Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsii_I_O_8-12.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
12.05.2015
Размер:
89.91 Кб
Скачать

Франция.

После итальянского французский Ренессанс был самым широким и почвенным, а так же самым классичным из всех североевропейских Ренессансов. Подготовленный в 15 веке национальным «арс нова», он захватил практически все 16 столетие и привел к радикальному изменению художественной жизни Франции. Именно от эпохи Возрождения ведет прямое происхождение вся последующая классицистическая и рационалистическая культура Франции.

Несмотря на сильные нидерландские влияния, французское искусство 15 века создало особую трактовку традиции «арс нова». В результате Столетней войны Париж отошел на второй план. Художественный центр перемещается в Тур. Самый крупный мастер - Жан Фуке.

Возможно, что сформировался в пределах парижской школы миниатюры. Ездил в Италию. Соединил в своем творчестве идеи итальянской и нидерландской школы. Более тяжелый, чем нидерландцы. Более аристократичный. Большая парадность, застылость.

Портрет Карла V11. Датировка плавает между 1440-1460-ми годами.

Портрет Карла V11, Фрагмент.

В тяжелой раме с надписью. Использована схема нидерландского 3/4 портрета. Репрезентативная функция - открывающаяся занавесь.

Меленский диптих, 1450-60-е гг., Мадонна с младенцем.

Меленский диптих, Этьен Шевалье.

по заказу королевского казначея Этьена Шевалье. Использование иконографии Мадонны Млекопитательницы. Условна по цвету и форме. Вместе с тем подчеркнутая геометричность. На портрете - интересный фон - инкрустации мрамором - итальянские мотивы, возможно был какой- то конкретный образец. Главное - человек в иерархии.

Портрет Гийома Жювенеля Дезюрсена.

фон тот же, что и в портрете Этьена Шевалье, но под другим углом, архитектура - как дополнительная рама.

Подготовительный рисунок к портрету Жювенеля Дезюрсена.

уголь на серой бумаге, подцвеченный коричневым и красным карандашами.

Сохранилось несколько комплексов миниатюр выполненных Жаном Фуке.

Часослов Этьена Шевалье, 1450-60-е годы.

Помещение событий в конкретный исторический пейзаж.

Часослов Этьена Шевалье, Иов на гноище.

Изображен Винсенский замок.

Часослов Этьена Шевалье, Сошествие св.Духа.

на фоне Нотр-Дам де Пари.

Часослов Этьена Шевалье, Этьен Шевалье со св.Стефаном, Мадонна с младенцем.

В интерьере. Варьируется один и тот же интерьер, уже использованный в Миленском триптихе и в портрете Жювенеля Дезюрсена. Сочетание классических и готических мотивов. Тот же мотив используется -

Та же тенденция сохраняется в иллюстрировании исторических сочинений -

Большие французские хроники, кон. 1450-х гг.

Большие французские хроники, Коронование Карла Великого.

Показан собор старый св.Петра таким как он выглядел во времена Жана Фуке.

В других миниатюрах - использует Турские пейзажи. Интересно, что иногда он использует один и тот же архитектурный пейзаж, лишь разворачивая его в пространстве и дополняя его отдельными архитектурными фрагментами.

Раздел королевства Лотаря.

Жизнь Людовика П Заики.

В конце 1450-х годов Фуке иллюстрирует сборник новелл Боккаччо «О происшествиях с благородными мужами и дамами».

Боккаччо «О происшествиях с благородными мужами и дамами», Суд над герцогом Алансонским.

Реальное историческое событие, в 1458 году осужден за содействие англичанам.

Фуке участвовал в театрализованных представлениях - влияние театральной декорации на сложение композиций.

«Иудейские древности» Иосифа Флавия, 1460-70-е гг.

сочинение 1 в. н. э. Иудейская история перенесенная в область Сены и Луары. Иерусалимский храм поставлен в панораму Тура.

«Иудейские древности» Иосифа Флавия, Взятие Иерусалима.

Реконструкция храма Соломона в готических формах.

Таким образом, хотя творчество Фуке осталось уникальным для французской школы, некоторые тенденции, намеченные в его творчестве нашли отражение в развитии французского Возрождения в 16 веке.

Собственно французское Возрождение сложилось из двух традиций - одной - классической- другой- т.н. «смеховой» культуры, которая неразрывно была связана со позднесредневековой культурой. В 16 веке произошло обновление не только художественной традиции. 16 век стал временем формирования современного французского языка, что нашло отражение в т.н. поэзии Плеяды, и, в особенности Ронсара.

Едва Камена мне источник свой открыла

И рвеньем сладостным мне на подвиг окрылила,

Веселье гордое мою согрело кровь

И благородную зажгло во мне любовь.

Плененный в двадцать лет красавицей беспечной,

Задумал я в стихах излить свой жар сердечный,

Но с чувствами язык французский согласив,

Увидел, как он груб, неясен, некрасив.

Тогда для Франции, для языка родного,

Трудиться начал я отважно и сурово,

И множил, воскрешал, изобретал слова,

И сотворенное прославила молва.

Я, древних изучив, открыл свою дорогу,

Порядок фразам дал, разнообразье слогу,

Я строй поэзии нашел - и волей муз,

Как Римлянин и Грек, великим стал француз.

В области архитектуры в этот период начинается перестройка и строительство обширных замков в районе реки Луары и за ее пределами. В том числе отстраивается и перестраивается одна из многочисленных королевских резиденций - замок Фонтенбло, работы по украшению которого положат начало новой художественной школе - школе Фонтенбло.

Основателями этой школы были два итальянских художника Россо Фьорентино и Приматиччо, к которым позднее присоединился Никколо дель Аббате. Это художники-маньеристы, но на французской почве маньеризм казался классическим и, в определенной степени, соответствовал национальному чувству формы. Итальянские мастера при украшении интерьеров замка Фонтенбло продолжили традицию близкую к французской позднесредневековой шпалере. Пространство членится на отдельные композиции - «ковры», которые окружаются многочисленными лепными фигурами. Позднее как живописные, так и скульптурные изображения были зарисованы и гравированы. Повторение и интерпретация этих мотивов у французских мастеров и составила основную массу продукции школы Фонтенбло.

Россо Фьорентино, Приматиччо, Николо дель Аббате. Галерея Франциска 1 в Фонтенбло.

слишком перегружено деталями. Специфические удлиненные пропорции фигур. Прихотливые изгибы фигур.

Приматиччо. Комната герцогини д, Этамп в Фонтенбло, 1541-45.

Еще более усложненный лепной декор и изящность форм.

В творчестве французских мастеров итальянские изобразительные мотивы интерпретируются достаточно своеобразно. Художественная манера отличается большей неуверенностью анатомии и большей декоративностью письма.

Вместе с тем, в этот период формируется особый жанр - карандашный портрет. В 15 веке карандашные портреты оставляли дома во время походов и путешествий на память семьям. Но уже в 16 веке их стали коллекционировать, создавая галереи рисунков (в частности, была особо знаменита коллекция Екатерины Медичи). Техника карандашного портрета начинается с техники рисунков Леонардо да Винчи с их косой штриховкой. На первом этапе - в 20-30-х годах 16 века, например, в произведениях Жана Клуэ, детально прорабатывается только лицо, а одежда лишь намечается отдельными лаконичными линиями. Далее карандашный рисунок будет развиваться в сторону большего иллюзионизма и полихромии. Появится интерес к изображению одежды в произведениях таких мастеров как Франсуа Клуэ, мастер «IDC», Пьер Дюмюстье.

Мастера, работавшие в жанре карандашного портрета, иногда переводили его в живописные произведения.

Жан Клуэ. Портрет Франциска 1, 1530-е.

В нем ощущается влияние манеры «арс нова». Жесткость, застылость формы. Декоративность.

Франсуа Клуэ. Портрет Габриэль д, Эстре с сестрой в ванной,

1560-е.

В живописных произведениях Франсуа Клуэ сказалось сильное влияние школы Фонтенбло с ее интересом к эротизму и декоративности формы.

В области скульптуры во Франции начинается расцвет надгробной пластики. На рубеже 15 -16 веков французское надгробие представляло собой изображение человека с признаками тления. Итальянская концепция надгробия, сформировавшаяся в 15 веке, изображала смерть как сон или моление о воскресении, добавляя к этому изображения аллегорий символизирующих добродетели. Во французском надгробии 16 века произошло наложение этих двух традиций.

Надгробие Людовика 12 и Анны Бретонской, 1530-е.

Замысел этого произведения принадлежал Гуидо Мадзони, а реализован был Джованни Джусти. Надгробие сделано в виде небольшого храмика. Сверху помещены коленопреклоненные монархи. По краям храмика показаны аллегории добродетелей. Внутри храмика лежат изображения нагих фигур монархов. Подробно изображены детали мертвых тел: выпирающие ребра, разрез от горла и стежки его соединяющие, запекшиеся губы и спутанные волосы. Идея этой гробницы - тема триумфа человеческой души (но не тела), над смертью. Во многом эта связь с средневековой традицией «плясок смерти» врастет в плоть французской культуры, найдя отражение не только в скульптуре, но и в поэзии. Так, в частности, Ронсар в стихотворении «Стансы», уговаривая даму предаться любовным утехам, приводит следующие аргументы:

Для чего ты сберегла

Нежность юного чела,

Жар нетронутого тела?

Чтоб женой Плутону стать,

Чтоб Харону их отдать

У Стигийского предела?

Час пробьет, спасенья нет -

Губ твоих поблекнет цвет,

Ляжешь в землю ты сырую,

И тогда, я, мертвый сам,

Не признаюсь мертвецам,

Что любил тебя живую.

Все, чем ныне ты горда,

Все истлеет без следа -

Щеки, лоб, глаза и губы,

Только желтый череп твой

Глянет страшной наготой

И в гробу оскалит зубы.

Схема надгробия, созданная в гробнице Людовика 12 и Анны Бретонской, закрепится во французском искусстве, но будет развиваться в сторону акцентирования темы Триумфа над смертью, когда балдахин над мертвыми телами будет делаться в виде триумфальной арки.

Фелибер де л, Орм, Пьер Бонтан. Гробница Франциска 1, кон. 1540-х гг.

сверху изображены суверены и их дети. Лежащие внутри изображения трупов показаны полуодетыми со сглаженными чертами.

В этот же период возникает традиция делать специальные урны для захоронения сердец монархов.

Пьер Бонтан. Урна с прахом сердца Франциска 1, 1540-е.

стилизованный сосуд, на котором помещены изображения, сюжеты которых, возможно, были заимствованы из работ Марсилио Фичино и Франческо ди Колонна.

Несмотря на преобладание классицизирующей скульптуры, периодически в удаленных от Парижа школах французское надгробие возвращается к более архаической схеме.

Лижье Ришье. Надгробие Рене де Шалона, 1547.

Мастер происходит из Лотарингии.

В 1540-х годах французская ренессансная скульптура достигает своего наивысшего расцвета, что воплотилось в творчестве такого мастера как Жан Гужон.

Фонтан Невинных в Париже, 1547.

Фонтан с рельефами нимф, тритонов и наяд. Удлиненные гибкие фигуры вписаны в узкие панели. Изображены в разных поворотах. Легкое движение. При этом позы во многом повторяют позы рабов Микеланджело. Нарочитая удлиненность пропорций и усиленная дробность складок, ритм движения которых вторит ритму льющейся воды.

Кариатиды Лувра, 1550-е.

Декор одного из внутренних помещений Лувра. Несколько странные пропорции и обильные складки драпировок.

Во второй половине 16 века во французской скульптуре начинают нарастать маньеристические элементы, что проявляется в более вытянутых пропорциях, интересе к экспрессивности движения, контрасту использованных материалов. Эти тенденции воплотились в творчестве Жермена Пилона.

Жермен Пилон, по-видимому, был учеником Пьера Бонтана. Однако, так же известно, что некоторое время он работал в Фонтенбло.

Урна с сердцем Генриха П, 1560.

Основанием для урны служат фигуры трех граций, поставленных спиной друг к другу. Появление их неслучайно Хариты (грации) были связаны с подземным миром. В высоту фигуры - ок. 1,5 м. Пропорции вытянуты и близки к школе Фонтенбло. Форсированность мускулатуры создает ощущение скрытой экспрессии.

Надгробие Генриха П и Екатерины Медичи, 1563-1570.

Уход от итальянизирующего стиля. Использование контрастных материалов - мрамора и бронзы. Использование динамичных форм в архитектуре. Ритм форсирован

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]