Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1-15.docx
Скачиваний:
33
Добавлен:
09.04.2015
Размер:
549.53 Кб
Скачать

4.Факторы формирования технологий маркетинга персонала. Односторонний подход к выбору профессии и места работы, Переоценка ценностей.

Переоценка ценностей — это изменение или смещение рейтинга наиболее значимых мотиваторов при выборе профессии и места работы в жизненных планах трудоспособного населения и, прежде всего, молодежи. Складывающаяся под влиянием экономичес­кого базиса традиционная поведенческая линия общества дли­тельное время характеризовалась тем, что утвердилось мнение: труд является как общественной нормой, так и наиболее важ­ным источником дохода для среднего гражданина. В конце 1970 —

Рис. 1. Факторы формирования технологий маркетинга персонала

начале 1980-х гг. оно стало постепенно трансформироваться, что предопределило необходимость пересмотра взглядов на приро­ду и способы привлечения людей к труду.

Опрос репрезентативной выборки занятых, проведенный в 1980-те гг. в ФРГ с целью выявления отношения респондентов к изменению продолжительности их рабочего времени, показал следующие результаты (табл. 3.1).

На заданный вопрос: «Если больше работать означает боль­ше зарабатывать и если меньше работать означает меньший до­ход, хотели бы Вы лично в этом случае: 1) работать больше, 2) ра­ботать меньше или 3) работать столько же, сколько сейчас», рес­понденты распределились относительно ориентаций на большую или меньшую продолжительность работы примерно одинаково. Лишь у тех социальных групп, рабочее время которых перегру­жено, желание работать выражено более явно. В соответствии с этим, с одной стороны, начало 1980-х гг. не определило отправных точек для «бегства» от работы или выраженной ориентации на свободное времяпрепровождение с отказом от доходов.

С другой стороны, практика показала, что такие ценности, как приспособляемость, упорство, дисциплина и прилежание, в ра­бочей жизни молодых людей все больше уходят на задний план, освобождая место потребности в более емком свободном про

странстве для личностного самовыражения и самоопределения, участия в обсуждении и принятии решений на предприятии. Самосознание многих молодых людей меняется в сторону наби­рающего силу представления о действительных ценностях и со­ответственного этому критического отношения к выбору рабо­чего места и найму, обусловленному так называемой производ­ственной или экономической необходимостью, или, по-другому, принуждением. Критическое отношение к месту трудовой дея­тельности и скепсис по поводу выбора «нужной народному хо­зяйству» профессии представляют субъективную сторону форми­рования ценностной базы индивида. Объективной стороной яв­ляется эволюция отношения общества к занятости человека, все в большей степени выражающаяся в требовании гуманизации тру­да, осмысленной роли работника, учете его возрастающих вне- профессиональных интересов и действий.

Мнение экспертов, анализирующих наблюдаемые в органи­зациях тенденции изменения поведения работников, как пока­зывает практика, неоднозначны. Соглашаясь, что это результат скорректированных ценностей, многие из них перед выражением «переоценка ценностей» все же пишут «так называемая». Такая осторожность в оценке обосновывается неуверенностью в том, что действительно ли идет речь о настоящей, глубокой ценнос­тной переориентации или только о локальной реакции индиви­да на сокращение рабочего времени при увеличении материальных возможностей проведения свободного времени.

Обозначенная тенденция еще в начале 1970-х гг. была иссле­дована американцем Дэниелом Беллом, специализирующимся на проблемах социальной науки. Преследуя цель типизации совре­менного западного индустриального общества, ученый пришел к выводу, что прослеживается ценностная неустойчивость меж­ду двумя восприятиями индивида: профессионально-трудовым (рабочим), с одной стороны, и личным (внерабочим) — с дру­гой. Ценности и нормы двух сторон восприятия больше не со­впадают, чем совпадают, или совпадают лишь отчасти: все чаще возникает конкуренция ценностей или расхождение ценностей. Если, например, на рабочем месте действуют такие нормы, как пунктуальность, экономное расходование материалов, то в лич­ном смысле все по-другому: как потребитель, работник призы­вается не к длительной экономии и не к отказу от всего, а к тому, чтобы просто в кредит оплатить следующее желаемое приобре­тение или поездку в отпуск. В 1988 г. в объявлении одного из производителей мебели конкуренция ценностей прошла яркой нитью. Он рекламировал кровати с помощью такой фразы: «Лежа на них, чувствуешь себя так хорошо, что выходные могли бы про­длиться и до вторника!». Резюмируя исследование, Д.Белл в под­тверждение своих выводов посетовал: «Что бы сказал по этому поводу сам мебельный фабрикант, если бы его сотрудники пос­ледовали этому примеру?». Показательной в этом плане можно считать и рекламу сигарет, которая в сопроводительном плака­те обещает расцвет собственной независимости и саморазвития. От своих же работников сигаретная индустрия наверняка ожи­дает высоких результатов.

Встречаются мнения, что тема переоценки ценностей несколь­ко раздута, тем не менее никто не отрицает, что сформировался новый тип кандидата на вакансию, осознающего свою значимость, критически настроенного по отношению к предприятию-рабо­тодателю, не ограничивающегося удовлетворением потребностей материального уровня. Познание особенностей кандидата на ва­кансию помогает менеджеру по персоналу «уловить сигнал» кон­кретной проблемы, разрешение которой состоит в поиске и на­хождении баланса между экономическими, техническими и орга­низационными требованиями предприятия и жизненными пла­нами и целеустановками работника.

В теории и практике управления персоналом стало обиход­ным такое выражение, как «тренд измененных ценностей». Ре­гулярно фиксируемый специалистами по персоналу, он дает представление об эволюции главных потребностей кандидатов на наем и собственного персонала организаций. В табл. 3.2 при­ведены основные гипотезы, формирующие тренд измененных ценностей. Основными в период между XX и XXI вв. стали сле­дующие основные ценности:

  • стремление к саморазвитию и удовлетворению жизнью;

  • эмансипация женщин;

  • уменьшающаяся готовность к подчинению;

  • снижающееся значение работы как обязанности;

  • растущая оценка свободного времени;

  • высокая оценка сохранения природы;

  • сохранение физического здоровья.

Односторонний подход к выбору профессии и места работы —

продукт эволюционного развития общества. Выявленные тенден­ции в профессиональном определении трудоспособного населения и прежде всего молодежи показали, что ориентации на профес­сии складываются в значительной степени под влиянием нере­алистичных предположений и социальных штампов, чем реаль­ной ситуации и возможностей. По статистике западно-европей­ских стран, в 1980-х гг. в сфере профессионально-технического образования было свободно большое количество учебных мест: например, в Германии в 1988 г. недобор плотников и каменщи­ков в профессиональные училища составлял 40%, штукатуров — около 60%, переработчиков мяса — 45%, пекарей — 30%, пова­ров — около 25%. В то же время в так называемой «конторской» сфере (делопроизводители, служащие промышленных предпри­ятий, банков и сберегательных касс) всегда спрос намного пре­вышал имеющееся предложение (несмотря на то, что по этим профессиям из-за высокой доли абитуриентов, дипломирован­ных служащих по торговле и сбыту, организации производства господствует сильная конкуренция служебного продвижения, ос­ложняющая и сужающая возможности карьерного роста).

На предприятиях с выявленной проблемой недобора практи­кантов и рабочих для внутреннего производственного обучения (в целом или по определенным профессиям) стало необходимо предпринять шаги, чтобы сломить предубеждения против неприв­лекательных профессий и заинтересовать в них молодежь с хо­рошим аттестатом зрелости, а также получивших начальное про­фессиональное образование. Практика показала, что «ремеслен­ная» область представляет для предприятия наибольшую опасность с точки зрения привлечения соответствующей современным тре­бованиям пригодности рабочей силы и без реализации необхо­димых мер может вызывать заинтересованность лишь у тех вы­пускников школ, уровень подготовки которых не оставляет им шансов на успех в других образовательных и профессиональных сферах.

Коррекция одностороннего подхода к выбору профессиональ­ного пути, важная и необходимая по своей сути, в то же время не должна представлять грубую рекламную акцию и подменяться тезисом о том, что молодежь будто бы стремится заняться ре­меслом. Конец 1980 — начало 1990-х гг. ознаменовались новой проблемой — снижением интереса молодых людей к инженер­ным специальностям и концентрацией студентов в учебных за­ведениях, ведущих подготовку по гуманитарным, социальным и экономическим наукам. По оценке руководителя службы управ­ления персоналом одного из крупных предприятий ФРГ, на ука­занный период, чтобы покрыть потребность народного хозяйства Германии на предстоящие 10—20 лет, около половины всех на­чинающих профессиональное обучение должны идти на инже­нерные или естественно-научные факультеты. Недостаток мо­лодой рабочей силы оценивался на тот период в диапазоне 25— 50 тыс. человек.