Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 2.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
98.82 Кб
Скачать

Социал-демократия

Социал-демократическое движение зародилось во второй половине XIX в. Со временем социал-демократические партии, поддерживаемые рабочими, добивались на выборах большинства, необходимого для формирования правительства, и тем самым получали возможность для проведения активной социальной политики в масштабах государства. Они освоили механизмы косвенного регулирования экономических процессов (кейнсианство), а поступаемые в государственных бюджет налоги направляли в общественные фонды для удовлетворения социальных нужд. В результате в промышленно развитых странах сформировалась устойчивая сеть учреждений, обеспечивающих деятельность социального государства.

Социал-демократы, придавая большое значение политике социальной защищенности трудящихся, связывали ее с созданием общества социальной справедливости, свободы и равенства; тем самым они развивали сложившиеся ранее представления об утопическом социализме. На их представления о социализме большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Многие социал-демократические партии избрали марксизм в качестве своей теоретической основы. Однако на рубеже веков в рядах германской социал-демократии возникла дискуссия о необходимости пересмотра (ревизии) ряда положений марксизма, не нашедших подтверждения практикой.

Наиболее видным представителем ревизионизма являлся Бернштейн. Бернштейн Эдуард (1850-1932) - один из лидеров германской социал-демократии и второго Бернштейн отвергал научное обоснование социализма, считая его этическим идеалом, критиковал учение о неизбежности краха капитализма, идеи о революции и диктатуре пролетариата. Бернштейн высказал соображения относительно возможности постепенного изменения капитализма путем реформ (“Конечная цель — ничто, движение — все”).

По этому принципиальному вопросу - революция или реформа - в рядах социал-демократии назревал раскол. Из социал-демократических партий стали выходить группировки, называвшие себя коммунистическими партиями, сторонниками революционных действий на базе марксистского учения. В результате между социал-демократами и коммунистами сложились враждебные отношения.

Исходным документом для программ современных европейских социал-демократических партий является принятый в 1951 г. программный документ Социалистического интернационала «Цели и задачи демократического социализма». В основе его следующие идеи:

- сохранение в обществе различных форм собственности, т.е. многоукладная экономика;

- признание свободного рынка при частичном государственном регулировании экономики;

- реформы – есть основной способ социальных преобразований;

- свобода личности – основная цель развития общества.

Анархизм

Анархизм (от греч. anarhia — безвластие) - общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате “самопроизвольного”, стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Для анархизма характерны: индивидуализм, субъективизм, отрицательное отношение ко всякой государственной власти, отрицание крупного производства, защита мелкой частной собственности и мелкого хозяйства на земле, требование немедленной социальной революции, немедленного уничтожение всякого государства.

Идеи анархизма, содержавшиеся в зародышевой форме в трудах целого ряда античных и средневековых мыслителей, были развиты в Новое время английским писателем У. Годвином, который сформулировал понятие “общество без государства” в своей книге “Исследование о политической справедливости” (1793 г.).

Анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе. Однако он никогда не выступал в качестве единой идеологической доктрины в силу различий в подходах его теоретиков к вопросу о путях достижения провозглашенной цели. Традиционно выделяются четыре основных направления в анархизме - индивидуалистическое (М. Штирнер), мютюэлистское (теория взаимопомощи) (П. Ж. Прудон), коллективистское (М. А. Бакунин) и коммунистическое (П. А. Кропоткин).

П.А. Кропоткин в работе «Современная наука и анархизм» (1906) писал: «В наше время анархизм родился из того же протеста – критического и революционного, из которого родился весь социализм. Только часть социалистов, дойдя до отрицания капитала и общественного строя, основанного на порабощении работника капиталистом, остановилась на этом. Она не восстала против главного, по нашему мнению, оплота капитала – государства – и главных его оплотов: объединения власти, закона (писанного меньшинством на пользу меньшинства) и суда, установленного главным образом для защиты власти и капитала. Анархизм же не остановился в своей критике перед этими учреждениями, Он поднял свою святотатственную руку не только против капитала, но и против этих оплотов капитализма…».

Таким образом, мелкий собственник, разоряемый в процессе развития капиталистического производства, выступил за его уничтожение и в целом государства, поддерживающего его. В то же время мелкие предприниматели требовали сохранения мелкой частной собственности. Попыткой выразить эти настроения в политической сфере стала идеология анархизма.

Фашизм

Фашизм - (от fascio — пучок, связка, объединение) - социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм — феномен политической жизни Италии и Германии 1920-1940-х гг.

При всех национальных особенностях классовая сущность фашизма везде была одна: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку и стремившихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии т. н. новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет “вождя”, “фюрера”. Тотальный, в т. ч. идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к “чужим” национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации — непременные элементы идеологии и политики. Фашистские режимы и движения фашистского типа широко используют демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской державности, апологетику войны. Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов и катаклизмов модернизации.

Идеология фашизма - это воинственный антидемократизм и антимарксизм, расизм и шовинизм, доведенный до истерии, возвеличивание тоталитарного государства, несущего ответственность за индивидуальные судьбы и беспощадно пресекающего какое-либо посягательство на единство нации. Фашизм проповедовал необходимость сильной, даже беспощадной власти, лишенной недостатков “либеральной демократии”, основанной на политическом господстве авторитарной партии, обеспечивающей всеобщий контроль над личностью и всем обществом, мистической, не допускающей никаких возражений личности вождя. В идеологии фашизма особое место занимала концепция нации как высшей и вечной реальности, основанной на общности крови. Отсюда вытекала задача сохранения чистоты крови и расы. Нации при этом делились на высшие и низшие. Высшие должны были господствовать над низшими.

В основу экономической и социальной системы общества фашизм положил контролируемое государством господство монополистического капитала. Решительно отвергая классы и классовую борьбу, фашизм выступал за интеграцию в расовое или корпоративное сообщество, в котором трудящимся отводилась роль бессловесных исполнителей воли “производительного капитала”.

Причинами распространения фашистской идеологии в Европе был рост рабочего и демократического движения в Западной Европе после Октябрьской революции в России и в то же время размежевание европейских коммунистов и социал-демократов, обнищание народных масс и психологическая надорванность народов Италии и Германии после первой мировой войны, социальная демагогия фашистов.

Английский политолог Роджер Гриффин считал, что уникальным и определяющим признаком фашизма является «палингенистический миф», или миф национального возрождения. Фашисты верили, что их нация (вариант: вся Европа, весь западный мир) переживает эпоху упадка, который почти неминуемо приведет к распаду нации, гибели цивилизации и торжеству варварства. Почти — потому что такой исход «все еще» можно было предотвратить: предприняв нечеловеческое усилие, использовав последний шанс. Необходимо было совершить «национальную революцию», которая приведет к «воз-рождению» (новому рождению) нации и спасет ее от упадка. Другими словами, фашисты были революционерами — национальными революционерами.

Муссолини начал как левый — непримиримо левый — лидер итальянских социалистов и пацифистов, но через пару лет он возглавил движение левых интервенционистов, требовавших вступления Италии в Первую мировую войну на стороне Антанты. После войны он создал фашистское движение, фактически состоявшее из ветеранов армии и позиционировавшее себя на левом фланге. Но уже через год решительно сдвинулся вправо и стал представлять свое движение как единственную силу, способную подавить стачечное движение рабочих и крестьян, проходившее под коммунистическо-социалистическими лозунгами. Придя к власти, Муссолини отказался практически от всего, что пропагандировал еще несколько лет назад. Будучи, казалось бы, непримиримым антиклерикалом и атеистом в молодости, он осуществил примирение итальянского государства с католической церковью и сделал преподавание основ религии обязательным в государственных школах. Бывший республиканец, он стал монархистом. Толкнув Италию в Первую мировую войну на стороне Антанты, он затем инициировал заключение «стального пакта» с Гитлером и сделался его единственным европейским союзником среди лидеров великих держав. Казалось бы, о каком идеологическом фанатизме тут может идти речь?

Однако англо-американский историк Макгрегор Нокс, детально исследовавший процесс вступления Италии во Вторую мировую войну, убедительно показал, что это произошло исключительно по воле диктатора, который действовал вопреки советам своих дипломатов, армии и части партийной верхушки. По мнению Макгрегора Нокса, Муссолини хотел этой войны, потому что он связывал с ней осуществление той самой «национальной революции», от которой никогда в действительности не отказывался. Хотя Муссолини пошел на компромисс с церковью, монархией и армией, он ненавидел и презирал церковь и монархию. По его мнению, победоносная война дала бы ему возможность смести эти институты со своего пути и произвести давно задуманную революцию. Внешняя политика, в которую Муссолини постоянно вмешивался с момента установления своей диктатуры, несла на себе глубокий отпечаток его «революционных» целей, а именно стремления во что бы то ни стало подорвать послевоенный статус-кво в Европе (от которого в конечном счете Италия больше выиграла, чем проиграла) и втягивать страну в одну военную авантюру за другой. Войны были нужны прежде всего как условие «перевоспитания» итальянцев из нации певцов и рестораторов в нацию солдат и господ.

В действиях Гитлера идеологический фанатизм еще более явно превалировал над прагматизмом. В середине 1930-х гг. он расправился с наиболее непримиримыми сторонниками немедленной революции из собственной партии («ночь длинных ножей»), поскольку считал, что они дезорганизуют государственное управление, и инициировал относительно длительный период преобладания опытных управленцев над партийными назначенцами в ключевых сферах жизнедеятельности государства. Гитлер напал на Советский Союз, как только развязал себе руки на западе — и еще до того, как добился победы над Англией; одна группа нацистских фанатиков (СС) сменила другую (СА) на вершине государственной пирамиды; антиеврейская политика резко активизировалась после нападения на СССР, достигнув апогея в планомерном уничтожении миллионов по расовому признаку.

Национал—социалистическая немецкая рабочая партия - одна из наиболее влиятельных и массовых партий фашистского типа, осуществлявшая на протяжении 12 лет (1933-1945) тотальную власть в Германии. Возникла на базе немногочисленного праворадикалистского объединения, образовавшегося в январе 1919 в Мюнхене (Бавария) и именовавшего себя Немецкой рабочей партией.

Решающую роль в формировании идейных основ национал-социализма сыграли Гитлер, пангерманистские идеи которого были впитаны им еще в юношеские годы, во время пребывания в Вене, А. Розенберг, считавшийся в нацистских кругах специалистом по философскому обрамлению программных целей, и Г. Федер — автор главных экономических постулатов нацизма. Важное воздействие на идеологическую ориентацию активистов НСДАП оказали взгляды теоретика антисемитизма Х. С. Чемберлена, одного из отцов геополитики К. Хаусхофера и праворадикального публициста Меллера ван ден Брука.

«Национал-социализм вовсе не был явлением, охватывающим целую эпоху, а явился порождением жажды власти у одного конкретного человека, а также комплекса чувств зависти и ненависти у одного беспокойного, жаждущего завоеваний народа, ибо если бы национализм имел глубокие корни в своем времени и был одним из непременных движений оного, то военное поражение не смогло бы устранить и так круто оттеснить его в тень забвения...

Фашизм уходит своими корнями в чувство кризиса эпохи. Следовательно, он остается латентным и обретает свой конец только с самой эпохой. Фашизм представляет собой реакцию и отчаянный оборонительный рефлекс. Исходя из этого его природе присуще то, что он в большей степени, чем иные политические группировки, нуждается в выдающимся вожде» (Фест И. Гитлер: Биография. В 3-х т. Пермь, 1993. Т. 3. - С. 390, 406-407).

1 Данный принцип традиционно приписывается купцу Лежандру, жившему в XVII в. На вопрос, что нужно сделать, чтобы помочь ему, он ответил: «Nous laissez-faire» («Позвольте нам действовать самостоятельно»).

2 Дугин А.Г. Консерватизм как явление: возможна ли его общая теория? // Философия права. 2009. № 4. С. 7-15.

9

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]