Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник лучших докладов_2014.pdf
Скачиваний:
149
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
3.82 Mб
Скачать

Список литературы

1.Виноградов В. С. Перевод: общие и лексические вопросы. М.:

КДУ, 2004. С. 5.

2.Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. 348 с.

3.Достоевский Ф. М. Бедные люди: Роман; Двойник: Петербургская поэма. М.: Сов. Россия, 1985. 272 с., ил.

4.Иванчикова Е. А. Синтаксис художественной прозы Достоевско-

го. М.: Наука, 1979. 287 с.

5.Σαραντόπουλος Αντρέας. Φτωχοί άνθρωποι. Αθήνα: Σ. Ι. Ζαχαρόπουλος, 1990. 176 σ.

6.Σαραντόπουλος, Αντρέας Σ. [Электронный ресурс] / URL: http://www.biblionet.gr/author/9957/Ανδρέας_Σαραντόπουλος, свободный.

Загл. с экрана. – Яз. англ., греч.

СЕКЦИЯ «ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»

ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЦИКЛЕ И. А. БРОДСКОГО «КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ»

В. Ю. Малышева, студ. 4 курса

Научный руководитель д. ф. н., доц. Н. В. Патроева

Иосиф Александрович Бродский – поэт, переводчик, нобелевский лауреат в области литературы. Им написаны сотни стихотворений, десятки эссе и даже несколько пьес. Его творчество – явление крайне сложное. Именно с этим связан интерес исследователей, которые в последнее время активно занимаются изучением его поэзии. На наш взгляд, существуют пробелы в современном бродсковедении. Они в первую очередь связаны с тем, что большинство лингвистов в своих работах рассматривают сложные предложения, не уделяя должного внимания проблеме простых конструкций. В данном исследовании мы постараемся максимально подробно изучить семантику и функционирование простых предложений в поэтическом цикле Иосифа Александровича Бродского «Конец прекрасной эпохи». Выбор сборника обусловлен тем, что многие исследователей сосредоточили свое внимание на поэзии периода эмиграции. Мы считаем, что переход от простого синтаксиса к сложному начался со сборника «Конец прекрасной эпохи».

340

Первое стихотворение данного цикла было написано в 1967 г. («Речь о пролитом молоке»), последнее – в 1971. В 1972 г. Бродский эмигрировал в Америку, где в 1977 г. опубликовал два сборника – «Конец прекрасной эпохи» и «Часть речи». Примечательно, что в данном цикле стихотворения расположены не в хронологическом порядке. На наш взгляд, это связано с тематической организацией сборника.

Цикл содержит в себе 19 стихотворений, 6 из них представляют с о- бой «цикл в цикле».

Первое, что бросается в глаза при чтении поэзии Иосифа Бродского, – это сложность размера. Именно в этот период своего творчества поэт начинает экспериментировать с ритмом и метром. Рассмотрим следующий пример.

Стихотворение «Речь о пролитом молоке» представляет собой монолог поэта, в котором он рассуждает о жизни творческого человека в Советском Союзе. Это стихотворение написано 14 января 1967 г. Большинство конструкций в нем – простые. Этот факт говорит о том, что синтаксический строй остался такой же, как и в сборнике «Остановка в пустыне», но серьезные изменения претерпели ритм и метр. Размер данного стихотворения – 4-иктный дольник. Простые предложения и дольник создают некую чеканность стиха:

К нам не плывет золотая рыбка // Маркс в производстве не вяжет лыка // Труд не является товаром рынка // Так говорить – оскорблять рабочих // Труд – это цель бытия и форма // Деньги как бы его платформа // Нечто помимо путей прокорма//Размотаем клубочек.

(«Речь о пролитом молоке», 14 января 1967)

Что касается модальности глаголов, то мы можем сказать следующее: львиная доля предикатов имеют форму настоящего времени и относятся к реальной модальности. В первую очередь это связано с монологическим характером стихотворения и избыточной эмоциональностью.

Экспрессивность лирики выражается посредством стилистических приемов, таких как:

Параллелизм: Я включаю газ, согревая кости // Я сижу на стуле, трясусь от злости.

Риторический вопрос: Что мне шепчет куст бересклета? Риторическое восклицание: Я беснуюсь, как мышь в пустоте сусека! Императив: Наливайте ему пожиже!

Но мы будем неправы, если скажем, что синтаксис Бродского прост. В стихотворении «Речь о пролитом молоке» без того непростой размер перегружается рядами однородных членов: подлежащими, дополнения-

341

ми, обстоятельствами. Также в тексте часто встречаются случаи употребления слитной предикации.

Что касается других стихотворений этого сборника, то следует сказать, что наблюдается тенденция к усложнению как ритма и метра, так и самой синтаксической структуры стиха. После 1968 г. количество простых предложений резко снижается. На смену им приходят сложные конструкции с подчинительной связью, перегруженные обособленными оборотами. Большое употребление синтаксических переносов (анжамбеманов).

Но мы будем несправедливы, если скажем, что простые предложения уходят совсем. У Бродского наблюдается четкая взаимосвязь между темой стихотворения и выбором конструкций. Если стихотворение представляет собой диалог, то в тексте доминируют простые предложения (например, «Посвящается Ялте», январь-февраль 1969). Выбор же сложноподчиненных предложений обусловлен высокой риторикой Бродского (например: «Письмо Т. Б.» и «Разговор с небожителем»).

Стихотворение «Посвящается Ялте» уникально тем, что в нем смешиваются разные стили – художественный, официально-деловой и разговорный. В той части, где используется художественный стиль, преобладают сложноподчиненные конструкции.

Переход от художественного стиля к разговорному характеризуется большим количеством простых предложений различных типов. Большинство конструкций – двусоставные. Так как речь идет об уже случившемся событии, то в тексте преобладают глаголы прошедшего времени, реальной модальности.

Особое внимание следует уделить контекстуально-неполным предложениям. Особенность данных конструкций заключается в том, что они присущи исключительно разговорной речи.

1)Ну что ты хочешь? А? ну что? Ну что?

2)Где находился вечером в субботу? В театре.

3)Так вы считаете, что я обязан давать вам объяснения // Ну что ж, обязан так обязан.

Они нужны Бродскому для создания ситуации диалога, в которой мы не слышим голоса второго субъекта. О том, что он спрашивает, мы можем догадаться лишь по ответным репликам героев. Также эти конструкции помогают поэту передать экспрессивность, присущую разговорной речи. Помимо этого Бродский также использует усеченные предложения, чтобы создать эффект недосказанности:

1)Вероятно, все это эффект их близости…

2)Папаша разберется…

342

3) Я – хахаха – как видите еще… Наравне с неполными конструкциями в тексте встречаются также

нечленимые предложения. Можно выделить следующие виды: А) Утвердительные:

Да. Наверно.

Б) Отрицательные: Нет!

В) Вопросительные: Правда?

А?

Г) Эмоционально-оценочные: А жаль!

Что вы! Д) Этикетные:

Извините.

Благодарю.

Мы уже упоминали о том, что в стихотворении содержатся элементы официально-делового стиля. В синтаксическом строе преобладают неполные конструкции глагольного типа. Например:

Такой-то и такой-то // Сорок лет // Национальность. Холост. Дети – прочерк // Откуда прибыл // Где прописан // Где, Когда и кем был на й- ден мертвым // Дальше идут подозреваемые: трое.

Из синтаксической структуры данного отрывка мы пониманием, что это протокол. Такое использование официально-делового стиля в поэзии – явление непривычное.

«Я» субъекта речи и «я» поэта в данном случае не совпадают. Поэт говорит от лица разных людей, что выражается на письме лексически и грамматически.

Несмотря на то что Иосиф Бродский широко использует простые предложения двусоставного типа, в текстах можно часто встретить односоставные конструкции. Самые распространенные – определенноличные. Бродский неслучайно выбирает именно этот тип, так как он в своей лирике стремится к децентрализации собственных переживаний. Интересен тот факт, что на выбор определенно-личной конструкции влияет семантика предиката. Например, с глаголами восприятия, чувства и мысли поэт не использует местоимение «я»:

Вижу только лампаду. («Речь о пролитом молоке»)

Ощущаю легкий пожар в затылке. («Речь о пролитом молоке»)

343

Плачу. («Письмо Т. Б.»)

Улыбнусь порой, порой отплюнусь. («Я всегда твердил…»)

При предикатах, имеющих значение активного действия, местоимение присутствует:

Я пришел к Рождеству с пустынным карманом. («Речь о пролитом молоке»)

Офицеры бродят, презрев устав, в галифе и кителях разной масти. («Письмо генералу Z»).

А. Н. Лещева в своей статье говорит о том, что именно с тенденцией Бродского к деперсонификации связано большое количество неопреде- ленно-личных и безличных конструкций [1; 93].

Вструктуре неопределенно-личных предложений можно выделить следующие моменты:

1. Семантическая отнесенность всех предикатов – активное действие. 2. Большинство глаголов (3) относятся к настоящему времени, 2 – к

прошедшему и 1 – к будущему. Например:

1. Ее возьмут в любой театр. («Посвящается Ялте»).

2. Что же пишут в газетах в разделе «Из зала суда»? (Конец прекрасной эпохи»).

3. Тогда-то и воздвигли эту башню. («Post aetatem nostram»).

Сточки зрения семантической принадлежности безличных предикатов мы выделили следующие группы:

А) Долженствование: В этом следует разобраться. («Речь о пролитом молоке», 1969).

Б) Возможности/невозможности: Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера. («Конец прекрасной эпохи», декабрь 1969).

В) Необходимость: Важно многим создать удобства.(«Речь о пролитом молоке», 1969).

Г) Желательность: Взять бы в дочки, эх, взять бы в дочки! («Речь о пролитом молоке», 1969).

Вобласти номинативных предложений Бродский отдает предпочтение конструкциям бытийного типа. Этот факт помогает поэту описывать действительность здесь и сейчас, т. к. номинативы несут в себе семантику настоящего времени. Номинативные предложения – это еще один способ «сбежать» за пределы собственного «я», так как предложения этого типа не называют субъект. Например:

Дерево. Тень. Земля Под деревом для корней. Корявые вензеля.

344