Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы.docx
Скачиваний:
48
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
39.38 Кб
Скачать
  1. Основные методологические подходы в современном и зарубежном литературоведении.

  1. Научная деятельность Лотмана. Тартуско-московская семиотическая школа.

Школа была создана в 60е годы из двух групп исследователей: каф.Рус.лит. города Тарту, Эстония(Лотман, Егоров, Минц, Чернов) + московские лингвисты и литературоведы (Успенский, Топоров, Иванов).

Основатели школы опирались на русских формалистов, но критиковали их. «Инвентаризация приёмов» ни к чему не ведет (перечислить используемые приемы и описать их, показать форму произведения искусства – не самое главное). Приёмы формалистов оторваны от цели творчества, эстетического мышления. Нет единства планов содержания и выражения.

Школа разрабатывает свой метод, взяв за основу традиции структурной лингвистики (де Соссюра), математического моделирования и статического метода. Первые работы были представлены в рамках Летней школы в 1964 году. Летние школы проводились каждые 2 года. Основная работа: «Труды по знаковым системам».

Вдохновитель школы – Юр.Мих.Лотман – советский литературовед, культуролог. Один из основоположников структурно-семиотического метода при анализе текста. Автор трудов «Лекции по структуральной поэтике», «Структура художественного текста». Перу Лотмана принадлежит большая работа по жизни и творчеству Пушкина.

Задача структурального анализа: выявить структурные элементы и принципы их применения в тексте. Лотман утверждал: «Литературоведение должно быть наукой». Ученый предложил рассматривать произведение с функциональных позиций: произведение – некая модель, где можно выделить определенные структурные уровни и проследить, как каждый элемент работает на том или ином уровне.

  1. Основные понятия структуральной поэтики Лотмана.

В «Лекциях по структуральной поэтике» Лотман говорит, что зачастую явления жизни при ближайшем рассмотрении оказываются структурой из элементов. Необходимо понять каждый элемент и определить его место в системе.

От наблюдения и описания перейти к анализу систем (к рассмотрению функций явлений в системе).

Два типа анализа должны сопутствовать друг другу:

  1. Анализ отдельных элементов и механизмов как данности (материальной природы) и

  2. Анализ функциональной природы элемента (природы отношений между элементами)

Структура – есть система отношений элементов в тексте.

У всего в произведении есть структура. Не существует отвлеченных понятий (структура идеи, структура поэтического представления о действительности).

Почему следует применить структуральный метод? Потому что есть 3 научных дисциплины, работающих отдельно друг от друга: теория лит-ры, история лит-ры, стиховедение. Нет единой методологии, охватившей бы все аспекты. Между этими дисциплинами возможна тесная связь ,но она не рассматривается.

Лотман говорит о том, что должны быть критерии для обоснования связи между системой поэтических средств и содержанием.

«Подлинное изучение худож.произведения возможно лишь при подходе к произведению как к единой и многоплановой структуре».

Структуральный метод, прежде всего, изучает значение, семантику литературы.

  1. Лотман о проблеме текста. Текст и художественное произведение.

При обозначении проблематики структурального подхода необходимо четко разграничить понятия «Т» (внутритекстовые связи: синтаксис, фонетика, мотивика, сюжет, композиция) и «ХП» (+внетекстовые отношения: жанровая система эпохи, родные для автора модели, личность автора).

Текст не существует сам по себе, он всегда включен в контекст.

Текст – это знак определенного содержания.

Понятие текста разнится в лингвистике и литературоведении:

1)лингв: без разницы как текст будет записан (звуком, от руки, печатно). Это не подвергается анализу.

2)лит-вед: изменение записи текста влияет на глубину восприятия смыслов. План выражения (то, как текст был записан, воспроизведен) влияет на глубину плана содержания (то, как текст будет понят).

Текст в понимании формалистов оказывается раздробленным на приёмы. Перечисление приёмов ничего не даёт. Приёмы оторваны от цели творчества, эстетического мышления и истории литературы. Поэтому понятие «приём» Лотман заменяет понятием «художественная функция произведения».

Произведение воспринимается на фоне определенной традиции!

Пушкина воспринимали на фонах Вольтера, Марлинского, Карамзина. Каждое соотношение с фоном является приёмом, но на каждом фоне приём играет по-своему. Некоторые приемы со временем теряются в фоне(как отсутствие метафор у Пушкина, которое раньше воспринималось новаторским приёмом на фоне романтиков), другие же приёмы выделяются ярко.

Мы получаем не отдельный приём, а гамму приёмов и их работу, их художественную функцию.

  1. Обоснование семиотики литературы в трудах Лотмана.

Семиотика – наука о знаковых системах. Лотман «Семиотика культуры и понятие текста».

В динамике развития семиотике наблюдаются 2 тенденции:

1)стремление к точному моделированию (объектами изучения становятся не тексты как таковые, а модели моделей)

2)внимание к функционированию реального текста.

Вторая тенденция ведет к образованию семиотики культуры.

Лотман интерпретирует "школьный конфликт" в романе Пушкина "Евгений Онегин" между Татьяной, Онегиным и Ленским. По мнению Ю. М. Лотмана, эти персонажи не понимали друг друга потому, что они использовали разные культурные знаковые системы: Онегин был ориентирован на английский байронический романтизм с его культом разочарованности в жизни и трагизмом, Ленский - на немецкий романтизм с его восторженностью и ученостью, а Татьяна, с одной стороны, на английский сентиментализм с его чувствительностью, порядочностью и "хорошими концами", а с другой - на русскую народную культуру (поэтому она из всех трех оказалась наиболее гибкой).

  1. Феноменологический метод (Р. Инарден).

Феноменология – наука о сознании. Ее основоположником является Эдмунд Гуссерль.

1. Сознание – это бесконечный поток.

2.Главная характеристика сознания – направленность на предмет: сознание всегда направлено на что-либо, оно всегда есть сознание о чем-то.

3. Единицами сознания являются феномены – те субъективные формы, в которых человеку является мир. Именно с феноменами собственного сознания имеет дело человек, а не с предметами реального мира.

Знаменитая максима: «Без субъекта нет объекта».

Опора литературной критики на феноменологическую философию породила оригинальную теорию произведения и оригинальную методологию работы с ним.

В основе универсальной феноменологической теории литературы лежит постулат: произведение есть феномен сознания, продукт и результат его деятельности.

Субьекты сознания: автор и читатель.

Если исследовать с позиции автора – рассматриваем акты авторского сознания: фантазирование, воображение, воспоминание, подражание и др.

Если исследовать с позиции читателя – изучается совокупность актов сознания, которые обеспечивают художественное восприятие (воображение, эстетическое восприятие, понимание, реакция, идентификация с героем).

Выдвигается идея о том, что произведение представляет собой феномен сотрудничества автора и читателя.

Чтение как эстетическую коммуникацию, коммуникацию сознаний рассматривает польский философ Роман Ингарден.

1) Понятие «схематичности художественного произведения» (никакое повествование не может дать полного представления о событии, т.к. любое событие оригинально в чертах и автор обладает только ограниченным набором выразительных средств. Поэтому всякое описание и повествование «схематично» и обладает «смысловой незавершенностью»)

2)схематичность акцентирует внимание на важном и эстетически значимом. Поэтому существуют разные прочтения одного и того же произведения.

3) произведение обладает направленностью(интенц.), оно является продуктом авторского сознания, оно задумано и реализовано конкретным субъектом в соответствии с его собственной интенцией.

В акте чтения происходит коммуникация автора и читателя.

4) среди множества разных типов конкретизации произведения существует такой, который более всех других соответствует его «оригинальной сущности».

Структурную основу произведения, по Ингардену, как минимум образуют четыре слоя (уровня):

1. фонетический (уровень звучаний);

2. семантический (уровень значений);

3. предметный (уровень содержания);

4. наглядных образов (уровень явленности объектов).

Концепция Ингардена названа структурной феноменологией и открывает возможности к аналитическому исследованию литературы.

7. Герменевтический подход к изучению художественного текста (г.Г. Гадамер). Понятие герменевтического круга.

Содержание учения Гадамера о художественном произведении.

В определении произведения Гадамер вступает в полемику с предшествующей герменевтикой, в рамках которой произведение рассматривалось как объективная наличная данность, скрывающая в себе некую совокупность готовых смыслов. С точки зрения Гадамера, произведение не есть нечто завершенное, застывшее, готовое, объективно данное.

Произведение проходит несколько стадий и обладает собственной историей. У произведения есть:

-прошлое (оно создано определ.человеком в определ.эпохе)

-порывая с прошлым произвед. вступает в стадию ожидания.

-ожидает своей реальзации (

Статья «О круге понимания»:

Целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное – на основании целого. Это герменевтическое правило берет начало в античной риторике. Анализируя герменевтический круг, Шлейермахер различал в нем объективную и субъективную стороны. Как отдельное слово входит во взаимосвязное целое предложение, так и отдельный текст входит в свой контекст – в творчество писателя, а творчество писателя – в целое, обнимающее произведения соответствующего литературного жанра или вообще литературы.

Аст требовал от герменевтики восстановления согласия между античностью и христианством.

У Хайдеггера герменевтический круг получает совершенно новое значение. Хайдеггер осознает, что понимание текста всегда предопределено забегающим вперед движением предпонимания. Тем самым Хайдеггер описывает как раз задачу конкретизации исторического сознания.

Герменевтический круг Гадамер называет предвосхищением совершенства. Доступно понимаю лишь действительно совершенное единство смысла.

8. Рецептивная эстетика (Ярусс, Изер). Обоснование субьективности восприятия художественного.

Рецептивная эстетика — изучает жизнь текста во времени, его восприятие в разные периоды, зависимость истолкования от социокультурной ситуации.

В отличие от герменевтики(от которой она отделилась), рецептивная эстетика широко использует такие понятия как сочетаемость, культурологические характеристики эпохи, вызов традиции, типы героев, типы конфликтов.

Герменевтика утверждает, что понимание авторского смысла возможно, а в центре внимания рецептивной эстетики оказывается именно восприятие текста его различными читателями, и ни одно из этих истолкований не должно быть признано истинным или ложным, все они воспринимаются как данность.

Лидером рецептивной эстетики считается Вольфганг Изер. В своей работе «Изменение функции литературы» он приходит к выводу, что периоды внимания и невнимания к литературе чередуются в истории.

Ханс-Роберт Яусс: «История литературы как вызов теории литературы»: показывает противоречие между историческим и эстетическим началами при изучении литературы: наука стремится открыть закономерности, в то время как реальное движение литературного процесса построено на нарушении закономерностей, новаторстве.

Рецептивная эстетика открывает, что большинство произведений, признанных впоследствии классическими, поначалу вызывали реакцию отторжения.

Этапы функционирования классического текста в культуре:

- «Слепое» функционирование текста: отсутствие рефлексии, текст не нуждается в дополнительной интерпретаци

- Конфликт, спор с автором

- Переинтерпретация текста

Таким образом, если текст не может быть переинтерпретирован, если он «закрыт» для истолкования, его жизнь во времени прекращается, он не актуализируется. В этом смысле классические тексты являются наиболее открытыми для интерпретации.