности, необходимой человеку, а не индустрии,

  • эмансипирующая роль науки. Научно-технический прогресс автоматически снимет социальные противоречия.

И дело не только в том, что новые технологии позволят рабочему трудиться намного меньше и производительнее. Самое главное состоит в том, что научно-технический прогресс поставит перед обществом новые цели и новые социальные задачи, облагороженные знанием о человеке. Наука поворачивается лицом к человеку, к личности и индивидуальности. Это и есть ее новая эмансипирующая функция.

Наука Бэкона и Галилея была нацелена на подчинение природы, на насилие над природой. Ее интересовало только объективное знание, отстраненное и безучастное к индивиду. Такое знание способствовало отчуждению в социальной жизни, нарушению взаимодействия с природой, угнетению природы в самом человеке. Мэмфорд считает, что Галилей совершил более тяжкое преступление, чем то, в котором его обвиняла инквизиция, Он элиминировал, изъял личность, индивидуальность человека из естественно — научной картины мира.

С помощью истории науки и техники Мэмфорд аргументирует поворот к человеку, начавшийся в последней трети XIX в. Происходит смена лидера в науке. Физиология в XIX в. становится тем, чем была механика в XVIII в. Изобретаются технические объекты, непосредственно взаимодействующие с человеком: телефон, фонограф, кинематограф, телеграф, автомобиль и самолет.

Мэмфорд весьма последователен в своей концепции технологического детерминизма. Он доводит его до идеала, каким должен стать человек неотехнической фазы цивилизации. Это новый человек, с разнообразными потребностями и способностями, с расцветающим личностным развитием, живущий в условиях социального равенства. И все это достигается благодаря технике. По «размаху» антропологически направленный техницизм Мэмфорда может сравниться только с марксизмом. Техника по мере своего развития стирает социальные различия. Это достигается путем высокой эффективности труда и, в конечном счете, через богатый досуг. Истинное мерило богатства общества и человека — свободное время — это марксистский тезис.

Мэмфорд считает, что техника демократичней художественной культуры, так как последняя элитарна, а техника, наоборот, массова. Он утверждает также, что исторически техника стала достоянием масс с тех пор, как она стала применяться для тиражирования произведений художественной культуры: печатный станок, гравюра и т. п.

Особенно большое значение Мэмфорд придает эстетической стороне феномена техники: через нее передается красота форм, их оптимальность; функциональность техники завораживает — только то, что требуется для дела и ничего лишнего. Техническому изобретательству, в котором воплощаются самые дерзкие мечты человека, нет предела, считает Мэмфорд.

Но производственную технику, тиражирующую изобретения, то есть машину, в которой мысль застыла, Мэмфорд осуждает и считает, что машины должны быть сведены к минимуму. Его девиз состоит в том, чтобы достичь новой интеграции труда, жизни и искусства.

Мэмфорд, так же как и Хайдеггер, не считает технику нейтральной. Машина сама по себе порождает ценности. Она экономит человеческие усилия, упорядочивает жизнь. Она служит человеческим целям, но она же исказила эти цели и порядок превратила в хаос, беспорядок. Тем самым, она как бы предала человека.

Будучи последовательным технологическим детерминистом, Мэмфорд вместе с тем — воинствующий противник технократии. Он считает, что технократическая идеология освобождена от исторического контекста. Технократия представляет общество как технически управляемый конгломерат индивидов, как безсубъектную структуру. Тем самым, эта структура лишается исторического прошлого и будущего, то есть культуры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]