Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Voprosy_po_KPZS.docx
Скачиваний:
223
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
796.05 Кб
Скачать

21. Понятие, сущность, предпосылки возникновения итальянского фашизма и германского национал-социализма. Соотношение понятий «фашизм», «национал-социализм», «политический режим»;

   Фашизм – как политический режим обладает рядом особенностей, отличающих его от иных авторитарных режимов.

        Фашизм не только целиком уничтожает демократию, но и теоретически обосновывает необходимость установления тоталитаризма.

        Фашизм просто уничтожает такие принципы – как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права.

        При фашизме: возрождается кастовая система, при которой все граждане распределяются по подчиненным фашистскому государству корпорациям, а социальная борьба и профсоюзная деятельность запрещаются и объявляются государственным преступлением.

        В некоторых странах действуют неофашистские партии и организации, ставящие своей задачей уничтожение демократии и замену её фашистским режимом. Фашистские партии и организации предпринимают попытки к объединению не только в национальных, но и в международных масштабах.

Становление и развитие итальянского фашизма

Итальянский фашизм - результат объединения части левых, разочаровавшихся в марксизме, «новых националистов» и представителей «национального синдикализма». Это идеологическое движение перенесло принцип классовой борьбы на международную сцену. Следуя за идеями немецкого экономиста Фридриха Листа, фашисты верили в то, что высокоразвитые промышленные государства создали препятствия на пути торговли и обмена для более слабых стран, мешая им преодолеть недоразвитость. В их борьбе только идея нации могла стать опорой стабильности, а сильное тоталитарное государство способно обеспечить рост в экономике. Фашисты утверждали, что пролетарская Италия после тысячелетней униженности и подчинения должна с помощью быстрой индустриализации стать равной современным «плутократиям», жертвой эксплуатации которых она и является. Ведь среди больших европейских держав-победительниц Италия была более всех истощена Первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в кризисном положении. Нигде в Европе не было такой безработицы и нищеты. Первые фашистские организации возникают в Италии вскоре после окончания Первой мировой войны.

Хотя Италия испытала в войне ряд поражений, она была одной из стран-победителей. Италия получила Южный Тироль и Истрию с Триестом, но ей пришлось отказаться в пользу Югославии от далматинского побережья, тогда как Фиуме (Риска) был объявлен вольным городом. Общественное мнение Италии возмущенно реагировало на такое решение союзников и на предполагаемую нестойкость итальянского правительства.

Перед лицом этих националистических эмоций итальянское правительство не решилось вмешаться, когда итальянские войска под предводительством поэта Габриеле Д'Аннунцио не выполнили приказа об отходе и 12 сентября 1919 года своевольно оккупировали город Фиуме. В течение 16 месяцев Д'Аннунцио, присвоивший себе титул «начальника», хозяйничал в городе, развив уже тогда все элементы политического стиля фашистской Италии. Сюда относятся массовые шествия и парады его сторонников в черных рубашках под знаменами с изображением мертвой головы, воинственные песни, приветствие по древнеримскому образцу и эмоциональные речи Д'Аннунцио.

Организация фронтовиков «Боевые отряды», основанная Муссолини в Милане 23 марта 1919 года, приняла политический стиль Д'Аннунцио за образец. 7 ноября 1921 года Муссолини сумел объединить свое движение в партию (Национальную фашистскую партию, НПФ) и за поразительно короткое время организовать массовое движение, которое уже в начале 1921 года насчитывало почти 200 000 членов.. Идеология и военизированный внешний облик нового движения привлекали, наряду с националистами и бывшими социалистами, главным образом участников войны и молодых людей, видевших в этом необычном движении, столь решительно отвергавшем все прежние партии, единственную еще неиспытанную политическую силу, от которой они ожидали радикального решении не только национальных, но и своих личных проблем. Чем более неопределенно и даже противоречиво звучали требования фашистского движения, тем больший они производили эффект.

Центральность понятия «нация» в фашистской доктрине очевидна. Ещё до прихода власти в Италии идеолог Бенито Муссолини писал, что фашизм видит «нацию как стоящую до и выше чего-либо». В этой идеологии нация рассматривается не как совокупность индивидов, а как органическое единство, выражающее своё мнение и волю в вожде, а суверенитет - в государстве. В тоже время для фашистов нация являлась «мифом», «идеальным представлением возможного будущего», а также наследием тысячелетней традиции «вечного Рима». Она воодушевляла граждан на жертвенность, трактовалась как память о героическом прошлом и одновременно мечта о будущем. Реальная же нация, связанная территорией, языком, экономикой, и общей историей, была лишь сырьём, которому истинную форму и целостность, моральное, политическое и экономическое единство придаёт фашистское государство: «Не нация создаёт государство… Скорее нация создаётся государством, оно даёт народу, осознающему своё моральное единство, волю и тем самым делает его существование эффективным».

Муссолини систематически изложил свои политические взгляды лишь в 1932 в 14 томе Итальянской энциклопедии. Статья состояла из двух частей: «Фундаментальные идеи» и «Политическая и социальная доктрина». Считается, что первая написана итальянским философом-неогегельянцем Джованни Джентилле, который отдал авторство дуче. Фашизм был определён в качестве религиозной концепции, которая якобы снимала границы между публичным и индивидуальным, позволяя реализовать «всеобщность свободы».

В основе фашистского учения Муссолини - принцип абсолютизации Государства с «большой буквы» в прямом и переносном смысле: «Всё для государства, всё во имя государства, ничего помимо государства». В дальнейшем Муссолини объявил фашизм «здоровой политической концепцией», которая является «и действием, и мышлением». Более того, фашизм как мышление вполне самодостаточен, ибо уже содержит оправдание самого себя. В такой связи фашизм выступает одновременно источником политических институтов, задающих их форму и содержание, и «воспитателем и покровителем духовной жизни».

Как и всякая тоталитарная идеология, фашизм претендует на радикальную перестройку человека, его характера и веры. Дуче считал «железная логика природы» состоит в том, что сильный всегда берёт верх над слабым. Фашизм отрицает либеральные и социалистические модели исторического развития, ибо они ведут к деградации «до простого физического существования» и, отвергая демократию как «договорную ложь политического равенства», соглашается использовать её как инструмент мобилизации масс («организованная, централизованная и авторитарная демократия»).

Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры является внешняя экспансия. Муссолини заявлял претензии на то, чтобы «возродить Римскую империю». «Война - признак жизненной силы нации, смысл истории» провозгласил в своей «Доктрине фашизма» Муссолини.

Можно выделить следующие черты итальянской фашистской идеологии, которые ярко и отчётливо были привнесены в практику ежедневной политической жизни. В первую очередь определилась тенденция «вождизма», единоличной диктатуры. Уже закон 1925 года О полномочиях главы правительства делал премьер-министра неответственным перед парламентом. Министры превратились в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались и смещались по воле последнего.

В течение многих лет (до 1936 года) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно. Закон 1926 года «О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» предоставил исполнительной власти, то есть тому же главе правительства, право на издание «декретов - законов». При этом никакой грани между «законами», оставшимися компетенцией парламента, и «декретами-законами» проведено не было.

Вторая быстро выявившаяся тенденция касалась фашистской партии: она стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены. Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты.

Третья тенденция может быть определена словом террор. Фашистский режим не может иначе держаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами. Соответственно с этим определяется значение многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини. Помимо общей полиции существовали: «организация охраны от антифашистских преступлений» (ОВРА), «особая служба политических расследований», «добровольная милиция национальной безопасности» [9, с.413-418].

Противники режима находились под наблюдением специальной тайной полиции; специальные суды приговаривали их к длительным срокам заключения или к интернированию на отдаленные острова. Для осуждения не требовалось никаких иных мотивов, кроме подозрения в «политической неблагонадежности».

Специфика германского национал-социализма

Национал-социализм отличается от итальянского фашизма пониманием государства. Немецкие идеологи считали государство «производным продуктом» расы. Антропологическая раса приоритетна для немецкой версии фашизма. Идея расы интерпретировалась как воплощение души, форма и фигура души. Отсутствие расовой определенности означает незаконнорожденность, парадоксальный «не-тип» по отношению ко всем расовым типам вообще. Соответственно, такой «не-тип» противостоит высшему, культуротворящему расовому типу. «Не-тип» угрожает идентичности народа, который определяется уже не как нация - нация несет в каждом своем представителе лишь некоторую долю расы, - а как воплощение некоего «мистического синтеза», мифа. «Арийский миф» говорил о немцах, как о наследниках великого племени, создававшего древние цивилизации. От них немцы, по мысли Гитлера, получали право на «коллективный и священный эгоизм нации», переданное посредством крови. И теперь миссией немцев становится не немецкая культура, традиция, язык, не национальная идея, а охранение крови (а в действительности - только мифа крови).

Отличительными элементами нацистской идеологии можно считать замену итальянского «римского мифа» на «арийский миф», основанный на нордицизме. Таким образом, фашизм - это праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социальные ценности, основанное на государственном режиме тоталитарного типа. В узком «классическом» смысле – это феномен политической жизни Италии и Германии 1920-40-х гг. При установлении фашизма устраняется разделение властей и политическая оппозиция, разрастается полицейский аппарат как способ подавления протесов, а государственный аппарат полностью сращивается с фашистской партией, в то время как её руководитель обладает неограниченными властными полномочиями. Фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии «новый порядок» и предельно жёсткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя». Однако разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии во Второй мировой войне привёл к ликвидации фашизма «классического образца», но в тоже время породил определённые его видоизменения и модификации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]