Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия в исторической динамике культуры.doc
Скачиваний:
83
Добавлен:
11.05.2015
Размер:
1.62 Mб
Скачать

3.4. Гадамер, х.-г. Истина и метод : основы философской герменевтики / х.-г. Гадамер. – м., 1988. – с. 345, 348.

«…процесс понимания постоянно переходит от целого к части и обратно к целому. Задача состоит в том, чтобы концентрическими кругами расширять единство понятого смысла. Соответствие всех частностей целому суть критерий правильности понимания. Отсутствие такого соответствия означает неверность понимания. …

Круг, таким образом, имеет не формальную природу, он не субъективен и не объективен, – он описывает понимание как взаимодействие двух движений: традиции и истолкования. …

Смысл этого круга, лежащего в основе всякого понимания, имеет тем не менее дальнейшие герменевтические следствия, которые можно было бы назвать «предвосхищением завершенности». Это, очевидным образом, тоже есть некая формальная предпосылка,  направляющая всякое понимание. Она гласит, что понятным является лишь то, что действительно представляет собою законченное смысловое единство. Так, читая какой-либо текст, мы всегда предполагаем его смысловую завершенность, и только если это предположение оказывается неоправданным, то есть если текст непонятен, – лишь тогда мы сомневаемся в точности дошедшего до нас текста и думаем о том, как бы нам исправить эту неточность».

? Какова, по мнению Х.-Г. Гадамера, роль герменевтического круга в понимании?

3.5. Хоркхаймер, м. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / м. Хоркхаймер, т. Адорно; пер с нем. М. Кузнецова. – м., 1997. – с. 12.

«Человеческая обреченность природе сегодня неотделима от соци­ального прогресса. Рост экономической проективности, с одной стороны, создаст условия для более справедливого мира, с другой сторо­ны, наделяет технический аппарат и те социальные группы, которые им распоряжаются, безмерным превосходством над остальной частью населения. Единичный человек перед лицом экономических сил пол­ностью аннулируется. При этом насилие общества над природой дово­дится ими до неслыханного уровня. В то время как единичный человек исчезает на фоне того аппарата, который он обслуживает, последний обеспечивает его лучше, чем когда бы то ни было. При неспра­ведливом порядке бессилие и управляемость масс возрастает пропор­ционально количеству предоставляемых им благ. Материально ощути­мое и социально жалкое повышение жизненного уровня низших классов находит свое отражение в притворном распространении духовности. Под­линной задачей духа является негация овеществления. Он неизбежно дезинтегрируется там, где затвердевает в культуру товар и выдается на руки как предмет потребления. Поток точной информации и прилизанных раз­влечений одновременно и умудряет, и оглупляет людей».

? Какие стороны общества массового потребления подвергают критике М. Хоркхаймер и Т. Адорно?

3.6. Фромм, э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или Быть? / э. Фромм; пер. С англ. – к., 1998. – с. 12.

«Никогда прежде человек не был столь близок к осущест­влению своих самых заветных желаний, как теперь. Совре­менное состояние науки и техники позволят уже сегодня от­четливо видеть тот день, когда все голодные будут накормле­ны, человечество перестанет быть разобщенным и станет еди­ным сообществом. Тысячи лет понадобились для пробуждения и совершенствования человеческого интеллекта, для развития способности человека организовать общество и направить свою энергию на определенные цели. Человек создал новый мир, который подчиняется своим собственным законам и имеет свою судьбу. И глядя на свое творение, человек дей­ствительно может сказать: «Это хорошо».

Но глядя на самого себя, что может сказать человек? Осуществилась ли еще одна мечта человечества – мечта о совершенном человеке? Таком человеке, который любит сво­его ближнего, поступает по справедливости, говорит правду и реализует то, чем он является по своей сути, т.е. образ бо­жий?

Неловко задавать такие вопросы, так как ответы на них болезненно очевидны. Да, мы создали чудесные вещи – но нам самим не удалось стать достойными предпринимаемых гигантских усилий. В нашей жизни нет чувства братского еди­нения с людьми, удовлетворенности, ощущения счастья, в ду­ше царит хаос и растерянность, близкое к безумию состояние, которое похоже не на распространенную в средине века исте­рию, а на шизофрению с ее раздвоением личности и разла­дом мыслей и чувств».

? В чем, по мнению Э. Фромма, проявляется противоречие между экзистенциальным (быть) и историческим (иметь) смыслом человеческого существования в западной культуре?