Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие генетика.doc
Скачиваний:
289
Добавлен:
03.04.2015
Размер:
1.15 Mб
Скачать

Т е м а № 13 Роль наследственности в возникновении

Эмоционально-личностных нарушений,

Девиантных форм поведения и детских

Психических расстройств

В настоящее время рассматриваются различные причины, обусловливающие частоту поведенческих нарушений у детей и подростков. В ряде случаев они являются ведущими в этио­логии поведенческих расстройств, однако в большинстве случаев они сочетаются со своеобразной генетической пред­расположенностью к поведенческой патологии как таковой. Особенно велик риск реализации генетических предпосылок нарушений поведения у детей педагогически запущенных, проживающих в семьях, где родители страдают хроническим алкоголизмом, у детей, окончивших обучение в интернатах для сирот или обучающихся в них.

Генетика поведенческих расстройств является крайне ак­туальной и мало разработанной в общей и детской психиат­рии проблемой. Вместе с тем хорошо известна роль генетичес­ких факторов в формировании эмоционально-личностных нарушений и девиантных форм поведения у детей и подрост­ков. Наиболее очевидным показателем роли генетических факторов в возникновении поведенческих расстройств явля­ются выраженные эмоционально-поведенческие расстройст­ва при таких формах психической патологии, как шизофре­ния и детский аутизм, моногенные болезни, такие, как синдром Ретта, синдром фрагильной Х-хромосомы, синдром Туретта и другие. При всех этих заболеваниях и генетически обусловленных синдромах нарушения поведения и эмоцио­нальные расстройства являются ведущими в структуре аномального развития.

Нарушения поведения при шизофрении

Наиболее выраженные и стойкие поведенческие расстройст­ва имеют место при детской и подростковой шизофрении. В ряде случаев необходима дифференциальная диагностика олигофрении, осложненной психопатоподобным поведением, с шизофренией.

При начале шизофрении в возрасте до 3 лет на фоне прогредиентности процесса интеллектуальный и общий психический дефект всегда имеет сложную структуру и диссоциированный характер психопатологических расстройств. Наряду с признака­ми интеллектуального недоразвития имеет место неравномер­ность психических расстройств с парциальной сохранностью ее отдельных функций. Имеет место также и церебрастенический синдром с нарушенной умственной работоспособностью и про­дуктивностью во всех видах деятельности, не соответствующей степени снижения интеллекта. Дети отличаются пассивнос­тью, непродуктивностью во всех видах деятельности, даже в самых элементарных, что нетипично для детей с неосложненной формой олигофрении. Кроме того, задержка речевого развития при шизофрении сочетается с вычурностью речи, стремлением употреблять малопонятные слова и обороты речи, стереотипным повторением слов и фраз, развернутым обозна­чением своих действий и желаний с речью в третьем лице («Дима хочет спать»), мутизмом. Отмечается несвойственная олигофрении манерность движений. В некоторых случаях ати­пичные формы олигофрении необходимо дифференцировать с особой формой наследственной патологии — деменцией Гелера. Речевые нарушения при данном заболевании имеют харак­тер распада формирующихся начальных речевых функций.

Нарушения поведения при аффективных расстройствах

Нарушения поведения могут наблюдаться при некоторых на­следственно обусловленных психических заболеваниях, напри­мер, при маниакально-депрессивном психозе (МДП). Биполярная форма данного наследственного заболевания (биполярное аффек­тивное расстройство БП) выражается в смене двух различных фаз с характерной для каждой из них психопатологической сим­птоматикой, определенным циклом развития и полной обрати­мостью симптоматики. Характерными проявлениями эмоционального расстройства БП считаются: повышенное или пониженное настроение; речедвигательное возбуждение или заторможенность; повышенная интеллектуальная активность или тормозимость.

В фазе повышенного настроения наблюдаются двигательное и интеллектуальное возбуждения, которые сопровождаются быстрой сменой идей. При депрессивной фазе пониженного настроения, напротив, имеют место тоска, низкая работоспо­собность, иногда в сочетании с тревогой, общим беспокойством. Особое место в клинических проявлениях занимают вегета­тивные расстройства.

Эмоциональные расстройства могут также проявляться в недостаточности, однообразии эмоциональных проявлений со слабой реакцией на окружающую обстановку. В таких случаях уже в раннем возрасте слабо выражен или отсутствует «комплекс оживления» (эмоциональные реакции на мать, игрушки), наблюдаются вялость, сонливость.

В преддошкольном возрасте отсутствует или крайне низок интерес к окружающей обстановке, игровой деятельности.

В старшем возрасте наблюдается недостаточность таких эмоциональных проявлений, как сочувствие, сострадание, дифференцированное чувство привязанности, слабо выраже­ны интеллектуальные интересы.

Одним из проявлений эмоциональных расстройств может быть также эмоциональная лабильность с неустойчивостью эмоционального фона. Это наблюдается при астенических и церебральных состояниях в связи с тяжелыми соматически­ми заболеваниями, при черепно-мозговой травме, выражается в маниакально-депрессивном и шизоаффективном психозах.

Одним из проявлений эмоциональных расстройств бывает эмоциональная неадекватность, которая может проявляться при психопатиях, эпилепсии, шизофрении.

Одним из проявлений эмоциональных расстройств могут быть эмоциональная неадекватность, крайняя неустойчивость на­строения, капризность, эгоцентризм. При эмоциональной холодности имеет место недостаточность эмоциональных реакций, связанных с межличностными отношениями.

Поверхностные эмоциональные переживания характерны для эмоционально незрелой личности, при психическом ин­фантилизме. К тому же при психическом инфантилизме воз­никает пассивная подчиняемоеть, сочетающаяся с проявлени­ями абулии (нерешительности). В этих случаях имеют место бездеятельность, отсутствие инициативы. Ребенок или подро­сток совершает те или иные действия и поступки, навязанные ему другими, оставаясь при этом вялым, пассивным, безучаст­ным. Кроме того, поведение становится непоследовательным, с большой зависимостью от окружающих. В этих случаях при отсутствии внешнего организующего влияния формируются девиации поведения по типу «пассив­ного дрейфа» в социально дезадаптированной группе.

Эмоционально-поведенческие пароксизмы при эпилепсии

В настоящее время доказана роль генетических факторов в возникновении большинства форм эпилепсии. Кроме судо­рожных припадков, для эпилепсии характерны эмоционально-поведенческие пароксизмы, которые проявляются в виде страха и нарушений настроения — дисфории. Ребенок стано­вится капризным, раздражительным, иногда проявляются аг­рессивность и грубость. Кроме того, у детей старшего возраста могут наблюдаться эпилептические психозы в виде делирия (бреда со зрительными галлюцинациями) и сумеречных состо­яний. Часто дисфория проявляется в виде нарушений поведе­ния: на ребенка «находит» что-то непонятное, появляется страх, резко меняется поведение, иногда может возникать возбужде­ние — приподнятое настроение. Дисфория у детей и подростков с эпилепсией крайне разнообразна, например, может наблю­даться психомоторное возбуждение с импульсивностью и раз­рушительными действиями.