Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции.doc
Скачиваний:
70
Добавлен:
19.04.2015
Размер:
578.05 Кб
Скачать

3. Модель состава системы

Очевидно, что вопросы, касающиеся внутреннего устройства системы, невозможно решить только с помощью модели «черного ящика». Для этого необходимы более развитые, более детальные модели.

При рассмотрении любой системы, прежде всего, обнаруживается то, что ее целостность и обособленность, отображенные в модели «черного ящика», выступают как внешние свойства. Внутренность же «ящика» оказывается неоднородной, что позволяет различать составные части самой системы.

При более детальном рассмотрении некоторые части системы могут быть в свою очередь разбиты на составные части и т.д., те части системы, которые рассматриваются как неделимые, будут называться элементами.

Части системы, состоящие более чем из одного элемента, называются подсистемами.

В результате получается модель состава системы, описывающая, из каких подсистем и элементов она состоит (рис. 3).

Система

Подсистема

Подсистема

Рис. 1.3. Модель состава системы

Рассмотрим упрощенные примеры моделей состава системы для некоторых систем (табл. 1.2).

система

п

одподсистема

элемент

элементэлемент

элемент

элемент

подсистема

элемент

элемент

элемент

элемент

элемент

элемент

подсистема

13

1. Системность как всеобщее свойство материи, практической деятельности и познания.

Термины теория систем и системный анализ или, более кратко — системный подход, несмотря на период более 25 лет их использования, все еще не нашли общепринятого, стандартного истолкования.

Причина этого факта заключается, скорее всего, в динамичности процессов в области человеческой деятельности и, кроме того, в принципиальной возможности использовать системный подход практически в любой решаемой человеком задаче.

В последние два десятилетия механизм изменений, особенно социальных и экономических, приобрел характер очень быстрых, спонтанных изменений. Множество казалось бы независимых друг от друга факторов вдруг начинают взаимодействовать, складываться в систему и производить изменения. На основе нескольких нелинейных физико-математических теорий формируется теория сложности, которая вбирает в себя и теорию хаоса,( описанную немецким физиком Германном Хакеном), и теорию фракталов, (описанную норвежским физиком Ейнсом Федером).

В настоящее время совершенно ясно, что не существует отдельных, абсолютно обособленных, наук - физики, химии, биологии, математики и т.д. Все они тесно связаны друг с другом, постоянно контактируют, переходят друг в друга, образуя вместе некую единую систему знаний. Для обобщения всех этих знаний в некое неразделенное знание нужна наука, изучающая общие для всех конкретных наук закономерности. Такой типично наукой и стал системный анализ.

Системность является всеобщим свойством материи и человеческой практики.

Первым из объективных факторов возникновения и развития системных представлений является природная системность человеческой практики.

Человеческая практическая деятельность это активное и целенаправленное воздействие на природу.

Практическую деятельность человека можно определить как активное воздействие на окружающую среду для достижения определенной цели.

Основными признаки системности в практической деятельности являются:

  • подчиненность данной деятельности определенной цели;

  • структурированность;

  • взаимосвязанность составляющих её частей;

  • алгоритмичность.

По отношению к деятельности человека эти признаки очевидны, т.к. каждый из нас легко обнаружит их в своем собственном практическом опыте. Всякое наше осознанное действие преследует определенную цель и имеет дело с некоторым конечным числом объектов, которые вместе с нами составляют целостное образование.

Всякое действие представляет собой совокупность взаимосвязанных более мелких действий, причем все эти действия должны выполняться не произвольно, а в определенной последовательности.

Последовательность построения деятельности по-другому называется алгоритмом.

Если раньше понятие алгоритма применялось только в математике и означало точно определенную последовательность операций над числами и другими математическими объектами, то сейчас говорят уже об алгоритмичности любой деятельности.

Причем речь идет не только об алгоритмах действий, явно алгоритмичных (обучение, принятие управленческих решений), но даже об алгоритмах творчества (изобретательство, сочинение музыки и т.п.).

Оказывается, что, во-первых, все действия подчиняются определенному алгоритму, хотя этот алгоритм в реальных условиях не всегда и осознается (например, композитор сочиняет музыку, шофер автоматически реагирует на изменение дорожной обстановки, вратарь «не думая» ловит в броске мяч и т.п.), и,

во-вторых, если результаты каких-то действий оказываются неудовлетворительными, то причину этого следует искать, прежде всего, в несовершенстве алгоритма.

Практической деятельности человека присуща алгоритмичность и алгоритмизация является важным средством ее развития.

Роль системных представлений в практике постоянно увеличивается, растет сама системность человеческой практики.

Непредвиденные условия и невозможность полной формализации многих практических действий возникает:

  • в процессе руководства коллективами организаций,

  • при управлении производственными системами и процессами,

  • при проектировании и эксплуатации крупных технических комплексов,

  • при вмешательстве в жизнедеятельность человеческого организма,

  • при воздействии человека на природу, т.е. в тех случаях, когда приходится взаимодействовать со сложными системами.

Повышение эффективности такого взаимодействия является как объективной, так и субъективной необходимостью, и, естественно человечество вырабатывает способы решения возникающих при этом проблем.

Совокупность таких способов представляет собой уровень системности практической деятельности человека называемый информатизацией.

Второй объективной причиной возникновения системных наук является системность человеческого мышления, а, следовательно, и познания.

Противоречие между неограниченностью желаний человека познать мир и ограниченностью существующих возможностей сделать это, между бесконечностью природы и конечностью ресурсов человечества имеют много важных последствий, в том числе и в самом познании человеком окружающего мира.

Одна из особенностей познания, которая позволяет постепенно, поэтапно разрешать эти противоречия, - наличие аналитического и синтетического образов мышления.

Суть анализа состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде совокупности более простых элементов. Но чтобы познать целое, сложное, необходим и обратный процесс – синтез. Это относится не только к индивидуальному мышлению, но и к общечеловеческому знанию.

Аналитичность человеческого знания находит свое отражение в существовании различных наук, в продолжающейся дифференциации наук, во все более глубоком изучении все более узких вопросов, каждый из которых сам по себе тем не менее интересен, важен и необходим. Вместе с тем столь же необходим и обратный процесс синтеза знаний. Так возникают "пограничные" науки типа биохимии, бионики, биофизики и др. Это одна из форм синтеза.

Расчлененность мышления (на анализ и синтез) и взаимосвязанность этих частей являются очевидными признаками системности познания.

Следовательно, в человеческом мышлении, т.е. его логическом, сознательном мышлении отражается системность природы, а также системен и сам результат познания, т.е. сами полученные знания, само их представление.

Обсуждая объективные причины развития системных представлений, мы убедились, что и человеческая практическая деятельность и человеческое мышление системны. Возникает вопрос: не является ли системность специфической особенностью природы, отражаемая в сознании человека и ее практической деятельности?

Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту.

Отражение природы в мысли человека есть отражение развития природы в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их.

Проверяя и применяя в практике своей и в технике правильность этих отражений, человек приходит к абсолютной истине как совокупности истин относительных. Истина есть процесс. От субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику (и технику).

Следовательно мы можем утверждать, что системность – это не только свойство человеческой практики и его сознания, но свойство всей материи.

Системность нашего мышления вытекает из системности мира. Современные научные данные и современные научные представления позволяют говорить о мире как о бесконечной иерархической системе систем, находящихся в развитии на разных стадиях развития, на разных уровнях системной иерархии.

Таким образом, системны не только человеческая практика и мышление, но и сама природа, вся Вселенная.

Системность – это всеобщее свойство природы, которое можно трактовать как форму существования материи.

Известные ее формы - время, пространство, движение, структурированность – представляют собой частные проявления, аспекты системности мира.