Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория валюаций-Херманс.doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
512 Кб
Скачать

Реорганизация системы валюаций

Хотя валюаций, указывающие на «несчастную любовь», являются, по данным измерения, наиболее влиятельными в этой системе валюаций, не они играли ведущую роль в процессе реорганизации системы. I Ключевой для реорганизации системы в целом оказалась валюация № 6: «Я хотела бы и внешне выглядеть таким человеком, каковым я являюсь внутри, но никому не показывала: человеком, в котором больше силы и i ясности». Анна объяснила, что она видела проявления силы и ясности I в других людях, но не в себе. Например, она рассказала, как ее младший брат мог препираться с отцом, и добавила: «Я бы никогда не посмела». Из-за того что она никогда не смела быть таким человеком, для нее валюация № 6 была связана с очень низким уровнем самоутверждения и сильными негативными эмоциями. В то же время Анну завораживали сила и ясность и она была убеждена, что где-то «глубоко внутри» нее скрывался человек, которому они были свойственны. Психотерапевт предположила, что валюация, обозначенная выше, могла бы стать «воротами изменения», и на следующей сессии предложила Анне сосредоточиться на аффективном значении этой валюации. Это сосредоточение реализовалось также в том, что данная валюация была выбрана в качестве центральной при модальностном анализе.

При модальностном анализе рассчитываются корреляции центральной валюации со всеми остальными валюациями системы (см. последний столбец в табл. 2). Валюации, показывающие наиболее высокую корреляцию с центральной, далее исследовались на наличие общей темы. Анна предложила следующую интерпретацию (от более высоких к более низким корреляциям):

№ 6 и № 2 — коэффициент корреляции 0,92: «Когда меня просили что-то сделать, а я чувствовала, что недостаточно сильна для этого, я просто уходила в сторону».

№ 6 и № 4 — коэффициент корреляции 0,85: «Одна армия [администрация] переоценивала меня, а другая армия [мои коллеги] недооценивали меня; но я не показывала им, что я чувствовала на самом деле: тогда я могла больше проявить себя».

Когда другие пары валюации были проинтерпретированы подобным образом, психотерапевт предложила Анне обобщить, что она видит в качестве общей темы, стоящей за всеми ее интерпретациями. После нескольких попыток Анна сформулировала следующее: «Мне никогда не приходилось бороться за что-то для себя самой; практически все в моей жизни мне предоставляли и устраивали для меня другие люди». Иными словами, у Анны никогда не было (и она не искала) возможности хоть как-то самоутвердиться в качестве независимой личности (смотрите низкую выраженность мотива S в табл. 2). С теоретической точки зрения, можно утверждать, что это обобщение является центральной темой ее я-нарратива. Эта тема стала явной после того, как в расчет была принята латентная мотивационная база системы валюации.

После этого сосредоточения настало время для саморефлексии и обсуждения всепоглощающего влияния этой основной темы. Анна отправилась домой, зная, что в процессе самоисследования она натолкнулась на главную тему своей жизни. В период сразу после самоисследования для нее имело смысл просто наблюдать за тем, что происходит; то есть Анне было предложено рассматривать, как жизнь «живется» с точки зрения основной жизненной темы, и анализировать, что происходит в ее отношениях с окружающими людьми.

Как уже отмечали многие психотерапевты, наилучшая стратегия побуждения к изменениям — не торопить человека с изменениями, а предложить ему сосредоточиться на природе своих личностных переживаний. Многие люди, легкие на подъем и стремящиеся к изменениям, парадоксально не способны измениться, потому что от спешки у них возрастает переживание стресса и разочарования. Эти чувства блокируют процесс изменения, а не продвигают его. Процесс изменения требует серьезной саморефлексии и концентрации. Для этого нужно суметь на время остановиться и рассмотреть основные темы в своей системе валюаций, даже если это болезненно.

Что замечательно (и характерно), человек в состоянии сосредоточенной саморефлексии часто начинает спонтанно предпринимать какие-то действия, исследовать альтернативные возможности и действовать методом проб и ошибок. Эти маленькие изменения часто сопровождаются осознаванием, что хотя бы что-то «может быть по-другому». То есть система валюаций в том виде, в каком она была сформулирована — это не последнее слово, не финальный «личностный профиль», не какое-то фиксированное «я». Скорее, индивидуальная система валюаций — это некое начало. В контексте поддерживающих взаимоотношений с психотерапевтом клиент начинает процесс изменения, пересочиняет отдельные куски я-нарратива в ином свете. Изменение перспективы становится особенно заметно, когда человек добавляет к системе валюаций какие-то новые события. Подобное изменение системы валюаций, в свою очередь, указывает на способность человека к самоорганизации. Для более детального, систематизированного знакомства с описанием процедуры стимулирования изменений в системе валюаций ознакомьтесь с циклом «обращение внимания — создание — заякоривание» (Hermans & Hermans-Jansen, 1995. P. 47-54).

Промежуточная оценка: проверка направления изменений

В соответствии с представлением о самостоятельно инициированных изменениях Анна начала предпринимать новые шаги, которые еженедельно обсуждались на психотерапевтических сессиях, при этом всегда — в тесной связи с системой валюаций из первого самоисследования. Эти «инициативы», как правило, относились к обнаруженной «бреши» в ее системе валюаций: низкому уровню мотива самоутверждения. Некоторые из предпринятых шагов подготавливались во время сессий, другие осуществлялись спонтанно и обсуждались с психотерапевтом позднее. Вот некоторые примеры: когда в школе, где училась дочь Анны, возникло какое-то непонимание, Анна решила написать письмо, чтобы прояснить какие-то моменты, хотя раньше она оставляла это мужу. Услышав, что соседка обвинила ее в непорядочности, Анна поговорила с ней, обозначив свою точку зрения, хотя раньше она всеми силами старалась бы избежать конфликта. Во время собеседования при приеме на новую работу ей предложили описать себя, и она упомянула о своих «сильных сторонах», хотя раньше сочла бы это «хвастовством».

Через три месяца после первого самоисследования психотерапевт предложила провести новое небольшое самоисследование, чтобы оценить направление происходящих изменений. Психотерапевт спросила Анну, что изменилось за этот период. Изменения были сформулированы в виде валюации, которые оценивались в соответствии со стандартным набором аффективных терминов. Оценивались также «сессии с психотерапевтом», «самостоятельная работа над собой» и «базовый эмоциональный фон».

ТаблицаЗ. Анна: валюации изменения, базовый эмоциональный фон, сессии с психотерапевтом, работа над собой (промежуточная оценка)

Валюация S О Р N Ген.

  1. Я стала более уверенной в себе; я осмеливаюсь 8 12 10 5 0,73

на большее

  1. Мне легче быть самой собой; я чувствую, что 6 11 10 4 0,75

на меня меньше давят проблемы (со школьной

администрацией и с моей матерью)

3. Я больше делаю то, что сама хочу, не обращая 9 9 12 1 0,65 внимания на чужие ожидания; меня совершен но не волнует, что они там подумают

Сессии с психотерапевтом 11 7 11 1 0,19

Работа над собой 8 14 11 3 0,69

Базовый эмоциональный фон 8 12 9 3 -

Примечание. S — самоутверждение, О — близость, Р — позитивное состояние, N — негативное, Ген. — генерализуемость.

Таблица 3 показывает, что именно Анна считает основными изменениями; это сформулировано в виде трех валюации № 1-3. Важной характеристикой этих валюации изменения является их сравнительная природа. Настоящее сейчас воспринимается как отличное от прошлого. Хотя содержание формулировок предполагает наличие возросшего самоутверждения, аффективные показатели указывают, что мотив близости все еще более значим. Это верно и для базового эмоционального фона, который стал более позитивным, но пока еще в незначительной степени содержит чувства, связанные с реализацией мотива самоутверждения.

Сравнение аффективных оценок психотерапевтических сессии и работы над собой, которую Анна проводила самостоятельно, показывает, что эти валюации оцениваются позитивно и обеспечивают ей возможность работы со всей системой валюации. Психотерапевтические сессии вызывают больше аффекта самоутверждения, нежели аффекта близости, и это позволяет предположить, что сессии задают тон дальнейшему изменению валюации и способствуют укреплению мотива самоутверждения. В общем, эта промежуточная оценка показывает, что изменения происходят в желаемом направлении, проявления желаемых состояний ясности и силы, отмеченных в валюации № 6 (табл. 2) становятся более частыми и интенсивными. Начинают проявляться контуры усилившегося самоутверждения, хотя большая часть самих валюации изменения все еще указывает на доминирование аффекта, связанного с мотивом близости.

Второе самоисследование: дальнейшая реорганизация системы

Через девять месяцев после первого самоисследования и Анна, и психотерапевт почувствовали, что в Аннином восприятии себя и мира изменилось настолько много, что они решили провести второе самоисследование. Результаты его представлены в таблице 4, а обобщение основных изменений приводится ниже.

Во втором самоисследовании можно заметить прорыв валюации самоутверждения. Валюации № 1 и 2, сформулированные в первый раз, были модифицированы, теперь они выражают больше уверенности в себе (№ 1) и больше духа борьбы, чем в первый раз. Это также можно заметить по высокому уровню аффекта самоутверждения. Некоторые другие валюации (№ 4-6) теперь демонстрируют уровень аффекта са- « моутверждения, значительно превышающий уровень аффекта близости. Это позволяет предположить, что Анна чувствует себя способной ставить собственные интересы выше интересов других людей, когда это необходимо. (Заметьте, что подобный тип валюации, где аффект 5 преобладал бы над аффектом О, во время первого самоисследования полностью отсутствовал). Такая реорганизация подразумевает, что Анна в

Таблица 4. Анна: валюации, базовый эмоциональный фон, идеальное самоощущение и их индексы (второе самоисследование)

Валюация S О Р N Ген. Ид. № 6

  1. Я более уверена в себе и знаю, что 11 13 16 5 0,79 0,76 0,31

окружающие принимают меня

такой; я больше не стремлюсь избегать

конфликтов любой ценой

  1. Я больше защищаю свои личные 13 9 16 3 0,68 0,75 0,57

интересы

  1. В этот тяжелый период мы все че- 14 16 9 1 0,70 0,68 0,01

му-то научились; теперь я больше

не боюсь, что могу вызвать

отвращение у детей, скорее, наоборот

4. Я брошу работу; отказ от финансо- 18 0 14 1 0,21 0,35 0,75 вой независимости сейчас меня

устраивает больше, чем необходимость

возвращаться в прежнее рабочее окружение, где никто ничего не обсуждает

  1. Я стала спокойнее 8 0 11 2 0,11 0,23 0,81

  1. Я начинаю и внешне выглядеть та- 13 2 16 4 0,13 0,26 -

ким человеком, каковым являюсь

внутри, но которого раньше никогда не позволяла видеть: человеком, в котором больше силы и ясности

Базовый эмоциональный фон 12 18 15 2 - 0,96 0,13

Идеальное самоощущение 15 18 16 3 0,96 - 0,26

Примечание. S — самоутверждение, О — близость, Р — позитивное состояние, N— негативное. Ген. — генерализуемость, Ид, -г- идеализируемость.

значительной степени разрешила свои личные проблемы; возросшая уверенность в себе и обретенная сила позволили ей оставить прежнюю работу (валюация № 4). Этот поступок снял тяжелое бремя с ее системы валюации и избавил Анну от стрессовых переживаний, которые во многом были воспроизведением ее прошлого (например, № 4 в табл. 2).

Валюация, которая в первом самоисследовании относилась к ее желанию проявлять свои силы, приобрела во второй раз более реалистичные пропорции. Когда эта валюация была прокоррелирована со всеми остальными (см. последний столбец в табл. 4), были выявлены корреляции в основном с валюациями типа S>0. На основе представлений о ценности полученного ею образования и того, что она женщина, и отчасти на основе ее жизненной истории (старший ребенок в семье, в которой мать болела; неудачный брак родителей и т.д.), она развила в себе идентичность «посредника», «амортизатора», который постоянно заботится о других и стремится сохранить имеющиеся отношения. В результате у нее не было возможности—ей просто не позволяли—развить некое независимое «я». Тем не менее Анна с легкостью могла представить себя сильной, решительной и способной настоять на своем. Эта личность была запрятана «глубоко внутри» нее, но не была, по ее мнению, частью актуального поведения. Основываясь на потенциале, наличие которого она в себе ощущала, и опираясь на поддержку психотерапевта, Анна, однако, выбралась из кризиса. Более того, случай Анны показывает, что кризис—это не только опасность, но и шанс: Анна заделала брешь, изначально существовавшую в ее системе валюаций, собственными силами, которые были скрыты, пока кризис не наступил. В результате ее система валюаций расширилась и стала более гибкой и, более того, позволила ей разорвать постоянно возобновлявшийся цикл навязчивой и нормативной заботы о других. Этот случай из практики был представлен для того, чтобы продемонстрировать, каким образом измерение, изменение и оценка — аспекты метода самоконфронтации — работают в идеальном случае, когда они сочетаются, давая человеку возможность осуществить плавный переход от диагностики к изменению. Однако переход не всегда бывает таким спонтанным и гладким. Переход в значительной степени зависит от имеющихся у человека умений и возможностей реорганизовать систему валюаций. Например, клиент в депрессивном состоянии, испытывающий беспомощность и безнадежность, безысходность, часто не может вообще ничего предпринять, а если предпринимает, то его инициатива часто оказывается поглощенной доминирующими и очень высоко генерализуемыми апатией и унынием. В подобном случае перехода от психодиагностики к изменению не возникает. Может потребоваться больше времени, чтобы добраться до той точки, где вообще возможно осуществить реорганизацию. Терпение, поддержка и вовлеченность психотерапевта крайне важны; возможно, требуется более широкий набор техник, чем тот, что описан здесь.

Типы валюаций

В предыдущих разделах утверждалось, что богатое феноменологическое разнообразие валюаций на латентном уровне укоренено в ограниченном наборе основных мотивов. Метод самоконфронтации показывает, что эти основные мотивы обычно выражаются в аффективном компоненте валюаций. Рисунок 2 обобщает основные типы валюаций, которые можно обнаружить при применении метода самоконфронтации в исследованиях и в практике (Hermans & Hermans-Jansen, 1995). Их можно рассматривать как основные, хотя и не единственные темы, с точки зрения базовых мотивов. Эти темы можно сравнивать с тем, что

Рис. 2. Типы валюаций

Примечание. +S— положительное самоутверждение; -S— отрицательное самоутверждение; +0 — положительный контакт с другими; -О — отрицательный контакт с другими; +НН — положительное сочетание высокого уровня самоутверждения и высокого уровня контакта с другими; -LL — отрицательное сочетание низкого уровня самоутверждения и низкого уровня контакта с другими. (Оригинал опубликован в: Hermans & Hermans-Jansen, 1995).

формулирует клиент, в процессе модальностного анализа. В случае Анны ее тема была сформулирована как «Мне никогда не приходилось бороться за что-то для себя самой...», и последующий процесс изменения ее системы валюаций происходил в направлении большей выраженности аффекта самоутверждения в сочетании с высоким уровнем позитивного аффекта. Она прошла путь от акцента на негативных переживаниях, связанных с мотивом близости (-0 на рис. 2), что было выражено достаточно ярко во время первого самоисследования, к позитивному переживанию самоутверждения (+S на рис. 2). Таким образом, изменения системы валюаций клиента могут быть представлены как перемещение по кругу на рис. 2. Локализация основных типов валюаций и частота их возникновения помогает психологу и клиенту оценить «предрасположенность», существующую в системе валюаций в определенный момент, и прояснить, что для человека может стать ценным в будущем.

ОБОГАЩЕНИЕ ПРОЦЕССА ВАЛЮАЦИЙ: ПРИМЕРЫ ИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ

В последние годы теория валюаций и метод самоконфронтации применялись в различных исследованиях и при работе с практическими проблемами. В этом разделе будут приведены примеры, которые позволяют нам понять, говоря словами Дж. Келли (Kelly, 1955 / Келли, 2000), «границы применимости» этой теории.