Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1205 Metodichka Voronov.docx
Скачиваний:
104
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
169.42 Кб
Скачать

2. Шпенглер о роли техники в истории

Всемирная история с позиции философии техники Шпенглера — это история единой преемственной и кумулятивной цивилизации. Главным выражением цивилизации является машинная техника. Но машина появилась не сразу. Шпенглер считает, что история технических изобретений — это история борьбы человека за власть в соперничестве с другими людьми и природой. Основная характеристика техники, ее сущность — это искусственность. Техника присуща человеку. Искусственно, противоестественно любое человеческое деяние, — считает Шпенглер, — от зажигания огня до достижений, которые мы в высших культурах обозначаем как принадлежащие собственно сфере искусства. Искусство Шпенглер понимает в контексте становления цивилизации как противоположное природе явление. Искусство — это не гармония человека и природы, а отчуждение от природы. Искусство выражает общий процесс отчуждения человека от природы. А этот процесс начинается с первых шагов человека и человечества.

Шпенглер показывает это на примере архитектуры. В его характеристике жилище — это тюрьма. И чем дальше развивается архитектура, тем больше человеческое жилище напоминает место заточения хищника в культуре. История западной архитектуры, знатоком и тонким ценителем которой был Шпенглер, с позиций его философии техники предстает как пример «чудовищно растущей искусственности».

XVIII век, пишет Шпенглер, поставил вопрос о смысле культуры. Ответы на этот вопрос пронизаны скепсисом, равносильным отчаянию. Достаточно вспомнить Ж.-Ж. Руссо. Со второй половины XIX в. актуальной становится проблема техники в ее взаимоотношении с культурой. И, наконец, XX в. поставил проблему «человек — техника» как вопрос судьбы мировой истории.

Анализ роли техники в истории Шпенглер начинает с обзора существующих в философской литературе точек зрения, традиций. Первая точка зрения — это тривиальный исторический оптимизм и иллюзии по поводу того, что техника есть благо и с ее помощью можно построить демократическое общество, где все будут жить хорошо и справедливо. Вторая точка зрения — это традиция недооценки роли техники в общественном развитии, ее значения для судьбы человека. Согласно этой точке зрения, техника, производство, экономика — все это низко, не это главный фактор жизни. Главное — это духовное развитие, развитие культуры и духа человека. Эту традицию Шпенглер называет филологической и критикует не менее резко, чем первую.

Далее он утверждает, что со времени наполеоновских войн огромное значение имеет распространение машинной техники, железных дорог и пароходства. И с этих самых времен встал вопрос, на который должна ответить философия: «Что такое техника и какой ее моральный и метафизический статус?»

3. Учение Шпенглера о технике как тактике жизни

Шпенглер не считает технику случайным эпизодом, ставшим столь значительным в XIX в. Нет, техника универсальна, изначально связана с человеком, к какой бы культуре он не принадлежал. Шпенглер определяет технику как тактику жизни вообще. Это тактика всего живого в борьбе за существование. Животные также обладают техникой, но у них она родовая, и особь ничего не может изменить в присущей роду технике. Человек, наоборот, свободен и прежде всего в выборе средств. Человек, по Шпенглеру, это homo-lupus-technicus, хищник-изобретатель или волк с инженерными мозгами.

Развитие человека и общества — это борьба, соперничество с помощью техники. В этой борьбе побеждают сильные духом. Они торжествуют, порабощая других людей и природу. Радость господства — высшая радость для человека. Шпенглер утверждает, что вся история — это насилие, причем естественное насилие как осуществление права умного, смелого и дерзкого хищника над другими, над массой, над природой. Вот афоризм Шпенглера из «Человека и техники»: «Мир — добыча, и из этого факта выросла, в конечном счете, человеческая культура». Здесь Шпенглер, безусловно, сближается с Ницше. Насилие, упоение насилием и воля к власти превращаются в смысл жизни. По Шпенглеру, в основе развития человечества лежит унаследованное человеком от хищников «королевское чувство собственности и права на обладание, инстинкты соперничества и вражды».

Антропосоциогенез Шпенглер представляет следующим образом: человек сразу, внезапно выделился из животного мира с помощью одного изобретения. Таким изобретением было техническое мышление и действие. Затем был совершен переход от индивидуального использования орудия труда к предпринимательскому действию, то есть к действию, адресованному многим. При этом сложилось фундаментальное и неустранимое разделение труда — на работу ведущих, вождей и работу ведомых, подчиненных масс.

Шпенглер считает, что возникновение речи связано именно с этим разделением труда. Одни повелевали, отдавали приказы, а другие должны были повторять эти приказы. Иначе невозможно было убедиться, что они понимают их смысл.

Техника не представляет собой ничего исторически особенного. Будучи ядром цивилизации, техника — это чудовищно всеобщее. Как тактика всего живого, она тождественна жизни в целом. Поэтому техника — это не столько производство орудий, машин, сколько производство самой жизни. А поскольку она равнозначна самой жизни, она не может быть изменена.

Далее Шпенглер ставит вопрос: что такое прогресс техники? Многие ошибочно полагают, что это развитие производства или навыков. Шпенглер вполне резонно утверждает, что производство орудий консервативно, косно, точно так же как техника изготовления скрипки или техника игры на скрипке. Здесь есть развитие, но не оно определяет прогресс техники. Прогресс техники состоит в изобретении новых технических средств и новых способов их использования, новой организации жизни.

Изобретают всегда отдельные личности, головы, а не руки. Изобретает тот, кто думает-, а не тот, кто делает. Само же человечество никогда и ничего не изобрело. И поэтому человечество и его прогресс — это пустые слова. Совершенно очевидно, что и здесь Шпенглер весьма последователен и не отходит от своих идей и логики «Заката Европы».

Шпенглер доказывает, что всегда существовали и будут существовать два вида техники и, соответственно, два типа людей, наделенных от природы разными способностями. Одни повинуются, подчиняются и являются объектами хозяйствования и политического действия. Другие повелевают, и в силу этого, они — субъекты хозяйственного и политического действия. Это основная форма человеческого существования, она неустранима и исчезает только с исчезновением самой жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]